Разработка урока Односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения


Урок 2.
Тема. Односоставные определённо-личные
и неопределённо-личные предложения.
Цель: дать представление об особенностях определённо-личных
и неопределённо-личных предложений, формировать умение
находить определённо-личные и неопределённо-личные
предложения по их значению, структурным особенностям;
развивать умение различать односоставные и двусоставные
предложения, использовать односоставные предложения
в разных стилях; прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, дидактический материал, презентация к уроку.
Ход урока.
І. Объявление темы и цели урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Работа по карточкам (приложение 1).
2. Орфоэпическая разминка.
Поставить ударение в словах:
безудержный, баловать, базилик, бутыль, верба, брала, вычурный, газирование, гастрономия, генезис. (Самопроверка, слайды 2,3)
3. Орфографическая пятиминутка.
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму. (Слайд 4)
Арт…ллерия, б…ллада, гум…низм, ист…на, инт…ллект, к…ллектив, лаб…ринт, проп…ганда, р…жиссёр, с…туация, ув…ртюра, мини…тюра.
(Взаимопроверка, 1 ошибка = -1 балл, слайд 5)
4. Беседа с учащимися.
Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
На какие группы делятся односоставные предложения?
5. Выборочная проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают свои сочинения, называют односоставные предложения)
ІІІ. Работа над темой урока.
1. Определённо-личные предложения.
1) Слово учителя.
Запишите предложения, обозначьте в них грамматические основы; определите, чем выражены главные члены. (Слайд 6)
Обожаю всяческую жизнь. (В.Маяковский)
Вспоминаем очи карие, тихий говор, звонкий смех. (М.Исаковский)
Люблю вагонов и кают геометрический уют. (В.Шефнер)
Приеду весною, ворота открою. (Е.Долматовский)
Посмотри, милый друг, на сады, на широкие нивы.
(Е.Долматовский)
Вопросы и задания.
- Дайте грамматическую характеристику частям речи, которыми выражены главные члены.
- Можно ли определить лицо, выполняющее действие? Важно ли в этих предложениях наличие подлежащего?
- Попробуйте ввести подлежащее. Что изменится? (При введении подлежащего снижается смысловое значение действия – сказуемого).
Такие предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица (единственного или множественного числа) и определённо указывает на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы), называются определённо-личными. Эти предложения часто встречаются в разговорной речи.
2) Работа с учебником (§ 16).
- познакомиться с правилом;
- выполнить упражнение 154 (устно).
2. Неопределённо-личные предложения.
1) Слово учителя. (Слайд 7)
Перед вами задача:
- списать данные предложения, выделить грамматические основы, охарактеризовать главные члены;
- ответить на вопрос: кто выполняет действие?
Пете уже разрешали гулять возле дома. (В. Катаев)
Не зря Байкал называют жемчужиной Сибири. (В. Распутин)
На воду спускали парус. (И. Гончаров)
Его везли из крепости, из Бреста. (К. Симонов)
Толкуют о новых законах, о ценах на скот и на рожь. (С. Есенин)
- попробуйте сами дать определение таким предложениям. (Ребята выводят определение)
Неопределённо-личные предложения обозначают действие, которое производится неопределённым лицом. В таких предложениях важно само действие, а не его исполнитель. Сказуемое в них выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. (Слайд 8)
2) Работа с учебником (§ 17)
Выполняем устно упражнение 159.
3) Самостоятельная проверочная работа (слайд 9):
- определить виды простых предложений - а – определённо-личное;
б – неопределённо-личное;
в - прочие.
Взаимопроверка. Ключ: 1 – в 6 - б
2 – а 7 - в
3 – б 8 - а
4 – б 9 - а
5 – в 10 – б (Слайд 9)
IV. Подведение итогов работы.
1. Беседа с учащимися.
Какие предложения мы называем определённо-личными?
Какова сфера употребления таких предложений?
Кто производит действие в этих предложениях? (Сам рассказчик)
Какие предложения называются неопределённо-личными?
Можно ли в них определить лицо, выполняющее действие?
2. Оценивание работы учащихся по результатам самопроверки и взаимопроверок.
V. Домашнее задание: читать учебник (§§ 16, 17), выполнить упражнения 157, 160.

Приложение к уроку 2.

Карточка 1.
Определите, двусоставное или односоставное предложение:
а – двусоставное,
б – односоставное.
1. Героя в бой водила песня.
2. Землю собирали по кусочкам, по ручьям, высоткам и лесочкам, по дорогам, по селеньям малым.
3. Все пути от Волги и до Буга политы горячей кровью друга.
4. В наступленье, боевые рати, сыновей державы собирайте.
5. Танк, почерневший в объятьях пожара.
6. Сапёры наводят в ночи переправу.
7. Помню отважных ребят, славных друзей и хороших солдат.
8. С боем входим в город Брянск.
9. Помнят всегда и везде победный год наш сорок пятый.
10.Жить и верить – это замечательно.
Карточка 2.
Определите, двусоставное или односоставное предложение:
а – двусоставное,
б – односоставное.
1. Родины себе не выбирают.
2. Правдой всё на свете победишь.
3. Обожаю всяческую жизнь.
4. Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Старайся дать уму как можно больше пищи.
7. Лицом к лицу лица не увидать.
8. Многое ещё, наверно, хочет быть воспетым голосом моим.
9. Есть в мире сотни замечательных явлений.
10.Полей величие немое.