Односоставные предложения. Неопределённо-личные, определённо-личные и безличные предложения.

Учитель: Кладько Татьяна Ивановна

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема: Односоставные предложения. Неопределённо-личные, определённо-личные и безличные предложения.

Цели: конкретизировать представления учащихся об общих и отличительных признаках одно- и двусоставных предложений; о способах выражения сказуемого в односоставном предложении;
вырабатывать навык определения данных видов предложений в текстах и аргументировать свои ответы; находить н/л, о/л, б/л предложения по значению и структурным особенностям; способствовать формированию умения работать творчески;
воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённость, уверенность в своих возможностях.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Ключевая идея урока:
создание на уроке колоборативной среды через использование нестандартных подходов к обучению, способствующих развитию чувства коллективизма, стремления быть нужным своим товарищам, уверенности в своих силах, через создание атмосферы успешности.

Оборудование:
карточки с порядком синтаксического анализа предложений, карточки с заданиями, названия центров (таблички, на которых размещены фигурки разных цветов – жёлтый, синий, красный), схема строения односоставного предложения, стикеры, тексты заданий, таблица.
Лингвисты
Литературоведы
Естественно-научный центр





.
Ход урока.

Орг. момент. Приветствие.
Сегодня на уроке нам предстоит повторить всё, что мы изучили об односоставных предложениях.
Работа будет проводиться в группах – центрах: естественно - научный, литературоведческий, лингвистический.

Целеполагание.
Решив кроссворд, мы сможем определить ключевое слово темы нашего урока. Каждая группа получает это задание, посмотрим, чья команда решит его первой.
1

П
о
д
л
е
ж
а
щ
е
е


2
о
д
н
о
Р
о
д
н
ы
е


3

о
п
р
Е
д
е
л
е
н
и
е


4

Д
в
у
с
о
с
т
а
в
н
о
е

5
д
о
п
о
Л
н
е
н
и
е


6

о
с
н
О
в
а


7

с
л
о
Ж
е
н
и
е


8

т
и
р
Е


9

о
д
Н
о
с
о
с
т
а
в
н
о
е


10

с
И
н
т
а
к
с
и
с


11

д
в
о
Е
т
о
ч
и
е



Один из главных членов предложения.
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, являющиеся одним и тем де членом предложения.
Второстепенный член предложения, отвечающие на вопрос какой? который?
В грамматической основе этого предложения есть оба главных члена.
Второстепенный член предложения, который отвечает на падежные вопросы.
Подлежащее и сказуемое представляют.
Способ образования слов двусоставное, односоставное.
Этот знак препинания ставится, когда подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.
В током предложении грамматическая основа представлена только одним главным членом.
Этот раздел языкознания изучает строение и значение словосочетаний и предложений.
Этот знак препинания ставится в предложении перед перечислением однородных членов предложения.
Итак, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с особенностями односоставных предложений, но сначала Разминка орфографической зоркости.
Орфографическая минутка.
Работа в группах:
Пр_достереч_ от опасно(?)ти, отвлеч_ внимание, пр_леч_ на минутку, п_быстрее утеш(?)ся, не тревож(?)тесь (по) напрасну, (не)обрежь лиш(?)ку, (не)построили (з,с)дание.
Пр_дполагает(?)ся заплы_, надо пр_готовит(?)ся, хочет(?)ся радоват(?)ся, пр_бивается сквоз(?) мглу, выльет(?)ся (на)ружу, (не)хочет(?)ся мирит(?)ся с поражением, са(д,т) обнажает(?)ся.
(не) видим пр_увеличения, (не)терпиш(ь) пр_дирок, вычеркнем (не)удачные обороты,пр_одолеваем пр_грады, (не)намере(нн,н)о обидиш(?), слыш_м (не)прекращающиеся удары, (не)достаёт доброты.
В это же время два ученика работают у доски.
Задания на карточках: произвести синтаксический анализ предложений.
1. Автомашина с гостями из города отправилась в совхоз имени Кирова.
2. В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето.

