Педагогический проект дня по дате народного календаря Герасим Грачевник

Подготовила:

Старший воспитатель
ГБДОУ детского сада № 76
Калининского района Санкт-Петербурга 
Кудрявина Ольга Юрьевна




17 марта «Герасим Грачевник»
«Перелетные птицы»
Интеграция области « Социально-коммуникативное развитие»


Цели: - Беседуя с детьми, побуждают их думать и говорить;
- учить понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
- воспитывать в детях любовь к животным.
День 17 марта в народном календаре называется Герасим Грачевник. В стародавние времена в далекой от России стране Палестине жил монах по имени Герасим. Однажды шел он по пустыне и увидел льва. Лев был болен. Тяжело страдал и ни кто не решился бы ему помочь, потому что вряд ли нашелся бы смельчак не побоявшийся подойти к такому грозному зверю. Лев не мог словами объяснить Герасиму, что с ним случилось и приподнимал лапу, опухшую и гноящуюся, как бы прося помощи у человека. Монах, видя льва в такой беде, сел, взял лапу зверя и вытащил из нее шип. Когда вытек гной, он хорошо очистил рану и обвязал платком. Исцелённой лев с тех пор не покидал Герасима, а ходил за ним, как ученик. Монах подкармливал льва хлебом или иной пищей. Лев научился помогать монахам, жившим вместе с Герасимом в монастыре: пас осла, возил на себе воду из реки. А когда Герасим умер, лев приходил на его могилу и рычал- плакал и грустил по своему хозяину. На Руси почитают Герасима как покровителя животных и врачевателя, потому, что он стал примером сострадания. Это конечно древняя история и совершил такой пример сострадания человек, наделенный особенным даром. В наше время мы с вами не рискнем подойти к раненому зверю, потому, что это очень опасно. Но ведь мы с вами в состоянии как-либо помогать животным. Может быть кто-то расскажет свою историю, как вы сами или ваши знакомые помогли животным. ( слушают рассказы детей).
- А ведь мы с вами, ребята всю зиму помогали животным. Зимой птицам трудно добывать корм, а мы их подкармливали крошками, устраивали для них кормушки. Разве это не помощь? Вы еще малы, для того, чтобы лечить зверей, но ведь не мешать им, это тоже помощь для животных. Вот, вы, все бывали в зоопарке и как хотелось, наверное, покормить зверей. А этого без разрешения служащих зоопарка делать нельзя. У животных есть свой рацион, в котором расписано какие продукты и в какое время им нужно съедать. И когда дети, пришедшие в зоопарк, кидают обезьянке или медвежатам конфеты, печенье или еще что-то, попавшееся в карманах, то поступают очень плохо. У животных начинают болеть зубы, живот, выпадает шерсть, зверь может погибнуть от таких лакомств. Давайте договоримся, что когда вы будете в зоопарке, то ни в коем случае не будете так поступать.
- А каких животных можно встретить в наших лесах? (слушаем ответы детей).

- Иногда в лесу можно встретить змею. Некоторые подростки, да бывает по незнанию и взрослые считают их вредными животными, бьют их палками. Как вы думаете правильно ли они поступают? ( выслушиваем мнения детей).
- Конечно, змея очень опасное животное, но сама змея вряд ли станет нападать на человека. Но если на нее случайно наступить или слишком приблизиться к ней, она может и укусить, а укус ее очень опасен, поэтому в лес надо ходить в сапогах, оберегая ноги от змеиного укуса. Но и заметив змею не стоит бить ее. Лучше тихонечко отойти в сторону и оставить животное в покое.
В лесу, а иногда и в городе в парке, люди находят выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите, если сами увидите птенчика, беспомощного, одинокого? ( слушаем ответы детей).
- Если вы увидите птенца на земле. Это еще не значит, что он выпал из гнезда и ему требуется ваша помощь, скорее всего птенца учат летать его родители и наверняка, испугавшись вас, они притаились где-то рядом в кустах. Самое лучшее-отойти в сторонку и не трогать птенчика, не привлекать к нему внимания. А вот если птенец оказался один посреди газона, пешеходной дорожки, как поступить? Аккуратно взять его и переместить в ближайшие заросли, кусты, деревья, цветник. Он не упал с неба, а просто вышел за пределы безопасной территории. Это лучшее, что вы можете для него сделать в такой ситуации. И когда вы отойдете подальше от кустов, то взрослые птицы подлетят к своему детенышу и продолжат урок.
А у кого из вас дома живут животные?
Как вы помогаете взрослым ухаживать за домашними питомцами?
Болели ли когда-нибудь ваши животные?
А кто по профессии человек, который лечит животных?
Кто из вас вместе со взрослыми водил домашних животных к ветеринару?
(Выслушиваем ответы детей, по ходу их рассказов задаем дополнительные вопросы, стимулируя развернутую речь детей) Далее предлагаем совместное слушание стихотворения К.И.Чуковского « Айболит».Вместе рассматриваем картинки в книге. Книгу размещаем в книжном уголке для свободного доступа детей.
Физкультминутка. « Веселый зоопарк».
Задача:
Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой.
постоим на одной ноге как цапли;
потянемся и вытянем шею, как жираф;
попрыгаем как кенгуру;
извиваемся как змея;
расправим крылья и полетим как орел;
шагаем как медведь;
скачем как зайцы,

