Урок биологии для 8 класса по теме: Химическое строение организма человека. Строение животной клетки


Технологическая карта по теме «Химическое строение организма человека. Строение животной клетки»
Тема Химическое строение организма человека. Строение животной клетки.
Целевые ориентации урока Личностные:
осознание роли химических элементов для нормального функционирования организма, воспитание здорового образа жизни.
Метапредметные:
развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий .Предметные: формирование знаний о химическом составе клетки, роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки, строении клетки и ее жизнедеятельности, показать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении.
Тип урока Комбинированный
Основное содержание темы Неорганические (вода, минеральные соли) и органические (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты) вещества, их роль в клетке и организме человека, строение клетки и функции органоидов.Термины и понятия Органические(вода, минеральные соли), неорганические вещества(углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты), цитоплазма, ядро, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, лизосомы, рибосомы, клеточный центр, плазматическая мембрана.
Планируемые результаты
Личностные
- формирование познавательных интересов;
- формирование личностного отношения к изучению материала;
- осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- осознание ценности живых объектов. Метапредметные
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
Регулятивные: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. Предметные
Ученик должен знать: химический состав клетки, роль органических и неорганических веществ для жизнедеятельности клетки, строение клетки, функции органоидов.
Ученик должен уметь: доказывать материальное единство мира, выделять из потока информации необходимые знания, перечислять неорганические и органические вещества клетки, сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения,
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
химия (химические элементы) Информационный материал: раздаточный материал, рисунки учебника, презентация «Химический состав клетки».
Демонстрационный материал: таблица по теме «Строение животной клетки», портрет Роберта Гука, микроскопы, готовые микропрепараты «Животные ткани».
Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения, диагностические материалы. групповая
индивидуальная
парная
Технология изучения темы, направленная на реализацию системно – деятельностного подхода.
I этап. Мотивация к деятельности.
Цели деятельности Ситуативное задание Результат деятельности
- мотивировать учащихся к изучению темы «Химическое строение организма человека. Строение животных клеток»;
- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;
- проявлять позитивное отношение к процессу. 1.Сообщение учащегося «Открытие Роберта Гука» (см. Приложение 1)
2.Демонстрация опыта:
- рассматривание готового микропрепарата животной ткани.
Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.
РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
ПУУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Результат
деятельности
Блок А Знание
- познакомить с химическим составом клетки;
- ввести понятия органические и неорганические вещества клетки.
- познакомить со строением животной клетки;
- ввести понятия цитоплазма, ядро, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, лизосомы, рибосомы, клеточный центр, плазматическая мембрана. 1. Работа с текстом учебника в группах.
1 группа: лаборатория «Химиков»:
а) Работа с текстом учебника с использованием методики «Пометки на полях»;
б) Составление кластера «Химический состав клетки»;
в) Просмотр презентации «Химический состав клетки»;
г) Подготовка выступающего.
2 группа: лаборатория «Микробиологов»:
а) Работа с текстом учебника с использованием методики «Пометки на полях»
б) Составление кластера «Строение животной клетки»;
в) Работа с таблицей «Строение животной клетки»;
г) Подготовка выступающего.
За данную работу учащиеся каждой группы могут максимально получить 3 балла.
После выступления представителей лабораторий вносят баллы в лист самооценки.
(см. Приложение 2)
Предметные
Работа в группах: 1.Ученики знакомятся с химическим составом клетки, выделяют основные понятия по теме: органические(углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты) вещества, неорганические (вода, минеральные соли)вещества.
2.Ученики знакомятся со строением животной клетки, ее органоидами, их функциями.
Цели деятельности
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Результат
деятельности
Блок Б Смысловое чтение
Работа с информационным текстом по осмыслению чтения
(формы работы - в парах)
Прочитать текст «Кирпичики организма» и выполнить предложенные задания (см. Приложение 3)
ЛУУД: личностная мотивация учебной деятельности.
ПУУД: использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.
РУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
КУУД: учитывать позицию собеседника (партнера);- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;- адекватно передавать информацию.
IV этап. Рефлексивная деятельность.
Цели деятельности Индивидуальная работа с диагностическими материалами Результат деятельности
- научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной;
- оценивать результат учебной деятельности. (см. Приложение 4 к уроку )Задание для уч-ся:
Предлагается ученикам разработать критерии оценивания по правильным ответам и оценить данную работу по предложенным критериям.
РУУД:
- контроль, коррекция, оценка.
научить школьников:
-соотносить полученный результат с поставленной целью;
-оценивать результат своей деятельности;
-оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
I. Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я ...
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Меня удивило…
II. Задание на самооценку. С помощью смайликов.
ПУУД:  общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
КУУД: умение выражать свои мысли.
РУУД: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Домашнее задание:
Для всех учащихся
1. § 3
2. Задания рабочей тетради § 3
По выбору:
1.Вопросы для повторения и задания 6 – 7 стр. 20
2. Работа с компьютером.
Продвинутая группа:
1.ПВ* 1-3, стр. 21 (на выбор).
Подготовка к ЕГЭ (Приложение 5 к уроку)

