СтатьяКоррекция и развитие познавательных процессов на уроках швейного дела
Казенное образовательное учреждение Воронежской области Борисоглебская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
тема «Коррекция и развитие познавательных процессов на уроках швейного дела»
Подготовила и провела :
учитель профессионально-
трудового обучения
Орехова Елена Валентиновна
2015
учебный год
Основной задачей обучения и воспитания обучающихся в нашей школе является подготовка их к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей, поэтому, на первый план выступают такие задачи, как сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих подлинное, достаточно успешное включение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительный труд.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности;
- низкая познавательная активность;
- недостаточная сформированность умственных действий;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
-недоразвитие мелкой моторики рук.
В то же время психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны развития личности. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют подготовить выпускников специальной (коррекционной) школы к работе по профессиям квалифицированного труда. Трудовое обучение в системе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимает одно из центральных мест наряду с другими предметами. Решение коррекционных задач в специальной (коррекционной) школе происходит одновременно с другими задачами обучения на том же учебном материале. Коррекционную работу в специальной (коррекционной) школе следует рассматривать в качестве необходимого компонента обучения. Она должна включать обучающихся в учебную деятельность, которая существенно продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание воспитанниками учебного материала, непосредственная связь теоретических знаний с практической работой, развитие самостоятельности обучающихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты, формирование положительных мотивов обучения. Учитывая особенности психики воспитанников специальной (коррекционной) школы, необходимо иметь в виду, что коррекция должна быть направлена в первую очередь на совершенствование их умственных действий, обеспечивающих внутреннюю организацию процесса труда.. Посредством специальных коррекционных методов и приёмов я активизирую и совершенствую психические процессы детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует повышению уровня их трудовой подготовки, позволяет решить главный вопрос школы по социальной реабилитации выпускников, разрешает противоречия между желанием воспитанниц подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности и их ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники нашей школы очень неоднородны по причинам и формам дефекта. Они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. При обучении воспитанниц я использую различные приемы. Первая группа – группа сильных девочек, хорошо успевающих. Эта группа работает с опережением, они получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым. Вторая группа девочек требует строгую дозировку и учет работы в течение урока.
Внимание к особенностям детей необходимо на разных этапах урока. Так одним воспитанницам достаточно получить инструкционную карту, другим требуется объяснение с опорой на технологическую карту, а третьим нужен неоднократный показ. Эффективность урока швейного дела можно значительно повысить, используя стандартные технологии в сочетании с инновационными технологиями, благодаря которым активизируется деятельность обучающихся и повышается их интерес к учебе. На каждом практическом занятии обучающиеся должны знать определенное задание, а так же знать, что им следует сделать и сколько времени они могут затратить на его выполнение с учетом их индивидуальных особенностей. Это не только организует, но и дисциплинирует воспитанниц, влияет на повышение качества и производительность труда, повышает их ответственность. Данный опыт можно рассматривать как усовершенствование коррекционных приёмов, направленных на развитие обучающихся мелкой моторики, умений выполнять мыслительные операции и действия в процессе трудовой деятельности.
Обучение воспитанниц швейному делу направлено на достижение следующих целей:
- создание условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленные на социализацию и интеграцию их в общество; -развитие качеств личности обучающихся, необходимых для успешного участия в производительном труде,
-коррекция недостатков их психофизического развития;
- применение знаний и умений в области трудовой деятельности по швейному производству для расширения возможностей обучающихся, воспитанников при работе на предприятиях, а также для оформления их собственного быта и самообслуживания.
Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.
При обучении воспитанниц швейному делу мною ставятся задачи:
- формировать умение планировать свою работу,
-анализировать свои действия и их результаты;
- освоить технологию пошива простейших изделий,
- построения чертежей;
- корригировать и развивать психические процессы;
- воспитывать культуру труда;
- способствовать формированию практических навыков,
- применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях. В процессе решения этих задач компенсируется недоразвитие умственных способностей, эмоциональной, волевой сферы обучающихся, формируются такие личностные качества как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность. Происходит коррекция и развитие таких познавательных процессов как;
- Развитие внимания. Развиваем внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность. Используем следующие приёмы: мотивационные: постановка цели, показ практической значимости и результатов труда; стимулирующие: убеждение, одобрение, поощрение; упражнения на развитие произвольного внимания
-Развитие умения планировать работу. Предметно-технологическая карта служит реальной опорой для составления плана работы, помогает оформить высказывания о будущей деятельности. При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести воспитанниц к выводу о целесообразности начать пошив изделия с определённой операции.. В работе над планом приучаю девочек обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У воспитанниц формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций.
- Развитие восприятия .Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Коррекционные упражнения включаются в организационный момент, так как эти упражнения сразу включают воспитанниц в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке.
При проверке знаний также использую карточки-тесты. Тест - одна из форм контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет в интересной форме проверить уровень усвоения знаний одновременно у всех воспитанниц при минимальной затрате времени на уроке. Такая форма контроля обеспечивает развитие навыков сравнения, правильного выбора в принятии решения.
- Развитие мелкой моторики Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении швейному делу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук Тренирует пальцы рук работа иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа ножницами. Применяем такие приёмы, как: нанизывание пуговиц на нитку, вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка. При работе иглой, ножницами учитываю состояние воспитанниц и никогда не даю им эти инструменты, если они расторможены, возбуждёны или агрессивны. Это касается и работы на швейной машине. Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев использую специальные тренировочные упражнения, которые провожу во время физкультурной паузы или непосредственно перед работой. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.
- Развитие речи. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы: побуждение учениц к самостоятельным высказываниям о проделанной работе; обсуждение образца предстоящей работы и сравнение образца с изделием; планирование предстоящей работы и запись порядка операций; взаимное инструктирование воспитанниц и взаимная проверка работы; обсуждение готовой работы; обучение умению написать к готовому изделию краткую аннотацию. Использование описанных коррекционных методов и приёмов эффективны, т.к. обогащается чувственный опыт обучающихся, совершенствуется их внимание, мышление, восприятие, речь; двигательные навыки, трудовые знания и умения складываются в определённую систему. Исправление недостатков развития у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит медленно и неравномерно. Поэтому очень трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов, в формировании волевых и других качеств личности. Моя цель – необходимость подготовки и адаптации девочек к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою женскую роль в этой жизни, роль созидательности своего дома, хранительницы очага, красоты, традиций