часть календарного дня «Грачевник».

Непосредственно образовательная деятельность.

Перелетная птица грач.( интеграция познавательной и художественно-эстетической областей ФГОС)
Цель:воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру . Задачи: Дать представление о перелетной птице-грач; -раскрыть значение слов восковица (надклювье), сине-фиолетовый отлив, грай; -побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки).

- Мы с вами с утра вели разговор о том, что день 17 марта в народном календаре называется Герасим- Грачевник. Первая часть названия дня в честь монаха Герасима, покровителя животных, а вот вторая Грачевник, как вы думаете почему так названа?( слушаем доводы детей).
- Второе название – Грачевник - происходит от того, что в этот день ждали возвращения грачей, зимовавших на юге, по пути в родные края преодолевающих много километров.
Грач, птица не так уж и красива, очень похожа на ворону, но уж очень полюбился народу за то, что одним из самых первых возвращается на родину после зимы из южных стран.«Грач зиму расклевал, - говорили старики и добавляли, - увидал грача - весну встречай».Как вы думаете, что означает выражение - грачи весну открыли? (выслушиваем мнения детей) .
- Давайте рассмотрим как выглядит грач.(дети рассматривают слайд. Дают свое описание).Подитоживает воспитатель: Грачи отличаются от чёрных ворон, внешне лишь несколько большим изяществом строения и тонким прямым клювом со светлой восковицей (надклювьем). У молодых грачей в основании клюва растут перья, которые со временем выпадают. Чёрное оперение грача имеет сине-фиолетовый отлив.
Грачи, завидев сородича издают звук, напоминающий «Ках» или «Крах», а когда сердятся или хотят отогнать противника издают длинный возглас «Крэээээх».Птенцы до вылета из гнезда громко пищат, а молодые грачи издают задорное звонкое «Рррах».Про ворон говорят-каркают, а про грачей-граят. В стародавние времена выходили на пригорки старики и пристально глядели на птичьи стаи. Если опрометью над полем грачи пролетали, то печалились старые люди: «Не к добру. Зальет поля, придут на поля дожди гнилые, затяжные. Если грачи шумно граят и летят к своим гнездам, то весна будет дружная. Полагали, что человек, рожденный в этот день, станет хозяйственным. Как вы считаете, какого человека можно назвать хозяйственным? ( ответы детей). - Грачи питаются червями, могут склевать яйца и птенцов певчих птиц, семена и плоды растений. Но все же излюбленная пища грача - насекомые. Этих птиц часто можно увидеть следующими за тракторами и газонокосилками, они выискивают насекомых в распаханной земле или скошенной траве. Грачи даже поедают мышей-полевок и тем самым приносят огромную пользу сельскому хозяйству. Однако есть от них и некоторый вред: они выклевывают посеянные людьми семена на полях и огородах. Но все же пользы грачи приносят несравненно больше, чем вреда.
Грач являлся постоянным спутником пахаря, а позже -- тракториста. Как только крестьяне начинают взрыхлять почву после зимы , грачи тут же прилетают на пашню. Они ловко выхватывают из земли червяков, личинок, жуков, пауков. От постоянного ковыряния в земле у грача образовался "белый клюв". Мы уже говорили про это отличие его от вороны.
На самом деле, у грача не клюв белеет, а от постоянного трения клюва об землю оголяются от перьев лицевые части. Светлая кожа на этих частях и вокруг основания клюва и дает характерный облик "голого лица" с "белым клювом" старому грачу. У молодых грачей еще нет "белого клюва". Поэтому молодого грача очень сложно с первого взгляда отличить от черной вороны. Грач, как и скворец, всеобщий любимец на Руси. Грача считали вестником весны. Надо вам заметить, ребята, что без человека в природе эти птицы не существуют. Грачи привязаны к местам своих гнездовий, они не любят больших, глухих лесов и никогда не селились в них, а предпочитают вить гнезда рядом с жильем человека.
- А кто из вас объяснит пословицу: «Грач на горе- так и весна на дворе»? (ответы детей).
-А почему говорят: «Герасим грача на Русь ведет- скоро снег сойдет»? ( ответы детей).
Календарная народная игра « Грачи летят».
Дети встают в круг или произвольно располагаются по групповой комнате, но обязательно так, чтобы видеть и слышать воспитателя. Взрослый ведущий говорит:
«Грачи летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!»
Все дети кричат хором: «Летят! Летят!»
Ведущий продолжает:
«Журавли летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!»
Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.
Так же летят пчелы, комары и т.д.
А потом водящий говорит:
Поросята летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!
Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.
Рассматривание репродукции картины А.К.Саврасова « Грачи прилетели».
Цель:формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Задачи: - Учить детей рассматривать картины художников, как произведение искусства. - Познакомить детей с картиной А.К. Саврасова « Грачи Прилетели» и вызвать у них эмоциональный отклик на художественный образ весеннего пейзажа; - развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержание и средств выразительности живописи; -развивать этические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи;
- Давайте рассмотрим репродукцию картины русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Внимательно присмотритесь к ней и подумайте, какое бы вы ей дали название. (слушаем ответы детей). -Картина называется « Грачи прилетели». И уже давно воспринимается как один из символов России. Кто из вас знает, что значит символ России? ( мнение детей). - Символ -это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета или , как в нашем случае страны. Попытайтесь вспомнить или догадаться какие цветы, животные, города, люди символизируют Россию. ( слушаем объяснения детей).
