Статья по теме Развитие коммуникативных навыков младших школьников во внеучебной деятельности
Верхне –Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Статья
«Условия формирования коммуникативных навыков младших школьников во внеучебной деятельности»
подготовила
учитель начальных классов
Гребеник Наталия Сергеевна
с. Верхнее –Гуторово2014 год
Далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.
Внеучебная деятельность развивает коммуникативные навыки учащихся, их склонности, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью.
Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов
Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1. игровая деятельность;
3. проблемно-ценностное общение;
4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает учителю заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции.
Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д.
При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.
Проблемно-ценностное общение, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.
Развитию коммуникативных навыков у учащихся помогают занятия которые обогащают словарный запас, которые помогают полно и точно выразить свои мысли;
-адекватно использовать аргументы в дискуссии;
-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
-понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию,
-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор.
Также, следует отметить, что эффективность процесса формирования коммуникативных навыков зависит от выбора педагогом соответствующих форм работы с младшими школьниками.
Главные условия, способствующие развитию коммуникативных навыков:
первым педагогическим условием является оснащение знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой, которое заключается в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры речевого общения;
вторым педагогическим условием в нашей работе выступает включение в коллективно-игровую деятельность диалогового характера,
которое состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе;
третье педагогическое условие предполагает использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выхода из сложных ситуаций.[5]
В традиционной школе 60-70% учебного времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.
Для того, чтобы учащиеся могли эффективно общаться, нужно учить их это делать. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Основные формы коммуникации:
монологические формы речевой коммуникации диалогические формы речевой коммуникации
выступать с заранее подготовленной речью учебная беседа учителя и ученика
рассказывать учебная беседа в парах
пересказывать учебная беседа в группах
спрашивать и задавать вопросы дискуссия
доказывать и опровергать ответы на вопросы
отвечать на вопросы защита проекта
критиковать Поэтому, развивать коммуникативные навыки необходимо и во внеурочной деятельности, например,
на первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие навыки:
- готовность учащихся участвовать общении;
- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;
-задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие навыки:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка навыка сделать своё высказывание понятным каждому;
- подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими.
На третьем этапе уже отрабатываются навыки коммуникативного сотрудничества:
- вести беседу в паре, группе;
- вести конструктивный диалог, дебаты;
- участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Развитие коммуникативных навыков – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные навыки это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.
Таким образом, чтобы у ребенка сформировать необходимые коммуникативные навыки, надо создать условия, для их формирования, такие, чтобы у ребенка появилось желание вступить в контакт с окружающими, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим и умение организовать общение.
Таким образом, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.
Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Без сомнения основной базой для достижения этой задачи служат уроки и внеурочная деятельность, на которых дети учатся говорить, сочинять, рассуждать, доказывать.
Библиография
1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.
2. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
3. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др. Обучаем по системе Л.В.Занков. Первый год обучения. - М.: Просвещение, 1993
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006
5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 368 с.