Модель игры-путешествия для детей дошкольного возраста Кузбасс- мой край родной


Модель игры - путешествия «Кузбасс мой край родной»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения Кузбасса. Продолжать работу над формированием патриотических чувств и гражданственности. Воспитывать любовь к родному краю, своему народу.
Воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями о путешествии по странам и континентам. Беседует о том, что попадали в любой уголок земного шара и даже побывали в космосе. С помощью транспортных средств (ракета, самолет, пароход, вертолет, поезд, автомобиль) преодолевали любые расстояния. Педагог беседует с детьми о возможности с помощью какого-нибудь транспорта попасть в прошлое или будущее.
Подводит итог – такого транспорта, к сожалению, ученые еще не придумали. Но наши путешествия больше сказочные, чем настоящие и поэтому мы можем придумать сказочную машину времени. С ее помощью отправляемся в путешествие по родному краю. Обращается к детям с вопросом о том, хотят ли они побывать в далеком прошлом, когда на нашей кузнецкой земле жили древние люди и водились мамонты.
Комната путешествий оформлена панорамной картиной «Природа Кузбасса» с представленными видами древних животных: мамонт, бизон, носорог, дикая лошадь. На другой стене иллюстрация сюжета «Загадочная охота на диких лошадей».
Путешественников встречает мальчик по имени Белый Олененок. Он удивляется встрече с такими необычными детьми, ведь в племени все носят одежду из шкур, играют в охотников, учатся стрелять из лука, пользуются каменными орудиями. Все это мальчик рассказывает и показывает «путешественникам».
Белый Олененок предлагает поиграть детям в игру «Подстрели белку».
Вскоре возвращаются с охоты отец и старший брат мальчика. Белый Олененок боится, как бы родственники, испугавшись чужеземцев, их не обидели. Взрослый путешественник предлагает детям незаметно понаблюдать за семьёй, для того чтобы больше узнать о жизни древних людей. В машине есть «шапки – невидимки», с их помощью дети смогут стать незаметными. (Старшие школьники представляют сценку – драматизацию «Удачная охота» с «магическим танцем», жертвоприношение идолу и затем проходит ритуал принятия Белого Олененка в охотники.)
На следующий день древний мальчик отправляется впервые на охоту и ему будет не до игр, ведь он становится добытчиком пропитания и одежды для всей семьи.
Взрослый путешественник сожалеет о том, что дети больше не увидятся с Белым Олененком, потому что, если он подстрелит зверя ему дадут другое имя: например Бесстрашный Волк или Грозный медведь.
Второй пункт остановки: временной период присоединения Сибири к России.
Дети встречаются с мальчиком Степаном, который рассказывает им о приезде своей семьи с другими в Сибирь. А еще раньше его дед-офицер служил в Кузнецкой крепости. Мальчик показывает юным путешественникам оружие казаков, одежду, которые достались ему от деда.
Только ребята собрались со Степкой к крепости отправиться, как вдруг в остроге в колокол ударили. «Случилось что-то» - говорит Степан - «Видно беда пришла»
Взрослый говорит, что путешественникам не разрешается вмешиваться в те времена, что прошли давно. Но мы можем из машины понаблюдать за событиями (инсценировка «Как Егорка был в осаде» Веры Лавриной - показывают школьники).
Порадовавшись за мальчика Степана и его близких, которые не сдались кочевым племенам и выдержали осаду, дети возвращаются в настоящее время.
Вспоминают о путешествии, делятся мыслями о том, как жилось людям в далекие времена. Педагог знакомит детей с книгой В. Лавриной «История Кузбасса» поясняет, что с ее помощью дети могут совершать путешествия во времени и узнавать, как жили наши земляки во все времена (от далекого прошлого к современности).
Воспитатель обращается к детям, как бы размышляя о том, что было бы замечательно не только побывать в прошлом, но и побывать в будущем. Машина времени сможет и такое чудо совершить, но для этого ей нужны умельцы и творцы, которые и будут строить будущее. Дети вместе с воспитателем моделируют творческий проект «Город моей мечты», «Парк счастливого детства», «Планета мира, любви и добра».
Возвращаясь из путешествия, дети записывают впечатления, делают зарисовки, заполняют карты наклейками для журнала.