- Конечно, символами России можно назвать ромашку, березу, бурого медведя, Москву, Юрия Алексеевича Гагарина-первого космонавта, а вот среди картин можно назвать символом России картину Алексея Кондратьевича Саврасова « Грачи прилетели».И сейчас мы с вами разберемся, почему? - В центре картины мы с вами видим храм с пятью главами, а рядом шатровая колокольня, такие строили по всей России. Возле храмов, конечно, находилось приходское кладбище, обнесенное, разумеется, какой-то оградой. Мы с вами его на картине не видим, а можем только догадываться, потому, что так было заведено в стародавние времена, устраивать кладбище рядом с храмом. А вот очевидно ограду его художник нам изобразил. В Русских преданиях зима представлялась в виде злой богини Морены. Вслушайтесь в звучание ее имени: Морена. Слышим слово мор. Как вы думаете, что оно обозначает?( слушаем ответы детей).
- На самом деле словом мор обозначается повальная смерть людей или животных. И вот такое слово звучит в имени богини зимы и смерти- Морены. И слово мороз слышится в ее имени. Морена странствовала в снегах, время от времени навещая людей, появляясь со своими слугами, духами ночи и болезней, известными под названием «мары» или «моры». С ними Морена каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Мы говорим, что природа зимой замирает, погружается в сон. Зима-это царство злой Морены. И художник нам, как бы говорит, там за оградой кладбище- сторона мертвых, царство зимы-Морены. И это царство уже отделено кладбищенской оградой от другого царства-царства весны.
А на переднем плане картины мы с вами видим тонкие кривые березки, на которых вьют гнезда вернувшиеся на родину после долгой зимы грачи. Они шумят в вышине берез, наполняют округу своим граем. Там, над церковью еще темное хмурое небо, а над березами, где шумят грачи около своих прошлогодних гнезд уже среди тучек виднеется голубое весеннее небо и пробиваются лучи солнца. Веселятся грачи: уже не победит зима весну. Весна вступает в свои права. Уже подтаял снег, уже стоят березы в талой воде, уже заметна желтая дымка березовых сережек. Сколько радостного настроения в предчувствии весеннего тепла, солнца и света без слов одними красками изобразил зрителям художник. Мы иногда говорим о красках. Что они веселого цвета. Какие цвета вы бы назвали веселыми? ( слушаем ответы детей). - Конечно же белый, красный, оранжевый, рыжий желтый цвет- это веселые, радостные цвета. Но на картине Алексея Кондратьевича Саврасова красок такого цвета нет. Тем-то она и дорога сердцу каждого русского человека, что на ней мы видим родную природу, просыпающуюся от зимнего сна: потемневший набухший влагой снег, мокрые стволы берез, черные ветки, валяющиеся под ними, черные птицы в вышине. Краски совсем не веселые, а скорее печальные, а настроение создается веселое. И грачи заняты делом : один внизу подобрал клювом ветку для починки гнезда, другие уже забрались в гнезда и устилают их мягкими травинками для своих будущих птенцов, третьи и вовсе ссорятся в вышине не могут поделить гнезда. А настроение создается радостное. Весна пришла! Грачи прилетели! И все в этой картине русское, родное и совершенно простое, но так прекрасно запечатленное великим мастером.
Мы с вами сегодня рассматривали репродукцию картины Алексея Кондратьевича Саврасова « Грачи прилетели». Каждый из вас по-своему увидел её содержание, каждый по-своему рассказывал о своих впечатлениях. А сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. Это стихотворение о весне, но, мне кажется, очень подходит к картине « Грачи прилетели».
Бушует полая вода, Шумит и глухо и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Наполнены теплом и светом. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, И ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш.
Вот видите как об одном и том же дне весны один- поэт рассказал словами, а другой -художник рассказал красками.
2. Непосредственно образовательная деятельность. Художественно-эстетическая область. Изобразительное творчество
На выбор воспитателя и детей. « Грачи прилетели». Поскольку цель нашей рубрики: поделиться инновациями в области ознакомления старших дошкольников с народным календарем, то нет надобности в данном разделе подробно описывать методику непосредственно образовательной деятельности с детьми на занятиях лепкой, рисованием или конструированием, а отнесем читателя к страничкам в интернете, которые могут пригодится начинающим педагогам или родителям. Вместе с тем хочется подчеркнуть, что вышеизложенный материал логично предшествует этим занятиям с детьми. В процессе рисования или лепки грачей воспитатель при подчеркивании характерных особенностей птицы или при анализе работ вместе с детьми использует загадки и пословицы о грачах: Загадки: Солнце греет у порога И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам
Черный, проворный, Кричит "крак" - Червякам враг.
Летом за пахарем ходит, А под зиму С криком уходит.
Пословицы: Увидел грача весну встречай; Грач на горе весна на дворе; Гарасим - Грачевник, грачей пригнал. Грач с земли хворостинку поднимает – солнечное лето обещает. В конце занятия детям предлагается выбрать работы, которые разместят в уголке наблюдения за природой. Кому-то из детей на занятии предлагают сделать зарисовку грача в календаре природы.