Приложение 1 к уроку
Открытие Роберта Гука
Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым как бритва перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда я поместил этот срез на черное предметное стекло, стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Эти поры , или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не одной только пробке…
Роберт Гук


Приложение 2 к уроку
Строение животной клетки

Строение животной клетки
Части
Клеточная мембрана Ядро Цитоплазма
1.Ядерная мембрана 1.Эндоплазматическая сеть
Органоиды 2.Ядрышко 2.Лизосомы
3.Хромосомы 3.Митохондрии
4.Рибосомы
5.Комплекс Гольджи Функции органоидов:
Клеточная мембрана: защитная, транспортная.
Ядро: хранение и передача наследственной информации, регулирует образование белков.
Эндоплазматическая сеть: участвует в транспорте веществ, образование белков, углеводов и жиров.
Лизосомы: участвуют во внутриклеточном пищеварении.
Митохондрии: окисление органических веществ.
Рибосомы: синтез белков.
Комплекс Гольджи: принимает участие в накоплении и транспортировке веществ, синтез сложных углев Химический состав клетки

Неорганические вещества Органические вещества
Вода Минеральные соли Углеводы Белки Жиры Нуклеиновые кислоты

Функции веществ
1. 1. 1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2. 2. 2.
3. 3. 3. 3. 3.
4. 4.
5.

Функции неорганических веществ
Вода: 1.Растворитель; 2.Транспорт веществ; 3.Создание среды для химических реакций; 4. Участие в образовании клеточных структур.
Минеральные соли: 1.Обеспечивают прочность костной ткани (кальций, фосфор); 2.Обеспечивают буферность клетки.
Функции органических веществ
Углеводы: 1.Энергетическая; 2.Структурная; 3.Запасающая.
Жиры: 1.Энергетическая; 2.Защитная; 3.Структурная.
Белки: 1.Строительная; 2.Транспортная; 3.Энергетическая; 4.Каталитическая; 5.Защитная.
Нуклеиновые кислоты: 1.Хранение наследственной информации; 2.Передача наследственной информации; 3.Биосинтез белков.
Приложение 3 к уроку
К уроку «Химическое строение организма человека. Строение и жизнедеятельность клеток» 8 класс.
Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное, выполните задания (1-4)

Текст « Кирпичики организма»