Проверка. Сначала проверяем орфографическое задание, выполненное в группах, Важно правильно объяснить варианты написания и указать общую орфограмму.
Затем проверяем задание у доски, важен порядок анализа предложения.

Актуализация знаний.
Работа группы лингвистов (представить схематично, можно на интерактивной доске):
– Какие предложения называются односоставными?
Какие предложения называются Н/Л?
Какие предложения называют О/Л?
Что вы знаете о безличных предложениях?
По ходу выступления группы составляется схема ответа об односоставном предложении.
Простейший пример использования односоставных предложений - это диалоги. (можно разыграть сцену в магазине, в цирке и пр.)

Закрепление. Запись предложений с карточек (каждой группе), попутное определение их видов.
Сижу за столом у открытого окна.(О/Л)
Сегодня с утра начали жать рожь.(Н/Л)
Было тихо и очень тепло. (Б/Л)
Пахнет сиренью и весенней свежестью. (Б/Л)
В газетах пишут о последних новостях. (Н/Л)
Брошу в море сети частые, белый парус подыму. (О/Л)
- Что отличает односоставные предложения? (не совсем ясны для понимания, не до конца понятны).
- Где же, в какой сфере русского языка они могут найти себе работу?

Выступление литературоведческого центра.
Мы взяли для анализа отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети». (текст на интеактиве)
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли, - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка – не драка, игра – не игра
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой ребятишки – обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волкау, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал своё –
Не пьёт! Отступились
Из этого отрывка выбираем следующие предложения:
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали. Вернулись. Поймали ежа, заблудились немножко и видели волка.. Не пьёт.
Произведём анализ этих предложений, определим их вид. (1)Б/Л, 2-5)Н/Л)
Вывод: односоставные предложения вполне соответствуют стилю художественной литературы.

Выступление естественно - научного центра.
Подвергнув анализу научный текст, делаем следующий вывод: и в научной литературе имеют место односоставные предложения.
Кто придумал телескоп?
Считается, что первым использовать линзы для приближения удаленных предметов догадался ученый Галилео Галилей. В 1610-м году он сконструировал телескоп, через который разглядел кратеры на Луне, спутники Юпитера и прочие интересные детали, расположенные на космическом расстоянии.
Обычно телескопы устанавливают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – специальных сооружениях, предназначенных для наблюдений за различными явлениями природы.
Чем дальше шло развитие астрономии и прочих наук, тем совершеннее становились телескопы. Различные объекты стало возможно изучать в электромагнитном спектре, при помощи сложных систем детекторов и датчиков. Такое оборудование работает в различных диапазонах волн.
Сегодня есть телескопы, работающие в рентген-диапазоне и радио-диапазоне: дают человеку возможность детально изучать объекты, расположенные на очень далеком расстоянии. Оптические телескопы могут работать с разными типами фокусирующего элемента. Различают несколько общепринятых систем фокусировки: ньютоновский фокус, кассегреновский фокус, фокус Куде, фокус Несмита.
Первичные зеркала в телескопах обычно изготавливают из стекла или керамики. Поверхность зеркала обрабатывают до получения сферической или параболической формы. Для получения отражательных свойств на поверхность наносят тонкий слой алюминия.
Предлагаем анализу следующие предложения.
Первичные зеркала в телескопах обычно изготавливают из стекла или керамики. Поверхность зеркала обрабатывают до получения сферической или параболической формы. Для получения отражательных свойств на поверхность наносят тонкий слой алюминия. (Н/Л)

Общий итог
Несмотря ни на что, односоставные предложения используются во всех сферах русского языка: в науке, литературе, в разговорной речи. Поэтому их нужно знать и уметь с ними работать.

Рефлексия
Работа какой группы на ваш взгляд была более плодотворной? И почему? Возьмите стикеры, соответствующие цвету одной из групп, и сделайте отметку в таблице на доске. Так мы определим лучшую на уроке группу.

Домашнее задание.
Работа с художественным текстом. Из любого произведения выписать отрывок с примерами односоставных предложений. Указать их вид.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315