Педагогический проект по теме Формирование ключевых учебно-познавательных компетенций через исследовательскую деятельность младших школьников.
Проект.
Тема: Формирование ключевых учебно-познавательных компетенций через исследовательскую деятельность младших школьников.
Авторы: Алексеева Ульяна Анатольевна, Маслова Александра Алексеевна, учителя начальных классов МОУ «СОШ№8».
Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
«Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умении самостоятельно находить решения и
их успешно реализовывать».
В.В. Путин.
В «Концепции современного образования» применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
Компетенция – это результат образования, выражающийся в готовности и способности субъекта эффективно соорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов формирования ключевых компетенций. То есть научиться добывать знания самостоятельно путём овладения техникой исследовательского поиска: уметь выбрать тему, поставить цель, определить задачи, построить гипотезу, организовать исследование, сделать выводы и умозаключения , подготовить презентацию своей работы и защитить исследование.
Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе
начальной школы.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использование методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях, образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Цель:
Преобразование процесса развития учебно-познавательного потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Воспитание уважительного отношения к историческим и научным достижениям других людей; стремление к саморазвитию и самоопределению.
ОБЪЕКТ ОЭР: Учащиеся, их родители и культурно-образовательное пространство развития детей. ( 2, 3, 4 «г,д» класс МОУ «СОШ№8»)
ПРЕДМЕТ ОЭР: Процесс развития у детей младшего школьного возраста компетенций самостоятельного исследовательского поиска.
ГИПОТЕЗА: Если учащиеся овладеют методами исследовательского обучения, то у них будут сформированы умения ориентироваться в информационном поле, самостоятельно ставить цель, находить решение и успешно его реализовывать, т.е. ключевые учебно-познавательные компетенции.
Критерии отслеживания:
1. Фактический уровень ЗУНов.
2. Изучение умственного развития детей.
3. Исследование самооценки.
4. Сформированность умений и навыков исследовательского поиска.
5. Уровень развития познавательной мотивации учащихся.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современных подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.
Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок, сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных программы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведения учащимися самостоятельных исследований и выполнения творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Основные методические приемы и технологии:
Развитие умений видеть проблемы
Развитие умений выдвигать гипотезы
Развитие умений задавать вопросы
Развитие умений давать определения понятиям
Развитие умений классифицировать
Развитие умений и навыков работы с парадоксами
Развитие умений проводить эксперименты
Развитие умений объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Общая характеристика содержания подпрограмм и ожидаемые результаты.
Подпрограмма «Тренинг».
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во втором классе, мы вернемся к аналогичным занятиям в третьем и четвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг».
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Этапы реализации проекта.
Сроки реализации проекта: 3года / 2008-2011гг./
1 этап подготовительный предполагает:
1. Разработку концептуальных оснований исследования.
2.Создание насыщенной предметной, социокультурной и образовательной среды, обеспечивающей проявление исследовательских задатков детей и их развитие.
3. Организация занятий по программе соответственно планированию.
4. Включение детей в самостоятельную исследовательскую практику.
5. Проведение психологических исследований.
6. Отчёт о результатах первого этапа.
2 этап практический предполагает:
1. Поиск способов расширения перспективы развития путём включения школьников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг другом.
2. Организация занятий по программе соответственно планированию.
3.Представление собственных исследовательских работ учащихся на специально организованных конкурсных защитах исследовательских работ.
4.Включение детей в коллективные исследовательские работы.
5.Проведение психологических исследований соответственно выбранным методам.
6.Отчёт о результатах второго этапа.
3 этап обобщающий предполагает:
1. Отслеживание конечных результатов.
2.Подготовка сравнительного анализа результатов.
3.Оформление итогового отчёта об исследовании.
Форма отчёта: 1. Доклад по теме проекта.
2.Открытые занятия.
3. Семинары.
Используемая литература:
1. Л.Д. Столяренко «Психологический практикум». Москва, Из-во «Баласс» 1999.
2. Дж. Морено «Методы исследования». Москва, Из-во «Баласс», 1999.
3. А.И. Савинков «Методика исследовательского обучения младших школьников». Самара, 2007.
4. А.И. Савинков «Я исследователь» .Самара, 2007.
5. О.Г. Кондратьева «Компетентностный подход в образовании» ИГПУ гИркутск , 2008.
15