Как и все живое, организм человека состоит из клеток. Клетка - это структурная и функциональная единица живого организма. Ей присущи все свойства живых организмов. Клетка дышит, питается, делится. Благодаря клеточному строению организма возможны его рост, размножение, восстановление поврежденных органов и тканей и другие формы деятельности. Форма и размеры клеток различны и зависят от выполняемой ими функции./
В каждой клетке различают две основные части — цитоплазму и ядро. В цитоплазме содержатся органоиды — мельчайшие структуры клетки, обеспечивающие ее жизнедеятельность (митохондрии, рибосомы, клеточный центр, лизосомы, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи). В ядре перед делением клетки образуются особые нитевидные тельца — хромосомы. Снаружи клетка покрыта мембраной, отделяющей одну клетку от другой. Пространство между клетками заполнено жидким межклеточным веществом. Главная функция мембраны состоит в том, что она обеспечивает избирательное поступление различных веществ в клетку и выведение из нее продуктов обмена./
Клетки организма человека состоят из разнообразных неорганических (вода, минеральные соли) и органических веществ (углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты)./
Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода; многие из них хорошо растворимы в воде и являются основными источниками энергии для осуществления жизненно важных процессов.
Жиры образованы теми же химическими элементами, что и углеводы; они нерастворимы в воде. Жиры входят в состав клеточных мембран и также служат важнейшим источником энергии в организме.
Белки — главный строительный материал клеток. Строение белков сложное: молекула белка имеет большие размеры и представляет собой цепь, состоящую из десятков и сотен более простых соединений — аминокислот. Многие белки служат ферментами, которые ускоряют течение биохимических процессов в клетке.
Нуклеиновые кислоты, образующиеся в клеточном ядре, состоят из углерода, кислорода, водорода и фосфора. Различают два типа нуклеиновых кислот:
1) дезоксирибонуклеиновые (ДНК) находятся в хромосомах и определяют состав белков клетки и передачу наследственных признаков и свойств от родителей к потомству;
2) рибонуклеиновые (РНК) — связаны с образованием характерных для этой клетки белков./Задание 1. Выберите верный ответ:
Структурной и функциональной единицей живого организма является:
А. клетка
Б. ткань
В. орган.
Задание 2.Составьте план текста, разбивая текст на смысловые ряды
Задание 3.Найдите в тексте информацию об органоидах и зарисуйте строение клетки.
Задание 4. Составьте синквейн понятия «клетка».
Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания
Деятельность учеников Критерии оценивания
Задание 1
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов
Ответ: А 1 балл - правильный ответ.
Комментарий: В первом абзаце текста есть определение клетки.
Задание 2
Деятельность: перевод одной формы текста (словесной) в другую (таблицу)
2 балла –текст не полностью разделен на логические подтексты, план текста составлен не полностью ;
2-4 балла- при правильном составлении плана текста.
Комментарий: Текст содержит логические абзацы, план текста составлен правильно
Задание 3
Деятельность: Найти в тексте информацию об органоидах и зарисовать строение клетки.
Ответ:
Основные части клетки: цитоплазма и ядро.
Органоиды клетки: митохондрии, рибосомы, клеточный центр, комплекс Гольджи, лизосомы, эндоплазматическая сеть.
Задание 4
Деятельность: Составьте синквейн понятия «клетка».
Ответ:
Клетка
Маленькая, живая
Дышит, питается, делится
Структурная и функциональная.
Система 1 балл – названы все органоиды клетки
2 балла – правильно обозначены на рисунке органоиды клетки
3 балла – правильно изображены органоиды клетки.
Комментарии: Во втором абзаце текста говорится об органоидах клетки.
1 балл – перечислены не все определения к понятию «клетка»
2 балла – перечислены все определения к понятию «клетка»
Комментарии: В первом абзаце имеется информация о понятии «клетка».
Общее количество баллов за работу с текстом: 9 баллов
Перевод баллов в отметку:
« 5» - 8- 9 баллов;
«4» - 6-7 баллов;
«3» - 5 баллов.


