Педагогический проект Формирование основ экологической культуры младших школьников через реализацию проектной деятельности
Автор проекта: Родионова Т.Н., учитель начальных классов МБОУ Шпикуловской СОШ Жердевского района 2015г. Актуальность темы Стандарты второго поколения направлены на формирование метапредметных умений и навыков. Формирование экологической культуры учащихся напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник начальной школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. Поэтому данный проект актуален, реализуется в рамках программы «Окружающий мир».Тип проекта: практико - ориентированныйПо содержанию: научно-практическийПо количеству участников: групповойПродолжительность: 3 года Противоречия между современными требованиями к развитию ключевых компетентностей и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы обучения. Проблемный вопрос Способствует ли проектно-исследовательская деятельность формированию у учащихся экологической культуры и приобретению компетенций: знаниевых, практических и творческих? Гипотеза Проектно-исследовательская экологическая деятельность эффективный способ формирования ключевых компетенций школьников Цель проекта реализация потребностей обучающихся познании, общении, самоутверждении через проектно-исследовательскую экологическую деятельность и формирование ключевых компетенций. Задачи проекта создать условия для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала и вовлечения обучающихся в поисково - исследовательскую деятельность;разработать и апробировать содержание и технологии уроков, внеклассных мероприятий через активные методы обучения;воспитывать эстетическое отношение к миру, чувству любви к природе;формировать экологическую культуру, ответственность за состояние окружающей среды;развивать у школьников проектно – ориентированную деятельность по изучению экологической ситуации своей местности. План деятельности 2012-2013г.1.Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, поиск информации в сети Internet.2.Определение экологических объектов изучения и тем исследовательских работ. 2013-2014г.1.Разработка и реализация программы кружковой работы «Школа –юного исследователя».2.Разработка методических рекомендаций к интегрированному уроку окружающего мира и русского языка на тему «Человек и природа», дидактических материалов.3.Акция «Очистим наши родники» (исследование, благоустройство и озеленение родников на территории села Петровка) в ходе турпоходов. 2014-2015г. 1.Реализация учебных проектов с целью изучения основных экологических вопросов. 2.Распространение опыта работы. 3.Анализ результативности проекта. Планируемые образовательные результаты повышение уровня мотивации познавательного интереса к предмету;повышение качества знаний обучающихся; формирование у обучающихся экологической культуры;приобретение компетенций: знаниевых, практических и творческих. Планирование учебного сотрудничества Применяемые технологии: Личностно-ориентированное обучение Проектно-исследовательская деятельностьМетоды и приемы активного взаимодействия на уроках: дискуссиямозговой штурмролевая играметод приобретения взаимных знаний: прием взаимопроверки, взаимовопросов, создание тестовых заданий. Содержание проектно-исследовательской деятельности Замысел деятельности Подготовка, проведение исследования Оформление, проверка результатов Планирование деятельности Защита результатов Расширение и углубление предметных знаний Результаты проектно-исследовательской деятельности Знания о структуре проектной и исследовательской умение выдвигать и обосновать гипотезы;умение планировать деятельность;умение формулировать цель;умение осознавать и анализировать информацию;умение выполнять эксперимент;умение представлятьрезультаты эксперимента;умение осуществлять рефлексию. Проектно-исследовательская компетенция Тестовые задания Исследовательские работы Дидактические материалы Результаты представления исследований Учебно-методический пакет Интегрированный урок Кружковая работа Презентация Публикация Мониторинг сформированности ИКТ компетентности 1. Познакомиться с ПК и приемами работы с ним 48 91 2. Познакомиться с Интернет ресурсами 56 92 3.Овладеть умениями работать с Power Point, Publisher 55 88 4. Научиться создавать собственные информационные ресурсы 37 78 5.Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках ? 56 100 6. Изменилось ли ваше отношение к предмету при компьютеризации предмета? 66 100 7. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам? 45 56 Удалось в ходе проекта: Внеклассная работа В рамках недели экологии прошли следующие мероприятия : Экологический турнир «Судьба природы – наша судьба».Урок- конференция в форме круглого стола, с использованием ИКТ на тему: «Будь природе другом!»В рамках «Дней защиты от экологической опасности» в 2014 году прошли природоохранные мероприятия: очистка, благоустройство, озеленение родников. Экскурсии, походы (в лес, поле, на луг, к водоемам) «…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»К.Д. Ушинский Творческие работы обучающихся Сочинения детей Праздники Н – не обнаруживает, о – обнаруживает, ч – часто обнаруживает Начало проекта Конец проекта Содержание н о ч н о ч 20 32 48 10 27 63 Задумывались ли вы о своем отношении к природе? 23 45 42 15 20 65 Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 35 35 30 10 23 67 Всегда ли обращаете внимание на окружающую вас природу? 56 24 20 11 21 68 Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? 25 25 50 24 20 56 Влияет ли природа на ваше настроение? 13 30 57 13 9 78 Часто ли вы отдыхаете на природе? 56 30 14 78 22 0 Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? 34 10 56 0 12 88 Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать в природе? 33 12 55 0 10 90 Вы принимаете посильное участие в деле охраны природы? 34 20 46 12 20 68 Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу? 20 32 48 10 27 63 Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы на благо природы? 13 30 57 13 9 78 Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие занятия? Результаты проектаОценка усвоения школьниками экологической информациианкетирование «Отношение к природе» Повышение экологической компетентности Мониторинг «Отношение к предмету» В анкете предлагаются три основных мотива, побуждающих школьников учиться: интерес к предмету (Я изучаю окружающий мир не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие), сознательность (Занятия по данному предмету мне не очень интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься), принуждение (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя. Таким образом наблюдается повышение познавательного интереса и мотивации обучающихся. Успеваемость и качество знаний по окружающему миру в динамике за 3 года Распространение опыта работы 1.Районный «Фестиваль методических идей»- доклад с презентацией «Методы и приемы работы по экологическому образованию и воспитанию» (2014г)2.Школьный методический семинар- доклад «Проектная деятельность с использованием ИКТ на уроках» (2014г)3.Сайт http://pedsovet.org - доклад «Формирование экологической культуры в младшем школьном возрасте»4.Сайт http://pedsovet.org - конспект урока математики во 2 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» Выводы: Проект способствует формированию у учащихся экологической культуры и приобретению компетенций: знаниевых, практических и творческих и умений применять их на практике в различных ситуациях. Проектно - исследовательская деятельность помогает раскрыть творческие возможности учащихся, расширить их кругозор, позволяет на практике осуществить интеграцию различных научных дисциплин. Реализация данного проекта позволило обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения ключевых компетенций средствами экологии.Проектно - исследовательская деятельность является здоровьесберегающей технологией обучения: совместная деятельность организована с учетом способностей и возможностей каждого ученика.Мой опыт работы по проекту «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами экологического образования и воспитания» дает положительные результаты и имеет перспективы дальнейшего использования другими педагогами. Информационные ресурсы Артемов И. С. Край родной. Воронеж. Центр.- Чернозем. кн. Изд., 1978.Воротникова Р. В. Страницы истории Тамбовского края. – Воронеж Центр.- Чернозем. Кн. изд – во. 1986. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М, 1990.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.Леонтьев А.А. Психология общения. – М, 1997.Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. – Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007. 5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997. http://www.pedsovet.ru
http://www.it-n.ru
http://www.proshkolu.ru
www.vestnik.edu.ru
http://nachalka.com
http://festival.1september.ru
www.mega.km.ru
www.bibliofond.ru
Интернет-ресурсы Спасибо за внимание!