Индивидуальная образовательная программа обучающегося МОБУ Тумаковская сош Франца Сергея
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Тумаковская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
директор школы
____С.А.Грибкова
Приказ № _____
от «___» «____» 2016г.
Индивидуальная образовательная программа
обучающегося МОБУ Тумаковская сош
Франца Сергея
(срок реализации 2 года)
Разработала учитель начальных классов
Елисева Ирина Вильевна
с. Тумаково
2016г
Пояснительная записка
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».
Р.Дж.Стернберг, Е. Григоренко
Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Каждый ребенок талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал, но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созданию является признаком одаренности. Форма проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда.
В третьем классе среди учащихся через анкетирование выявлен Франц Сергей, у которого на протяжении 3-х лет обучения в начальной школе наблюдается устойчивое положительное отношение к учебе. Мальчик эрудированный, эмоциональный, любознательный, демонстрирует отличные знания по учебным предметам. Сергей еще в возрасте 6-7 лет, посещая ДОУ, проявил незаурядные способности, принимал участие в муниципальной олимпиаде дошкольников «Звёздочка» и стал победителем. В подготовке к учебным занятиям опирается не только на материал учебника, но и использует дополнительную литературу. Его интересует всё, но особенно математика. На протяжении двух лет Сергей показал отличные знания по математике. На любом уроке Сергей и во внеурочный деятельности – активный помощник учителя. Он всегда заинтересован в результатах своего труда. Родители мальчика координируют и стимулируют его познавательную деятельность. Мальчик совместно с родителями ведет портфолио своих достижений.
В 2015 – 2016 учебном году – призер в школьном туре и победитель в муниципальном этапе олимпиады по математике, в 2016-2017 учебном году стал призером в школьном туре олимпиады по математике. Принимает участие в предметных неделях, во Всероссийских олимпиадах, онлайн «Олимпис». Сергей проявляет незаурядные способности к математике по собственному желанию. В связи с этим появилась необходимость разработать для него индивидуальную образовательную программу по развитию математических способностей.
Основная цель программы: создание условий для развития учащегося, одаренного в умственном отношении; повышение качества его обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей.
Задачи:
активизировать интеллектуальные качества обучающегося в целях гармонического развития человека, как субъекта творческой деятельности;
внедрять в учебно-воспитательный процесс все виды и формы творческой самореализации, нестандартности научного мышления обучающегося в области математики;
установить сотрудничество в работе с одаренными детьми в области математики с учителями 5 класса;
проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащемуся проявить свои математические способности;
поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями.
Формы занятий.
Игра.
Беседа.
Практическое занятие.
Размышление.
Тренинг.
8. Творческий отчет.
9.Мозговой штурм.
Структура проведения занятия
Содержание программы реализуется через систему занятий, которые проводятся 1 раз в неделю 34 часа в год в 3 классе с целью организации системной работы по развитию интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и мотивационной сферы учащихся.
Работа с родителями.
индивидуальные беседы, круглый стол;
оказание посильной помощи при выполнении ребёнком дополнительного задания;
финансированных расходов на дистанционные Всероссийские олимпиады;
тесное сотрудничество с учителем, педагогом - психологом.
Темы родительских собраний.
«Психологические особенности одаренного ребенка».
«Роль семьи в раскрытии детской одаренности».
Анкетирование родителей «О талантах ребенка».
Ожидаемые результаты
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями;
вычислять значения числовых выражений, решать текстовые нестандартные задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры, решать задачи с величинами;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности);
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
участие в олимпиадах различного уровня.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
К-во
часов
Сроки
Результат
3 класс- 34 часа
1
Вводный урок. Математические ребусы.
1
сентябрь
2-3
Построение числовых рядов по заданному признаку. Знакомство с алгоритмами.
2
сентябрь
4
Участие в олимпиаде школьного тура.
1
октябрь
5-7
Задачи, связанные с величинами.
3
октябрь
8-9
Подготовка к муниципальной олимпиаде.
2
ноябрь
10
Участие в муниципальной олимпиаде.
1
ноябрь
11
Непростые и несложные задачи.
1
декабрь
12
Арифметические ребусы.
1
декабрь
13
Составление презентации по теме «Арифметические ребусы».
1
декабрь
14-16
Решение текстовых задач.
3
январь
17
Составление презентации по теме «Текстовые задачи».
1
январь
18-21
Задачи ловушки, шутки.
4
февраль
22
Игра: Задачи – шутки.
1
март
23-25
Сумма трех чисел одна и та же.
3
март
26-28
Нестандартные задачи «Взвешивание, время, монеты»
3
апрель
29-31
Решение логических задач.
Задачи на построение геометрических фигур».
3
апрель
32-34
Олимпиадные задания.
3
май
4 класс- 34часа
1-2
Вводный урок. Математические ребусы.
2
сентябрь
3-4
Задачи на движение в противоположных направлениях (из одного или из двух пунктов) и их решение.
2
сентябрь
5
Участие в олимпиаде школьного тура.
1
октябрь
6
Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях. Понятие о скорости сближения (удаления).
1
октябрь
7-8
Графики. Диаграммы.
2
октябрь
9-10
Подготовка к муниципальной олимпиаде.
2
ноябрь
11
Участие в муниципальной олимпиаде.
1
ноябрь
12-14
Практические занятия. Составление графиков и диаграмм.
3
декабрь
15-16
Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела.
2
декабрь
17-18
Задачи на движение.
2
январь
19
Практическое занятие.
1
январь
20-22
Пирамида. Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.).
3
февраль
23
Практическое занятие.
1
февраль
24-25
Конус. Вершина, основание и боковая поверхность конуса.
2
март
26-27
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «если..., то...» и их истинность.
2
март
28
Составление составных высказываний.
1
апрель
29-30
Решение более сложных логических задач перебором возможных вариантов.
2
апрель
31-32
Олимпиадные задания.
2
май
33-34
Итоговое занятие. Обобщение пройденного. Выявление тем для дальнейшего расширенного изучения.
2
май
Достижения учащегося
Класс
Название конкурса, его статус и место проведения
Результат
2014 – 2015 учебный год
1
Всероссийская олимпиада по предмету: математика.
Диплом участника
Всероссийская олимпиада по предмету: математика.
Диплом победителя
Всероссийская олимпиада по предмету: математика.
Диплом участника
Всероссийская олимпиада по предмету: математика.
Диплом победителя
2015 – 2016 учебный год
2
Онлайн -олимпиада «Плюс»
Диплом, 1 место
Всероссийская олимпиада по предмету: математика.
Сертификат участника
Школьный тур олимпиады по математике.
Грамота, призёр
Муниципальный этап. Олимпиада младших школьников по математике.
Грамота, 1 место
2016-2017 учебный год
3
Школьный тур олимпиады по математике.
Грамота, призёр
Используемая литература:
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО,2010. 2. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.
3. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – Просвещение, 1990.
4.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996.
5.Научно – практический журнал «Завуч начальной школы».
6.Б.П. Гейдман., И.Э. Мишарина. Пособие «Подготовка к математической олимпиаде».
7.Н. Копытов. Книга «Задачи на развитие логики».
15