Творческий проект Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педагогического колледжа в учебной и внеучебной деятельности
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
« Ульяновский педагогический колледж»
Номинация: «Профессиональная копилка»
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(творческий отчёт)
Выполнила
преподаватель музыки
ОГБПОУ УПК
ЛАДАНОВА И.В.
Ульяновск 2016
(Слайд 1)
(Слайд 2) Свою работу я хотела бы начать со слов венгерского композитора, музыканта и теоретика Золтана Кодая: «Без музыки ни одно обучение не может быть совершенным».
(Слайд 3) Тема моего проекта: «Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педагогического колледжа в учебной и внеучебной деятельности». В ней отражён мой педагогический опыт работы со студентами.
(Слайд 4) Цель моей работы – теоретически обосновать и апробировать методическую систему по формированию музыкально-эстетической культуры будущих учителей и воспитателей в процессе подготовки конкурентно-способного специалиста в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения.
В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего профессионального образования (СПО). Данный процесс формирования, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой.
Что такое культура?
(Слайд 5) Культура (от латинского слова «сuitura» – «возделывать»). Это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Культура отличает человека от других живых существ и позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки. В этой связи особый интерес представляет музыкальная культура личности.
«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт» - это высказывание немецкого поэта Людвига Тика о роли музыки в жизни человека.
(Слайд 6) Составной частью общечеловеческой культуры является музыкально - эстетическая культура (МЭК). Она образует комплекс качеств личности, который проявляется:
–в способности воспринимать музыку как живую, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное;
–в особом «чувстве музыки», позволяющем воспринимать её эмоционально;
–в умении на слух выявлять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения, т.е. музыкально-творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.
Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека - факт очевидный и общепринятый.
(Слайд 7) Поэтому актуальность выбранной мною темой связано с несколькими составляющими, прежде всего - это:
- социальный заказ современного общества на развитую личность,
обладающей определённым уровнем культуры;
- поиски новых форм, направленных на преодоление пассивности студента, превращение его из потребителя в субъект культурологической подготовки;
и, наконец,
-неутешительный результат анализа входящей диагностики уровня МЭК студентов, мною проведенный.
(Слайд 8) Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс в колледже.
Предмет исследования - методы, педагогические условия, влияющие на формирование МЭК студентов в учебной и внеучебной деятельности.
(Слайд 9) В начале своей работы по проблемной теме я провела входящую диагностику по выявлению уровня МЭК студентов, только что поступивших в колледж. В ней участвовали 20 человек.
Параметрами диагностики явились:
- музыкальная развитость студентов;
- общая осведомленность о музыке;
- наличие любви и интереса к музыкальному искусству.
Во время проведения диагностики я столкнулась с рядом трудностей, это:
- боязнь студентов совершить ошибку,
- отсутствие ответа на вопрос,
- незнание классической, серьезной музыки,
- низкий уровень креативности, что свидетельствует об отсутствии эмоционального восприятия музыкальных произведений.
Диагностика проводилась с использованием различных методик и заданий, в том числе через создание педагогических ситуации. Например: составить «Афишу концерта» из сочинений русских и зарубежных композиторов и мотивировать свой выбор; составить программу концерта для друзей, выполнить ряд творческих заданий соревновательного типа «Угадай мелодию», отгадывание кроссворда «В мире музыки» и т.п.
(Слайд 10) Анализ выполненных заданий показал, что уровень МЭК студентов I курса достаточно низкий.
Данные результаты представлены в таблице и на диаграмме. Как вы видите, высокий уровень отсутствует, средний и низкий уровень выявлен поровну.
Учитывая трудности, с которыми столкнулись студенты и их низкий уровень МЭК на констатирующем этапе, я поставила перед собой следующие задачи: (Слайд 11)
Определить сущность МЭК студентов колледжа.
Создать педагогические условия и выявить адекватные методы по формированию МЭК студентов колледжа в учебное и внеучебное время.
Апробировать методы и приемы работы по формированию МЭК студентов колледжа на уроках музыкального цикла и внеучебной деятельности.