Прогулка.
Организовать наблюдение « Каких птиц увидим во время прогулки».
Вопросы для наблюдения: Каких зимующих птиц увидели?
Появились ли перелетные птицы?
Какие птицы самые крупные, а какие самые мелкие?
Какие птицы держатся стайками?
Каких птиц наблюдалось больше всего?
Начал ли кто-либо из птиц петь песни?
Чем были заняты птицы?
Какие из птиц большую часть времени проводили на деревьях, кустах, на земле?
Какие птицы чаще других перелетают с места на место?

Календарная народная игра «Идет матушка Весна»
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идет матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.
Вторая половина дня.
Коллективный труд. « выпекаем булочки -грачи»
-. Мы с вами уже говорили о том, что сегодняшний день в русском народном календаре называется Герасим- Грачевник. И теперь мы с вами знаем, почему в народе говорят: «Гарасим - Грачевник, грачей пригнал» .В день Герасима- Грачевника наши пра- пра- бабушки из ржаного теста пекли птичек-грачей, и считали, что такой горячей выпечкой приблизят наступление теплых дней. Вот и мы с вами возьмемся за дело и будем печь грачей. Для начала вспомним наши правила:
1. Вымыть руки;2 Надеть передник; Заправить волосы под косынку или колпачок;
Готовое тесто раскатываем колбасками. Колбаски разрезаем на равные кусочки, которые снова раскатываем на более тонкие колбаски. Получившиеся тонкие колбаски завязываем в узелок. Таким образом сам узелок-это фигурка грача. Смазываем противень маслом и выкладываем узелки на противень. Уже на нем дорабатываем заготовки. Чуть оттягиваем одну сторону узелка- голова птицы, вставляем изюминки-глазки. В нижней части узелка опять немного оттягиваем тесто-хвостик. Хвостик надрежем ножом, чтобы получить перышки. Смазываем булочки крепко заваренным чаем или взбитым яйцом. Оставляем на 10-15 минут на противне, а затем уносим на кухню в духовку.




































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415