Исследовательская работа Влияние света на рост и развитие растений
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 города Ейска
Муниципального образования Ейский район
Проектная работа
«Влияние света на рост и развитие растений»
Квитовская Варвара Денисовна
МОУ СОШ №7 г. Ейска
Краснодарского края, 3 класс.
Руководитель:
Маслова Римма Васильевна,
учитель начальных классов
Содержание
1.Введение-----------------------------------------------------------------------3стр
2.Цель исследования-----------------------------------------------------------4стр
Гипотезы
Объект исследования: комнатные растения.
Предмет исследования: влияние света на рост и развитие растений.
Задачи
Актуальность
3.Основные методы исследования-------------------------------------------5стр
Способы исследования.
Средства, задействованные в работе.
4. Результаты изучения специальной литературы----------------------6 стр5.Подготовка и проведение исследования------------------------------- 7-9стр 6. Результаты работы (см. приложение №3)------------------------------ 10стр
7. Выводы--------------------------------------------------------------------------11 стр8. Возможные пути дальнейшего изучения темы----------------------- 12 стр9. Заключение---------------------------------------------------------------------13 стр10.Приложения-------------------------------------------------------------------14-16стр
11.Использованная литература-----------------------------------------------17 стр 1. Введение
Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. Я очень люблю комнатные растения и считаю, что их необходимо выращивать в каждом доме, так как они не только украшают интерьер, но и улучшают климат в квартире. Я решила проверить, знают ли мои ровесники о том, какую роль в нашей жизни играют комнатные растения, есть ли у них дома комнатные растения и знают ли они, какие условия необходимы для их роста. Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела опрос среди учащихся 3 «Б» и 3 «Д» классов. В опросе приняли участие 50 человек. (см. приложение №1 и приложение №2).
Вывод
Исследования показали, что у 84% опрошенных учеников есть комнатные растения, в основном ухаживают за ними родители, но дети тоже помогают. Ученики знают, для чего родители выращивают комнатные растения, но мало кто знает, что нужно самим растениям, для полноценного роста и развития.
Во 2 классе в кружке «Друзья природы» нам рассказывали, что для хорошего роста растениям нужны соответствующие условия: тепло, вода, почва, воздух и свет. Почва необходима потому, что в ней есть питательные вещества. Вода помогает эти питательные вещества получить из почвы. Это возможно, если в комнате тепло. Воздух нужен растениям, как и всем другим живым существам, для дыхания. А вот какую роль играет свет? Как он влияет на растения? На все эти вопросы я и постаралась найти ответы.
2. Цель исследования:
Изучить влияние света на рост и развитие комнатных растений. Гипотезы: 1) если растение получает мало света, то оно плохо растёт;
2) при избытке света растение обесцвечивается, получает ожоги и
погибает:
3) если растение получает необходимое количество света, то оно
хорошо развивается.
Объект исследования: комнатные растения.
Предмет исследования: влияние света на рост и развитие растений.
Задачи:
1. Изучить литературные источники о влиянии света на растения.
2. Установить влияние света на рост и развитие растения, на цвет листа, на
движение растения к свету.
3. Выявить условия, благоприятные для роста и развития комнатных растений.
Актуальность:
Почти в каждом доме можно увидеть разнообразные комнатные растения, часто хозяева не знают, как правильно разместить их. Я надеюсь, что результаты моей исследовательской работы помогут мне создать благоприятные условия для моих комнатных растений, и я смогу поделиться своими знаниями с одноклассниками.
3. Основные методы исследования:
- наблюдение,
- эксперименты,
- анализ
Способы исследования:
- изучение специальной литературы
- поиск в Интернете,
- анализ источников информации;
- наблюдение;
- опыты;
- обобщение полученных данных
Средства, задействованные в работе:
Для осуществления исследовательских действий мне потребуются:
- опытные образцы растений;
- горшки для высадки растений;
- универсальная почва;
- вода
4. Результаты изучения специальной литературы
Свою работу я начала с того, что пошла в школьную библиотеку и познакомилась с литературой по выращиванию растений. И вот что я узнала.
Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.
Все эти научные сведения я решила проверить на собственном опыте. Я обратилась к своим одноклассникам с просьбой помочь мне провести исследовательскую работу, т.е. опытным путём определить влияние света на рост и развитие растений. Объектом для исследования мы выбрали комнатный цветок, который называется хлорофитум, потому что он неприхотлив, и выращивать его не сложно даже для начинающих любителей комнатных растений, он пышный и всегда зелёный.
5. Подготовка и проведение исследования
Свою работу мы начали с подготовки посадочного материала. Для этого от «взрослого» растения (см. выше), мы отрезали 4 листовые розетки, которые появляются на конце воздушных усов и поставили их в воду для укоренения. Через 10 дней у растений образовалось хорошая корневая система
Через 10 дней у растений образовалась хорошая корневая система, их можно было сажать в почву
Мы взяли 4 одинаковых горшка, насыпали в них одинаковый универсальный торфогрунт и высадили растения.
1 горшок поставили на окно с солнечной стороны,
2 горшок – много света, но солнечные лучи не прямые ,3 горшок - на шкафу,
4 горшок – на полку за шкафом, куда попадает мало света даже в солнечный день.
6. Результаты работы (см. приложение №3)
В результате проделанной работы, я убедилась, что от недостаточного освещения листья стали бледными и мягкими, некоторые желтеют и опадают, нет роста. Кроме того, листья вытягиваются вверх и черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше (горшок 4).