Диагностические материалы Приложение 4 к уроку
Задания Части 1 (А)
Выберите один правильный ответ.
1.* Тела живой и неживой природы сходны набором
1) белков
2) химических элементов
3) нуклеиновых кислот
4) ферментов
2.* Этот ученый впервые применил микроскоп для исследования растительных тканей, что позволило ему, изучая срез пробки, увидеть множество очень мелких образований, входящих в ее состав и похожих на ячейки пчелиных сот. Он назвал их клетками.
1) Гиппократ
2) Роберт Гук
3) Аристотель
4) Клавдий Гален
3.* Какая из перечисленных функций характерна для углеводов клетки?
1) биосинтез белка
2) энергетическая
3) терморегуляторная
4) транспортная
4. Назовите функцию, которая не свойственна белкам клетки.
1) защитная
2) энергетическая
3) хранение и передача наследственной информации
4) каталитическая
5. Хромосом у человека:
1) 23
2) 64
3) 56
4) 46
6. У животной клетки отсутствуют:
1) рибосомы
2) хлоропласты
3) эндоплазматическая сеть
4) лизосомы
7. Какое из химических соединений неорганическое?
1) белки
2) нуклеиновые кислоты
3) минеральные соли
4) углеводы
8. Содержание в клетке воды (в%):
1) 0,5-1
2) 1-5
3) 10-20
4) 70-85
9.Хромосомы находятся в:
1) ядре2) цитоплазме
3) вакуолях4) клеточной оболочке
10.Что синтезируется в рибосомах?
1) жиры
2) углеводы
3) белки
4) нуклеиновые кислоты
Задания Части 2 (Б).
Выберите три правильных ответа из шести.
1)Каковы функции воды в клетке?
А) выполняет энергетическую функцию
Б) обеспечивает упругость клетки
В) защищает содержимое клетки
Г) участвует в теплорегуляции
Д) участвует в гидролизе веществ
Е) обеспечивает движение органоидов.
2)*Вода в клетке выполняет рольА) внутренней среды
Б) структурную
В) регуляторную
Г) гуморальную
Д) универсального источника энергии
Е) универсального растворителя
Терминологический диктант.
1)Как называется жидкая часть клетки?
2)Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки?
3)Какое вещество наиболее богато энергией?
4)В какой части клетки помещаются хромосомы?
5)В каком органоиде происходит окисление и расщепление органических веществ?
6)В каком органоиде синтезируются белки?
7)Как называется поверхностная часть клетки?
8)Что относится к основным частям клетки?
Ответы на задания Части 1 (А)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 2 2 3 4 2 3 4 1 3
Ответы на задания Части 2 (В)
Ответ 1: Б, Г, Д
Ответ 2: А, Б, Е.
Ответы на задание «Терминологический диктант»: 1) цитоплазма; 2) белок; 3) углеводы; 4) в ядре; 5) в митохондрии; 6) в рибосомах; 7) мембрана; 8) мембрана, цитоплазма, ядро.Задание для уч-ся: Предлагается ученикам разработать критерии оценивания по правильным ответам и оценить данную работу по предложенным критериям
.
Лист самооценки
Фамилия, Имя______________________________
№ Задания Максимальное количество баллов Ваше количество баллов
1.Работа в «лабораториях» 3 2.Смысловое чтение 9 3.Индивидуальная работа с диагностическими материалами. 22 Итого: 34 балла 30-34 баллов «Отлично»;
23-29 баллов «Хорошо, но можно лучше»;
17-22 баллов «Еще нужно постараться»
Менее 17 баллов: «SOS!».
Приложение 5 к уроку
Подготовка к ЕГЭ
ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ
Химическая деятельность клетки составляет основу ее жизни, главное условие ее развития и функционирования. В состав клетки входит около 80 элементов из 110 содержащихся в периодической системе Менделеева. Надо отметить, что живая клетка состоит из тех же элементов, что и неживые объекты. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы.
В зависимости от того, в каком количестве входят химические элементы в состав веществ, образующих живой организм, их подразделяют на три группы: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Макроэлементы - кислород, углерод, азот, водород – почти 98% всего состава клетки. Это основные элементы клетки. Они являются универсальными компонентами органических соединений клетки.
Микроэлементы - калий, фосфор, сера, магний, хлор, натрий, кальций, железо, содержание которых исчисляют десятыми долями процента (0,1%).Калий – участвует в создании и поддержании биоэлектрического потенциала на клеточной мембране, в поддержании коллоидных свойств цитоплазмы клетки, входит в состав ферментов, участвующих в гликолизе, в фотосинтезе в растительных клетках; в животных клетках вместе с натрием и кальцием участвует в поддержании сердечного ритма, в проведении нервного импульса.
Фосфор – входит в состав нуклеиновых кислот, коферментов (НАД, НАДФ, ФАД), фосфолипидов, многих ферментов и всех мембранных структур, входит в состав костной ткани и виде ионов образует буферную систему организма.
Сера – входит в состав серосодержащих аминокислот (цистина, цистеина, метионина), кофермента А и некоторых ферментов, участвует в формировании третичной структуры белка. В животных клетках входит в состав инсулина, витамина В1, биотина.
Магний – кофактор многих ферментов, участвующих в энергетическом обмене. В растительных клетках входит в состав хлорофилла.
Хлор – ионы хлора поддерживают электронейтральность клетки. В растительных организмах участвуют в регуляции тургора, в животных – в процессах возбуждения и торможения в нервных клетках, вместе и ионами натрия – в формировании осмотического потенциала плазмы крови, входит в состав соляной кислоты желудочного сока.
Натрий – участвует в создании биопотенциала на мембране клетки. В растительных клетках участвует в создании осмотического потенциала клетки, обеспечивая поглощение воды из почвы. В животном организме влияет на работу почек, участвует в поддержании сердечного ритма, участвует в регулировании кислотно – щелочного равновесия, входит в состав буферной системы организма.
