Конспект урока истории Тыл в годы войны: все — для фронта, все -для победы!

Тема урока. «Тыл в годы войны: все – для фронта, все – для победы!».
Автор: Судакова Л.И.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 20 п. Сулук, Хабаровский край
Цели:
-обучающиеся продолжать знакомство с основными событиями Великой Отечественной войны, с ролью тыла;
- обучающиеся получат возможность развить навыки работы с источниками информационного типа - историческими документами, справочной литературой, материалами периодических изданий;
- обучающиеся научатся сопоставлять версии и оценки событий, данные различными историческими личностями;
Оборудование:
Карта «Великая Отечественная война»
Пакеты документов к уроке(кейс документов) по количеству учеников в классе.
Выставка книг по теме
Презентация по теме урока.
Ноутбук (компьютер)
Экран
Проектор
Загладин Н.В, Козлнко С.И., Минаков С.Т., Ю.А.Петров «История России.XX-начало XXI века». Учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений, Москва, Русское слово, 2007
.Рекомендуемая литература для подготовки обучающимися сообщений:
Браверманн Е.М. Вклад отечественных ученых в дело победы над фашисткой Германией, ПИОШ, 4\05
Зуев Бессмертие подвига (об оккупационном режиме) ПИОШ,5\05
Попов А.Ю. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны и органы госбезопасности СССР, ПИОШ, 7\05
Харисова Л.А. Наука и культура в годы войны, ПИОШ, 3\00
Якунин В.Н. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны, ПИШ, 9\02

Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: заседание круглого стола.
Настало время
На полпути
Оставив мирные дела,
Посвятить Отечественной войне
Самого себя и силу своего пера
(Муса Джалиль)

Ход урока
I. Целеполагание.
Учитель: Эпиграфом нашего круглого стола будут слова Мусы Джалиля:
Настало время
На полпути
Оставив мирные дела,
Посвятить Отечественной войне
Самого себя и силу своего пера.

Ученик (дает справку): Муса Джалиль - журналист, поэт, корреспондент газеты «Отвага» 2-й ударной армии, почти полностью погибшей на Волховском фронте, раненый он попал в плен. Там вошел в группу сопротивления узников концентрационных лагерей, вел активную подпольную работу и вскоре стал одной из ключевых фигур Сопротивления. По доносу предателя Джалиль и его сподвижники были казнены 25 августа 1944 г в берлинской тюрьме Плетцензее (его стихи, сохраненные антифашистами вошли в «Моабитскую тетрадь»)
Учитель: Каждый из нас имеет свои точки соприкосновения с Великой Отечественной войной, у кого - то воевал дедушка, а у кого -то родные трудились все 1418 дней в тылу, работали на заводах, работали в поле.. (Далее учитель приводит примеры из написанных ранее сочинений учащихся о ветеранах войны и тружениках тыла на примере семей учащихся)
Учитель: Наше заседание посвящено проблемам Великой Отечественной войны. Почему? Прошло 70 лет со дня Победы, а интерес к войне, ко многим ее проблемам не утихает. Чем дольше от войны, тем больше вопросов. Сегодня коснемся проблем тыла в годы войны.
Ученик (дает справку): тыл - это вся территория воюющей страны с ее населением и экономическими ресурсами, кроме районов (зоны) военных действий.
Учитель: Наше заседание будет посвящено тылу по ту и эту сторону фронта. В повестке заседания:
1. Оккупационный режим.
2. Партизанское движение.
3.Народное хозяйство в годы Великой Отечественной войны: переход на военные рельсы, жизнь и быт.
4. Вклад тружеников Хабаровского края в годы войны.
5. Русская православная церковь в годы войны.
II. Заседание круглого стола.
Проблема № 1: Оккупационный режим.

