Доклад на тему: «Семья как условие развития творческих способностей детей»
МБОУ СОШ № 7
педагог дополнительного образования
Гайнатулина Н.В.
Доклад на тему:
«Семья как условие развития творческих способностей детей»
2014-2015 г.г.
В настоящее время рассмотрение развития креативности младшего школьника в условиях семьи является наименее изученной областью психологии способностей и наиболее актуальной проблемой семейного воспитания. Современные родители стремятся создавать условия для развития интеллектуальных и специальных способностей своих детей по разным причинам. Во-первых, из-за «моды» на дополнительное образование, престижности широкого и глубокого образования, во-вторых, из-за нереализованности самих родителей в социальной сфере, которые за счет своих детей пытаются ее компенсировать. Нужно обеспечить его необходимым материалом (инструментами, книгами, компьютером), выделить ему рабочее место, кроме того, сюда относятся воспитательные и просветительские усилия членов семьи походы в театр, музеи, кино, на концерты, места общественного досуга. Поэтому для развития общей одаренности вышеназванные мотивы играют позитивную роль. Но, конечно, определяющую роль в развитии креативности младшего школьника внутри семьи играют стили семейного воспитания.
Традиционно выделяют 3 основных вида семей:
1) традиционную, основанную на беспрекословном авторитете старших;
2) детоцентрическую, основанную на гиперопеке и симбиотических связях с ребенком;
3) демократическую, основанную на равноправии интересов членов семьи и взаимном доверии.
Условно можно сказать, что с видами семей соотносятся соответствующие стили воспитания, (хотя прямой зависимости тут нет) авторитарный, демократический, попустительский.
Сами по себе стили воспитания и виды семьи линейно не детерминируют творческие способности ребенка, но по-разному влияют на их развитие в семье. Так, авторитарный стиль с высоким уровнем контакта и контроля над ребенком может способствовать росту продуктивности деятельности. Попустительский стиль при высоком уровне контакта с ребенком и низком контроле за ним может побуждать его к широкому экспериментированию социальным опытом, полученным в общении с родителями, а при низком уровне контакта или запущенном контроле может приводить к педагогической запущенности. Демократический стиль воспитания, с нашей точки зрения, является более благоприятным для развития креативности, так как ставит ребенка в позицию соучастника семейной жизни, учитывает его жизненные интересы, предоставляет ему право выбора, побуждая тем самым принимать осознанные самостоятельные решения, действовать гибко в зависимости от ситуации. Стиль семейного воспитания отражает особенности выстраивания контакта с ребенком, предъявления ему норм и правил семейного уклада. Содержательно и сущностно креативность младшего школьника раскрывается в общении и совместной деятельности со взрослым. На сегодняшний день семейная психология обладает данными в области влияния детско-родительских отношений на развитие интеллекта ребенка. Так установлено, что интенсивное эмоциональное общение с родителями способствует развитию интеллекта ребенка, уровень его интеллекта коррелирует с уровнем интеллекта значимого взрослого. Эту особенность наблюдали разные исследователи в разное время (Р. Пломин, Д.С. Де Фриз, В.Н. Дружинин, С.В. Небыкова, Дж. Горн). В частности, Дружининым В.Н. совместно с Небыковой С.В. было установлено, что сотрудничество с отцом развивает невербальный интеллект детей, а общение с матерью — вербальный; излишняя критичность родителей по отношению к ребенку снижает эти показатели. Можно предположить по аналогии (это требует экспериментального подтверждения), что также происходит развитие продуктивной деятельности детей. В совместной деятельности (игра, сочинительство, юмор, рисование) взрослый предъявляет образцы творческого поведения ребенку и наоборот: особенная интенсивность детского воображения, потребность в познании стимулирует творческие способности взрослого. Таким образом, общение и совместная деятельность со взрослым выступает жизненным пространством, в котором находит себе применение и развитие креативность взрослого и ребенка. Общение и совместная деятельность детей и родителей является в большинстве случаев относительно контролируемым, неспециализированным фактором развития креативности (родителей и детей в первую очередь связывают детско-родительские отношения). Они могут носить специализированный характер, если ребенок растет в семье музыканта, художника или последователей той или иной системы семейного воспитания, но подобное раннее целенаправленное семейное обучение (очень индивидуальное в разных семьях) не всегда способствует развитию креативности. Общение и совместная деятельность создают лишь почву для проявления и развития креативности в отличие от образования, которое стимулирует формирование креативности в предметной деятельности, в познании окружающей действительности. Поэтому специализированные методы воспитания креативности, к которым относятся: тренинг, исследовательские проекты, творческие мастерские и т.д., становятся ведущими для детей в младшем школьном возрасте.
Только ленивый в наше время не слышал о важности раннего развитии детей, о всевозможных методиках такого обучения и пользе, которую испытывают непосредственно сами детки. Конечно, сегодня к детям предъявляют более высокие требования и в садиках, и в школах, да и сама жизнь обрушивает на подрастающее поколение массу новой информации. Поэтому творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни. Какую бы область себе не выбрал ваш ребенок, чем бы он ни занимался, творческий подход к вопросу поможет подобрать нужные решения. И вообще развитые люди более интересны в общении и легче справляются с возникающими трудностями. Вначале нужно понять, что же мы будем развивать? Творческие способности включают в себя умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы. Еще развитие творческих способностей детей влияет на расположенность к открытиям и умение осмыслить и применить на практике полученный опыт.
С чего начать развитие творческих способностей детей?
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.
Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.
Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий.
ВЫВОД: как видите для развивающих занятий не нужно много денег, времени и незаурядных умственных способностей.
Итак, применительно моей деятельности творческого объединения «Фантазия»: изготовление игрушки-самоделки- увлекательное занятие, которе дает детям ощутить радость созидания. Саможельная игрушка из ткани, кожи, меха все чаще входит в разрядь современных сувениров. Как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственно изготовлением игрушек перерастает затем незаметно для них самих, в желание творить самостоятельно. Искусство изготовления игрушек-один из древнейших видов народного художественного творчества.
Применяю следующие методы в работе:
работа с родителями: проведение родительских собраний вместе с детьми;
привелечение родителей на занятиях в творческом объединении «Фантазия» (открытые занятия);
творческие задания на дом (прридумать с родителями….).
В творческом объединении «Фантазия» задействованы дети из полных (неполных), опекаемых, малообеспеченных, одаренных детей.
Присутствие стилей:
-индивидуальный;
-групповой.
Особый подход: педагогические наблюдения, собеседования, культура общения, объединение в группы детей страшего и младшего возраста (совместные работы, проекты и т.д.). За три года достижения моих воспитанников: участие в окружных, региональных, городских конкурсах. С привелечением родителей, как участников творческого процесса (создание причесок, изготовление костюмов (аксессуаров), предоставление транспорта, творческие мастерские). Каждый год в МБОУ СОШ № 7 в конце очередного учебного года проводятся отчетные конкурсы, концерты, творческие выставки, где дети демонстрируют свои работы, все то, что в течение года наработано совместно: педагог-ребенок-родитель, приобретая новые навыки, изучая новые технологии. За прошедший учебный 2011-2012 год было получено 12 дипломов, включая I-III места.
Но хотелось бы, чтобы развитие творчества пошло ребенку на пользу. Не надо пытаться насильно вырастить из ребенка великого художника, музыканта, или писателя-фантаста. Задача педагогов дополнительного образования в помощи развить то, что уже заложено именно в их малыше, и тогда он сам определиться в любимом занятии.