Провести контрольную диагностику и проанализировать результаты формирования МЭК студентов на различных этапах.
Сущность МЭК наших студентов имеет в своем основании, прежде всего, духовную тягу, желание приобщаться к музыке как к явлению культуры. Первый импульс этого явления – духовный, эмоциональный, и только потом приходит желание – постичь музыку на уровне разума: узнать о её многообразии, композиторах, исполнителях.
Очевидно, что музыкальная культура студентов зависит не только от качества произведений, но и от интенсивности общения с ними, а также от индивидуальных их способностей.
(Слайд 12) Чтобы заинтересовать студентов, мотивировать их, я считаю необходимым четко определить педагогические условия, при которых поставленная задача формирования МЭК будет решаться успешно. На основе своего опыта и опыта передовых учителей музыки я определила основные педагогические условия, вы видите их на слайде, особо значимые я хотела бы выделить, это:
-направленность каждого урока музыки в достижении намеченной цели;
-чёткая структура урока в соответствие с изучаемым материалом;
-правильный отбор художественного материала и соответствующих ему методов, приёмов обучения;
-знание специфической особенности каждой группы, каждого студента (организованность группы, певческие особенности студентов, способности их музыкального восприятия);
-непрерывность и систематичность работы учителя в соответствии с поставленной целью;
-активизация внимания, чувств и переживаний эстетического характера в момент восприятия музыкального произведения;
-создание необходимой психологической атмосферы в течение всего урока, и особенно при знакомстве с новым произведением;
-эстетическая образованность, психолого-педагогическая и методологическая подготовленность самого учителя музыки.
(Слайд 13) Далее, методы обучения, влияющие на формирование МЭК студентов.
В музыкальном образовании методы обучения рассматриваются как определенные средства, приемы, предназначенные для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, развития памяти, мышления, воображения, а также для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественного вкуса, интереса к искусству и потребностей общения с ним.
Общепедагогические методы вы видите на слайде практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, метод сравнения, метод наглядно-слухового показа.
Но я бы хотела остановиться более подробно на специальных методах обучения, которые использую в своей работе. С их помощью реализуется их главная цель обучения музыки, которая заключается в том, чтобы уметь воспринимать произведения искусства и общаться его средствами с другими людьми, что соответствует общему направлению художественного воспитания личности.
1.Метод эмоциональной драматургии (автор Д.Б.Кабалевский) предполагает наличие определенного драматургического решения в создании конкретного фрагмента педагогической реальности. Суть данного метода в том, что выстраивается модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определенную форму, обозначаются кульминационные моменты и способы их создания. Именно так строятся мои уроки музыки и внеклассные мероприятия. Данная модель допускает много вариантов, зависит это от фантазии учителя, уровня музыкального и общего развития студентов.
2.Метод создания композиции (автор Л.В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное, игра на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения. Этот метод позволяет включить в процесс творчества студентов с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам. Особенно часто этот метод я использую на уроках музыкального цикла при изучении программного репертуара для детского сада и начальной школы.
3. Метод создания художественного контекста (автор Л.В. Горюнова).
Этот метод дополняет выше рассмотренные и предполагает своеобразный «выход» за пределы музыки и другие виды искусства: литературу, историю, живопись, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям. Метод создания художественного контекста также мною используется на уроках и внеучебной деятельности. Например, урок музыки на тему «Вечным сияньем любовь воскрешая!» На этом уроке ярко прослеживается связь предметов: литературы, живописи и музыки. Студенты знакомятся с творчеством поэтов Данте, Петрарки, Шекспира, слушают музыку композиторов Генделя, Вивальди, Моцарта, Бетховена, рассматривают картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, Боттичелли. Внеклассные мероприятия: «Герои – земляки в боях за Родину», «Запомни, этот город Ленинград, запомни, эти люди Ленинградцы». На этих занятиях метод создания художественного контекста реализуется через предметную связь музыки, литературы, истории. Студенты читают стихи, исполняют вокальные произведения, сообщают факты исторической хроники.