Сообщение ученика «Оккупационный режим» (Литература для подготовки: Зуев Бессмертие подвига (об оккупационном режиме) ПИОШ,5\05)
Работа с документами.
Документ №1.
Замечания и предложения по генеральному плану
« Ост» рейхсфюрера войск СС к вопросу о
будущем обращении с русским населением
( извлечение)
а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населенной русскими, на различные политические районы
б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «а», является ослабление русского народа в расовом отношении
Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству.
Доктор Э. Ветцель( начальник отдела колонизации 1-го главного политичес-
- кого управления «восточного минис-
терства»)

Документ № 2.
Мартин Борман – Альфреду Розенбергу
23 июля 1942 г.
Сов. секретно,
Государственной важности!
Лично!
Многоуважаемый партайгеноссе Розенберг!
По поручению фюрера довожу до Вашего сведения его пожелание, чтобы вы соблюдали и проводили в жизнь в политике на оккупированных восточных территориях следующие принципы:
1.Мы можем быть только заинтересованы в том, чтобы сокращать прирост населения оккупированных восточных территорий путем абортов. Немецкие юристы ни в коем случае не должны препятствовать этому. По мнению фюрера следует разрешить на оккупированных восточных территориях широкую торговлю предохранительными средствами. Ибо мы нисколько не заинтересованы в том, чтобы не немецкое население размножалось.
3. ни в коем случае не следует вводить немецкого медицинского обслуживания для местного населения оккупированных восточных областей. Например, ни при каких условиях не должны производиться прививки и другие оздоровительные мероприятия для не немецкого населения.
4. Ни в коем случае не давать местному населению более высокое образование. Если мы совершим эту оплошность, мы сами породим в будущем сопротивление против нас. Поэтому, по мнению фюрера, вполне достаточно обучать местное население, в том числе так называемых украинцев, только чтению и письму.

Вопросы к документам:
1. Какие цели были поставлены перед немецкой армией в отношении нашей страны и народа? (Предполагаемый ответ: разделение территории, уничтожение советских людей, онемечивание территории, ограбление территории, принудительный труд.)
2. Что не предусматривалось в плане «Ост» в отношении населения нашей страны?

Вопросы дискуссии:
1.Был ли оккупационный режим, в чем его суть? Так ли он был жесток, как сообщала пропаганда?
2.Чем объяснить мотивы сотрудничества части советских людей с оккупантами (коллаборационистское движение). Некоторые историки доказывают, что гитлеровская агрессия была попыткой освобождения от деспотичного сталинского режима и этим объясняется сотрудничество. Каков его размах? (Предполагаемый ответ: Сказалось недовольство части населения политикой коллективизации. Способствовала сотрудничеству политика немецких оккупационных частей, поддержка русофобских настроений. Причинами сотрудничества была репрессивная политика накануне войны.)
Ученик (дает правку): коллаборационисты - (от французского collaborattion – сотрудничество) лица, сотрудничавшие с фашистскими захватчиками в годы второй мировой войны.


Проблема № 2: Партизанское движение.
Учитель: Многие считают партизанское движение причиной ужесточения оккупационного режима. Гитлер заявлял, что партизанское движение развязало ему в этом руки. Сообщение ученика «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны» (Литература для подготовки: Попов А.Ю. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны и органы госбезопасности СССР, ПИОШ, 7\05)

Работа с документами.
Документы № 3
Из выступления Гитлера на совещании с высшими руководителями фашистского рейха 16 июля 1941 г.
В настоящее время необходим ряд мероприятий
В основном дело сводится к тому, чтобы освоить огромный пирог с тем, чтобы, во- первых, овладеть им, во-вторых, управлять, в-третьих, эксплуатировать.
Русские в настоящее время отдали приказ о партизанской войне в нашем тылу. Эта партизанская война имеет и свои преимущества: она дает возможность истреблять все, что восстает против нас.
Документ № 4. Фрагмент из приказа Ставки Верховного Главнокомандования
от 17 ноября 1941 (в армии получил названии « тактика выжженной земли»)
Приказываю:
Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск. В т.ч.на 20 – 30 км от дорог. Для уничтожения немедленно бросить авиацию, использовать минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы. При вынужденном отходе наших частей уводить с собой все советское население и уничтожать все, без исключения, населенные пункты, чтобы противник не смог их использовать

Вопросы к документам:
1. Что Гитлер называет в своем выступлении причиной партизанского движения?

Вопросы дискуссии:
1. Что было причинами партизанского движения? Что бы вы ответили тем, кто утверждает, что ужесточение оккупационного режима было следствием партизанского движения.

