Презентация по истории культуры Алтая.Вводный урок


История культуры АлтаяИстория изучения археологических памятников Алтая ВведениеЦель изучения: сохранение цивилизации, изучение своего региона,становление личностиИстория культуры - доказательство и пример развития человеческой мысли и деятельностиГибель и рождение культуры - вечный круговорот сохранения цивилизации Культурные навыки и достижения передаются от человека к человеку, от семьи к семье, от поколения к поколению, от края к краю. Алтай - географический центр АзииСкифы, тюрки, хунны, монголы, русские – «составляли как бы особый регион в культурной истории человечества, не менее важный, чем китайский или европейский. Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи — каменного века. Палеолит Алтайского края представлен стоянкой Карама, пещерами Окладникова и Денисова и др. В конце VI — начале III века до н. э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название «афанасьевской» — по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни на юге и по Оби на севере. Это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство. В I веке до н. э на Алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. Основным занятием населения Алтая того времени было скотоводство. Люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды на западе, до Кузнецкого Алатау на востоке и до Алтайских гор на юге. С конца III века — начала II веков до н. э. и до конца I века до н. э. Алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну — предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе «великого переселения народов». Хунну создали первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения Алтая. В лесной зоне начинает складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.С конца XVI века население Алтая тесно сближается с племенами западных монголов-ойратов. В 1635 году ойраты объединились в единое обширное государство — Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии. Первооткрыватели древностейНачало освоения Сибири.Ермак Тимофеевич-1581-1585 гг.Хан Кучум(г.Кашлык)Купцы Строгановы
Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во 2-й половине XVII века. Освоение Алтая пошло после того, как для защиты от воинственных кочевников-джунгар были сооружены Бикатунская (1718), Белоярская (1717) и Бийская (1718) крепости.[1]С целью разведки ценных месторождений руды снаряжались поисковые партии на Алтай. Первооткрывателями считают отца и сына Костылевых, позднее открытиями воспользовался уральский заводчик Акинфий Демидов.Для разведки, Демидов посылает на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд. Кроме богатых руд, на Алтае были густые сосновые леса и многочисленные реки. Таким образом, имелись все условия для создания горнозаводской промышленности. 21 сентября 1729 года заработал — Колывано-Воскресенский завод. Первые сведения об АлтаеНачало 18 века. Отец и сын Костылевы. Петр 1. Главная задача – найти залежи медной руды.Появление артелей кладоискателей – гробокопателей( «бугровщики» - древние курганы-бугры)Методы их работы Научное изучение Древнего АлтаяНачало 19 векаГригорий Иванович Спасский –служитель горного ведомства Колывано-Воскресенского округаСохранил коллекцию бугровщиков, передал вещи в Исторический музейИздавал краеведческий журнал «Сибирские древности Василий Васильевич Радлов60-е годы 19 века –исследовал курганы Южной СибириИзучал культуру алтайских скотоводов скифско-сарматской культуры( 7-2 вв. до нашей эры) Пазырыкская культураВыявлены в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов . Свое название культура получила по памятнику в урочище Пазырык Улаганского района, где экспедицией академика С. И. Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы племенной знати  Сергей Иванович Руденко, Михаил Петрович Грязнов, Сергей Владимирович Киселев20- е годы ХХ века Исследовали знаменитые большие(«царские») курганы пазырыкской культуры( 5-3 века до нашей эры) Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Знатных людей хоронили в деревянных срубах. Знатные пазырыкцы носили шёлковые рубахи, имевшие один покрой как для мужчин, так и для женщин, в погребениях же рядовых членов общества рубах обнаружено не было. Мужским элементом одежды были штаны, тогда как женщины носили трёхцветные юбки. Общей деталью гардероба для женщин и мужчин пазырыкцев были войлочные чулки, которые были удобны для верховой езды. Так же пазырыкцы носили меховые шубы, зачастую, выполненные мехом и вовнутрь, и наружу. Такие шубы имели войлочные аппликации-украшения, а также украшались ценными мехами, выкрашенными в синий цвет. Предположительно пазырыкская культура — продукт развития афанасьевской культуры. В антропологическом составе населения пазырыкской культуры выявляются три базовых компонента (европеоидный с высоким и широким лицом, монголоидный с невысоким лицом и монголоидный с высоким лицом). Вместе с родственными племенами тагарской культуры подверглись атакам прото-хунну. В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились мумии. На их кожу нанесена сложная татуировка — это наиболее древние уцелевшие образцы татуировки в мире. Кроме того, в отдельных курганах сохранились погребальная повозка высотой в три метра, многочисленные реалистичные фигурки зверей и птиц (в том числе из войлока), образцы текстилей, включая древнейший в мире ковёр. Находки руденковских экспедиций, большинство из которых датируется V в. до н. э., экспонируются в Государственном Эрмитаже Современные исследователи Алтая ХХ века1.Алексей Павлович Окладников2.Алексей Павлович Уманский3.Юрий Федорович Кирюшин Охрана памятников истории и культурыКаким образом в Алтайском крае охраняют памятники истории и культуры?Прочитать текст учебника на стр.13 и ответить на этот вопрос Прочтите самостоятельно текст раздела «Это интересно» на стр.13-14 Ответьте на вопросы:1.Чем научное изучение курганов отличается от грабительских раскопок «бугровщиков»?2.Назовите известных вам исследователей археологии Алтая3.Почему важно сохранять памятники истории и культуры Алтая?