На шкафу, там, где свет есть, но его недостаточно (горшок 3), если и появляются новые листочки, то они намного меньше, чем должны были бы быть. А нижние листья желтеют и отмирают. Но самое неприятное, растение мало цветёт, бутоны плохо развиваются и опадают. а цветочки, если и появляются, то очень бледные. Пестрые листья у растения стали зелеными.
Но и избыток света так же неблагоприятно сказывается на растении (опыт с 1 горшком). Солнечный свет привёл к ожогам листьев. Листья уплотнились в центре растения, а нижние побледнели, стали выгорать. Мы заметили, что листья, на которые попадают прямые солнечные лучи, сначала желтеют по краям, а затем полностью засыхают. В энциклопедии это явление объясняется тем, что при избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На сильном свету рост растений замедляется, они получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями. Появление бронзово-желтой окраски листьев указывает на значительный избыток света, который вреден растениям. Если срочно не принять соответствующие меры, может возникнуть ожог. При появлении таких признаков растение нужно быстренько спасать (первое, что нужно сделать переставить растение в другое место), что мы и сделали, прекратив эксперимент.И лишь во 2 горшке, который стоял на тумбочке, где много света, но солнечные лучи не прямые, растение росло быстро, образовались новые листья. Они были зелёными и сочными. Растение заметно увеличилось, как в высоту, так и в диаметре.
7. Выводы
Таким образом, я пришла к выводу, что комнатные растения светолюбивы. Но избыток света неблагоприятно сказывается на них. Солнечный свет приводит к ожогам листьев. Листья уплотняются в центре растения, а нижние бледнеют и выгорают. Я заметила, что листья, на которые попадают прямые солнечные лучи, сначала желтеют по краям, а затем полностью засыхают.
При недостатке света рост растений замедляется, листья становятся бледными, растения вытягиваются, становятся слабыми, теряют прочность, перестают цвести и могут погибнуть.
При достаточном освещении они хорошо развиваются, у них появляются новые листья, растения быстро растут. Их окраска яркого зелёного цвета, растения цветут. На примере моего исследования я убедилась, что рост растения напрямую зависит от действия солнечного света.
.
8. Возможные пути дальнейшего изучения темы
Выполнив эту исследовательскую работу, я нашла ответ только на один вопрос: Как влияет солнечный свет на рост и развитие комнатных растений
Я считаю, что мне нужно продолжить работу в этом направлении и найти подтверждение научным материалам, о том, что на рост и развитие растений влияют и другие факторы.
научилась наблюдать за развитием растений; находить нужную информацию; делать выводы
.
9. Заключение
Проделанную работу считаю результативной и полезной, потому что узнала много нового о комнатных растениях, могу применить свои знания на практике, дать совет своим одноклассникам, друзьям, знакомым по уходу за комнатными растениями, научилась наблюдать за развитием растений; находить нужную информацию; делать выводы.
10. Приложение №1
АнкетаФамилия, имя __________________________________1. Есть ли у вас дома комнатные растения? ______________________________2. Кто ухаживает за ними?
3. Для чего вы выращиваете комнатные растения?а) для красотыб) для очистки воздух
в) не знаю
4. Что необходимо растениям для хорошего роста и развития?
Приложение№2
Анализ анкет
№п/п Вопросы да нет
1 Есть ли у вас дома комнатные растения? 42чел (84%) 8чел (16%)
2 Кто ухаживает за ними? а) мама
б) только я
в) иногда я
г) все члены семьи 21чел (42%)
7чел (14%)
5чел (10%)
9чел (18%) 3 Для чего вы выращиваете комнатные растения? а) для красоты
б) для очищения воздуха
в) не знаю 12чел (24%)
25чел (50%)
5чел (10%) 4 Что необходимо растениям для хорошего роста и развития? а) вода
б) воздух и свет
в) почва
г) тепло 36чел (72%)
9чел (18%)
3 чел (6%)
2 чел (4%)
Приложение№3
Результаты наблюдений:
Дата На окне (на солнце)
1. Не прямые лучи солнца
2. На шкафу
3. В полутени
4.
02.10.13г Здоровое. Здоровое. Здоровое. Здоровое.
09.10.13г Листья стали мягкими, побледнели. Здоровое. Здоровое. Листья бледнеют
16.10.13г Края листьев подсыхают Здоровое. Здоровое. Лисья бледные.
23.10.13г. Стали желтеть листья Здоровое. Образовались новые листья Здоровое. Листья бледные, вялые. Новых листьев нет.
30.10.13г Листья отмирают Растение заметно увеличилось как в высоту, так и в диаметре. Появились новые листья Растение бледное, нет роста
15.11.13г Эксперимент завершён Листья яркие, с сочным зеленым оттенком, появились воздушные усы с розетками на концах .Растение здоровое, увеличилось в размерах, зелёное Листья сворачиваются трубочкой, края подсыхают
30.11.13г Растение зелёное, блестящее, здоровое. Эксперимент завершён
11. Использованная литература
1. Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
2. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Биология . Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ, 2004г.
3. Ликум А. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей, том IV М.: Компания Ключ – С, филологическое общество Слово, ТНО АСТ 1994г.
4. В.И. Серпухова, Г.К.Тавлинова. Комнатные и балконные растения. Изд. Прейскурантиздат. М.,1991г.
5. Комнатные растения. Изд. Поиск. М., 2010г
6. Галкина Е. Г. "Комнатные растения" Ростов-на-Дону "Феникс" 1999
7. Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова. Уроки экологии в начальной школе.Изд. СФЕРА.М.,2007
8. activestudy.info›vliyanie…sveta-na-razvitie-luka/