Роль выразительного чтения в формировании читательского интереса школьников.Статья
Роль выразительного чтения в формировании читательского интереса школьников.
Рыбалко И.Н., зам.директора по УВР, учитель начальных классов школы-лицея №62 г. Астана В настоящее время учителей русского языка и литературы всё чаще волнует вопрос угасания интереса к чтению художественной литературы у наших учащихся. Пугает низкий уровень словарного запаса наших детей, и их неумение грамотно выражать свои мысли, словесно передавать свои чувства. Основная задача в работе каждого учителя – это помочь каждому ученику уверенно войти в мир, научиться общению, определить своё отношение к жизни, природе, искусству. Как же решить эти задачи без помощи наших писателей и поэтов? Кто лучше них сумеет рассказать о красоте природы, о хитросплетениях человеческих судеб, о взлётах и падениях исторических личностей и обычных людей, об истории родного края? Именно в произведениях художественной литературы отражается жизнь во всём её богатстве и многообразии. Чтение художественной литературы как никто лучше способно помочь своему читателю увидеть прекрасное или отталкивающее, способно доставить эстетическое наслаждение, способствует пониманию окружающей действительности, а также учит делать выбор между добром и злом. В этом и заключается основная познавательная ценность литературных произведений. Но желание и умение читать не возникают у детей сами собой. Этому необходимо учить. Развивать эти качества нужно умело и последовательно. В любом возрасте наиболее доступной формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения или рассказывания учителя. Почему учащиеся предпочитают своему чтению чтение произведения учителем? Наверное, потому, что учитель с помощью особых средств устной речи может правдиво передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация. Слушая выразительное чтение учителя, ученики получают возможность глубже понять суть произведения, проникнуть во внутренний мир его героев, а зачастую и ощутить себя причастным к происходящим событиям. Демонстрируя образец чтения, учитель сам не должен быть равнодушным к тому, о чём он читает. Именно чтец ведёт за собой. Он силой своего умения, посредством передачи эмоций воздействует на слушателей, вызывая искренние чувства и желания. Эту силу воздействия живого слова я в первую очередь использую в своей работе. Читая и анализируя с учениками художественное произведение, я в первую очередь стараюсь способствовать развитию воображения учащихся, воспитывать у них художественный вкус, вызывать желание самостоятельно перечитать произведение. При подготовке к уроку каждый учитель должен понимать, что выразительность, правильность его речи – это основной материал для формирования интонационной выразительности его учеников и важный приём привлечения внимания учащихся к литературному произведению. На данном этапе работы учителю необходимо более рационально использовать основной принцип и возможности выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. Для того чтобы вызвать интерес учащихся к изучаемому произведению, пробудить потребность и желание самостоятельно прочитать его учителю нужно самому хорошо владеть содержанием материала, уяснить для себя, какова идея данного произведения, о каких жизненных явлениях пойдёт речь, какие события рассматриваются и что им предшествовало, что за люди являются главными героями. Только глубокое знание фактического материала, понимание его ценности, правильная демонстрация личного отношения к литературному произведению способна пробудить настоящую заинтересованность учащихся, будет способствовать активизации их познавательной деятельности, и следовательно, пробуждению читательской активности. С этой целью я часто использую на своих уроках такой ценнейший дидактический приём как рассказывание. Я уверенна, что овладев умением рассказывания, каждый учитель приобретает сильнейшее средство воздействия не только на познавательную сферу ученика. Он овладевает мощным средством воспитательного воздействия. Ценность этого воздействия, прежде всего в том, что благодаря впечатлительности основной массы учащихся эмоциональный рассказ или чтение произведения учителем не только формирует читательский интерес, но и производит глубокое воздействие на них, иногда это запоминается на всю жизнь и становится прочным правилом поведения или руководством к действию.
Литература:
1.Т.Г.Рамзаева «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников» Москва- 1997г.
2.О.И.Никифорова «Психология восприятия художественной литературы»
3. Т.Завадская «Роль выразительного чтения в эстетическом развитии учащихся»