4. Метод активизации творческого мышления
Студенты сами приходят к решению исполнительских задач под моим наблюдением, выделяют и формируют проблему, предлагают возможные пути решения, делают выводы и применяют на практике. Этот метод я использую при знакомстве, разучивании и исполнении музыкального произведения.
Таким образом, специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование моих студентов, обусловлена их потребностью в организации собственной музыкально – творческой практики, что, в свою очередь, положительно влияет на формирование музыкально – эстетической культуры.
А сейчас я останавливаюсь на том, как реализуются эти методы на уроках музыкального цикла и внеучебной деятельности.
(Слайд 14) Учитывая потребности, интересы и возможности студентов музыкальное обучение в нашем заведении имеет дифференцированную основу. Уже на 1 курсе студенты получают возможность активно приобщаться к различным видам музицирования. На это нацеливает такой предмет как « Индивидуальное обучение музыки». Надо заметить, что в колледж поступают школьники с разной музыкальной подготовкой – от выпускников музыкальных школ до абитуриентов с «нулевой подготовкой». В этом случае, нужно определить исходный уровень студента и в соответствии с этим планировать индивидуальные учебные задачи. Например, при изучении программного репертуара возможны задания разной степени трудности: для одного студента сыграть мелодию песни на инструменте, другому – сыграть двумя руками аккомпанемент и одновременно спеть, третьему - играть одной рукой, дирижируя при этом другой и т.д. Студенту, окончившему музыкальную школу, несложно будет не только исполнить произведение, но и транспонировать его основную мелодию.
(Слайд 15) Так же, в дифференцированную форму обучения музыки входят такие виды музыкальной деятельности как «Пение в ансамбле», «Хоровое пение». Здесь исполнительское мастерство в общем процессе формирования выступает не как самоцель, а как одно из необходимых форм просвещения студентов. Объем музыкального материала достаточно широк. Мои студенты приобщаются к классическому наследию русской, зарубежной музыки, они разучивают и исполняют музыку Баха, Моцарта, Бетховена. Это помогает сформировать у них уважительное, любовное отношение к музыке выдающихся - классиков мировой культуры и, тем самым, происходит включение личности каждого студента в мировую художественную ценность.
Также на уроках звучит и музыка современных композиторов, в частности, ульяновских авторов (Е. Нюкало, В. Птицына, А. Трифонова), это в свою очередь, увлекает студентов, способствует обогащению их музыкальных впечатлений, развивает их творческую активность.
(Слайд 16) На практических уроках по методике музыкального воспитания студенты обучаются основным элементам техники дирижирования. Также осваивают методику разучивания песен и работы с фонохрестоматией, учатся анализировать произведения, составлять конспекты внеклассных мероприятий. А затем на педагогической практике в детском саду, в школе, студенты успешно, с интересом проводят занятия по музыке.
На уроках лекционного курса обогащается кругозор студентов, они приобретают знания по истории музыки, о композиторах и исполнителях, готовят и защищают свои проекты. Темы проектов различны: от серьезной, классической музыки до современной музыки, например: «Творчество П.И Чайковского», «Жизненный и творческий путь М.И. Глинки», «Древнерусские музыкальные инструменты», «Современные музыкальные стили и направления 21 века».
На уроках музыки как нигде тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих стремлений преподавателя и студентов. Если говорить о педагогике сотрудничества на уроках музыки, то она приобретает несколько иной оттенок, а именно – становиться педагогикой сотворчества.
(Слайд 17) В моей практике музыкальное воспитание студентов на уроке дополняется многообразными возможностями занятий во внеурочное время.
(Слайд 18-19) Студенты активно участвуют в организации внеучебной деятельности: это, прежде всего, годовой круг праздников, театрализованные представления, творческие конкурсы, балы – вечера, выступления в командах КВН, смотр военной и патриотической песни; выступления на родительских собраниях, проведение тематических классных часов, где часто используется музыкальное оформление.