Кальций – участвует в регуляции избирательной проницаемости клеточной мембраны, в процессах соединения ДНК с белками. В растительном организме, образуя соли пектиновых веществ, придает твердость межклеточному веществу, соединяющему клетки. В животном организме в виде нерастворимых солей входит в состав костей, раковин моллюсков, скелета коралловых полипов, ионы кальция участвуют в образовании желчи, повышают рефлекторную возбудимость спинного мозга и центра слюноотделения, участвует в синаптической передаче нервного импульса, в процессах свертывания крови, в сокращении поперечнополосатых мышечных волокон.
Железо – участвует в биосинтезе хлорофилла, в дыхании (входит в состав дыхательных ферментов), в фотосинтезе (входит в состав цитохромов – ферментов, переносчиков электронов световой фазы фотосинтеза). В животном организме входит в состав гемоглобина, миоглобина, белка ферритина, который накапливается в печени и селезенке.
Ультрамикроэлементы. К этой группе относятся остальные элементы: бор, кремний, марганец и т.д. Они содержатся в исключительно малых количествах (менее 0,001 %).
Бор – в растительном организме влияет на ростовые процессы.
Кремний – входит в состав раковин морских саркодовых радиолярий.
Марганец – входит в состав ферментов, участвующих в дыхании, окислении жирных кислот, повышает активность карбоксилазы. В растительном организме входит в состав ферментов, участвующих в темновой фазе фотосинтеза и в восстановлении нитратов. В животных клетках входит в состав фосфатаз – ферментов, необходимых для роста костей.
Цинк – входит в состав инсулина — гормона поджелудочной железы, многих ферментов.
Медь – входит в состав окислительных ферментов. В растительном организме участвует в синтезе цитохромов, входит в состав ферментов, необходимых для темновой фазы фотосинтеза. В животном организме участвует в кроветворении, синтезе гемоглобина, входит в состав фермента, участвующего в синтезе меланина.
Бром – входит в состав витамина В1- составной части фермента, участвующего в расщеплении пировиноградной кислоты.
Йод — в состав гормона щитовидной железы тироксина.
Кобальт — в состав витамина В12.
Обнаружено, что некоторые организмы интенсивно накапливают определенные элементы. Некоторые морские водоросли накапливает йод, лютики - литий, ряска – радий, диатомовые водоросли и злаки – кремний, моллюски и ракообразные – медь, позвоночные железо, некоторые бактерии – марганец и т.д. Элементарный состав организмов и химический состав окружающей среды в количественном плане существенно отличаются друг от друга. Например, кремния в почве содержится около 33%, а в растениях – 0,15%; кислорода в почве около 49%, а в растениях 70% и т.д. Это указывает на избирательную способность организмов использовать только определенные химические элементы, необходимые для построения и жизнедеятельности клеток. Химические элементы, которые входят в состав клеток и выполняют биологические функции, называют биогенными.
Все химические элементы участвуют в построении организма либо в виде ионов, либо в составе тех или иных органических и неорганических соединений. Минеральные вещества в клетках они могут находиться в диссоциированном состоянии в виде ионов, либо в соединениях с белками, углеводами и липидами. Из катионов наиболее важны К+, Na+, Ca2+, Mg2+, а из анионов - Сl-, НСОз-, Н2РО4-.
От концентрации солей в клетке зависят буферные свойства цитоплазмы. Буферностью называют способность клетки сохранять определенную концентрацию водородных ионов. В клетке поддерживается слабощелочная среда.
Концентрация ионов в клетке и окружающей ее среде неодинакова. Например, содержание калия в клетках в десятки раз выше, чем в межклеточном пространстве. Катионов натрия, наоборот, в 10 раз меньше в клетке, чем вне ее. Снижение концентрации К+ в клетке приводит к уменьшению содержания в ней воды, количество которой возрастает в межклеточном пространстве тем больше, чем выше в межклеточной жидкости концентрация Na+. Уменьшение содержания катионов Na+ в межклеточном пространстве приводит к уменьшению в нем содержания воды.
Неравномерное распределение ионов калия и натрия с наружной и внутренней стороны мембран нервных и мышечных клеток обеспечивает возможность возникновения и распространения электрических импульсов.
Анионы слабых кислот внутри клетки способствуют сохранению определенной концентрации водородных ионов (рН). В клетке поддерживается слабощелочная реакция (рН 7,2).
Имеющиеся в организме нерастворимые минеральные соли, например, фосфат кальция, входят в состав межклеточного вещества костной ткани, в раковины моллюсков, обеспечивая прочность этих образований.
Все химические соединения в клетке можно разделить на органические и неорганические:
Содержание в клетке химических соединений
Неорганические вещества: % к сырой массе
Вода....................................................................................70,0— 80,0
Другие неорганические вещества........................................ 1,0— 1,5
Органические вещества: % к сырой массе
белки.................................................................................. 10,0-20,0
жиры ................................................................................... 1 —5
нуклеиновые кислоты ........................................................1,0—2,0
углеводы .............................................................................0,2—2,0
низкомолекулярные органические вещества ...................0,1—0,5