Таким образом, я стараюсь создавать благоприятную среду для приобщения молодого человека к духовной культуре для раскрытия его личности и даже таланта.
(Слайд 20) Последовательная и систематическая моя работа в данном направлении; содержательность музыкального материала; гибкость приемов и методов музыкальной работы привело к следующим результатам контрольной диагностики: мы видим позитивные изменения уровня формирования МЭК студентов. На слайде вы видите, что уменьшился удельный вес в процентном соотношении студентов, находящихся на низком уровне. Переход студентов с низкого и среднего на высокий и средний уровень свидетельствует о правильности выбранной методики.
Проведенная мною работа, подтвердила мысль о том, что музыка может и должна стать доступной всем, что у молодого поколения вполне возможно успешно сформировать музыкально - эстетическую культуру.
(Слайд 21-22) Доказательством этого является успешное участие моей студентки Арчибисовой Юли в конкурсах различного уровня, внутриколледжных, районных, городских и областных: «Живи, страна!», «Планета молодых», «Вдохновение», «Виват, Россия!», «России – жить!», «Духовное возрождение через музыку и поэзию». Также в губернаторском конкурсе «Мы – молодая смена», участие и получение звания лауреата в областном шоу-конкурсе «Звездная дорожка».
Неоднократно студентка становилась призером этих конкурсов, награждалась грамотами различных степенях, ценными подарками.
(Слайд 23-24) Также Юля принимала участие во встрече губернатора Сергея Ивановича Морозова с ветеранами Великой Отечественной Войны. Мероприятие было посвящено разгрому фашистских войск под Сталинградом, где студентка приветствовала участников своим выступлением – исполнением военных песен.
Нужно отметить успешное выступление под моим руководством вокальной группы на районном конкурсе «Живи, страна!». Выступление ансамбля было отмечено дипломом 3 степени, и как следствие, мы получили почетное право открыть областной фестиваль военной и патриотической песни: «Красные маки».
(Слайд 25) Нельзя не отметить и работу моих студентов в музее колледжа «Защиты детства». Участвуя в мероприятиях на различных площадках города и области студенты, расширяют свой кругозор, развивают интерес к предметам музыкального цикла, более глубоко и прочно усваивают учебный материал, повышают уровень своей общей культуры.
(Слайд 26-27) Я и мои студенты участвовали в подготовке открытия музей «Защиты детства». В настоящее время мы успешно продолжаем участвовать в следующих музейных проектах: «И вспомнить страшно и забыть нельзя» (с приглашением бывших блокадников г. Ленинграда), «Творчество Ульяновской поэтессы Е.Токарчук», «Пепел Беслана» (выступление на областном форуме «Орлята» в г. Димитровграде), выступление в рамках презентации музея в областном краеведческом музее, в открытии памятной мемориальной доски герою России Дмитрию Разумовскому.
(Слайд 28-29) Вывод, результат системы моей работы:
Хочу отметить, от того, как успешно будет происходить формирование МЭК студентов в колледже, будет зависеть то, как они в дальнейшем сумеют свои знания и умения проявить в индивидуальном способе организации духовной и профессиональной перспективы.
В результате апробации предложенной системы работы по формированию МЭК студентов отмечено не только увеличение интеллектуального и эмоционального потенциала личности студента, но и высокое нравственное развитие, ведущее к гармонии с общечеловеческими ценностями и высоконравственным поступкам, в основе которых лежит умение видеть, слышать, понимать прекрасное.
(Слайд 30-31) Конечно, моя работа не может претендовать на исчерпывающее решение проблемы формирование МЭК студентов. Необходимость поиска - путей повышения музыкальной культуры студентов очевидна. В ходе работы возникли новые направления, перспективы, нуждающиеся в дальнейшей разработки, например: изучение взаимодействия процессов формирования МЭК на уроках музыки и во внеучебной деятельности; психолого - педагогические барьеры формирования МЭК студентов и пути их преодоления; постановка и решение проблемы саморазвития МЭК студентов педагогического колледжа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!