Проблема № 3. Народное хозяйство в годы Великой Отечественной войны: переход на военные рельсы, жизнь и быт
Сообщение ученика «Народное хозяйство, жизнь и быт»
Работа с документами.
Документы № 5.
Указ Президиума Верховного Совета СССР « О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»
В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1.Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.
2.Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.
3.Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудь - в течение шести месяцев кормления.
4.Оплату обязательным сверхурочным работам производить в полуторном размере.
5.Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.
Председатель Президиума Верховного
Совета СССР М.Калинин
Секретарь Президиума Верховного
Совета СССР А.Горкин
Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.

Вопросы к документу:
1.Как изменились условия труда по сравнению с довоенным временем? Считаете ли вы подобные меры необходимыми?
2.Чем, на ваш взгляд объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 года?

Вопросы дискуссии:
1.Среди историков бытует мнение, что «немцы вышли на дорогу войны с Россией слабо подготовившись к встрече с противником», считают, что главный просчет – просчет в экономическом потенциале советской экономики. Почему потенциал нашей экономики оказался эффективнее?
2.Что это было: экономическое чудо или результат сверхцентрализации директивной экономики? А может быть дело в чем – то еще?


Проблема № 4.Вклад тружеников Хабаровского края в годы войны .
Сообщение ученика «Вклад тружеников Хабаровского края в годы войны»
Работа с документами.
Документ № 6.
Нормы снабжения продуктами на месяц в граммах (Умальтийский рудник, 1943 г.)
1 категория снабжения/2 категория снабжения(коммунальщики, продснабженцы)

наименование
продуктов
рабочие, ИТР
служащие
иждевенцы
дети до 12 лет

1.мясо
2200/1500
700/500
500/300
500/300

2.рыба, рыбные продукты
3600/2500
2500/1800
1500/1000
1500/1000

3.жиры
1200/800
800/600
500/500
500/500

4.крупа, макароны
3000/2000
2000/1500
1500/1500
1500/1500

5. сахар
1000/750
750/600
500/500
600/500

6.хлеб в день
800/800
600/600
400/400
400/400

7.соль
700
700
700
700


Документ №7. 1944 г. Премирование за труд на Умальтийском руднике( за доставку локомобиля ЛМ – 8 с Чегдомына на Умальтийский рудник)
фамилии
папиросы
костюм
туфли
сумма

1.Эрман
15 штук
1
1
143-75

2.Петерс
15
1
1
143 - 75

3.Ремпель
15
1
1
143 - 75

4. Вольцт
15
1
1
143 - 75

5.Янцен
15
1
1
143 - 75


Вопросы к документам:
1.Как понимаете слова Г.Белля, немецкого писателя, антифашиста: «Цифры, если понять, что за ними стоит, приобретают ошеломляющую наглядность»?


Проблема № 5. Русская православная церковь в годы войны.
Сообщение ученика «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны»( Литература для подготовки:Якунин В.Н. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны, ПИШ, 9\02)

Вопросы дискуссии:
1. 3 июля 1941 года И.В.Сталин выступил с обращением к советскому народу. Начиналось оно словами: «Братья и сестры!» Что это было: воспоминание о своем семинаристское прошлое или изменившиеся взгляды на роль Русской православной церкви и понимание ее необходимости?
2.Чем объяснить обращение русского народа к религии, церкви в годы войны?
Проблема № 6. Культура в годы войны.
Учитель: Победа была делом не только воинов, но и врачей, ученых, художников, поэтов, артистов , композиторов, которые своими стихами, полотнами, песнями поднимали воинов в бой.
Сообщение ученика (Литература для подготовки: 1. Браверманн Е.М. Вклад отечественных ученых в дело победы над фашисткой Германией, ПИОШ, 4\05. 2.Харисова Л.А. Наука и культура в годы войны, ПИОШ, 3\00)

III. Подведение итогов круглого стола.
IV . Домашнее задание.
§23-24, стр. 206-209,215-218 ( Н.В. Загладин, С.И. Козленко , С.Т. МИнаков, Ю.А. Петров. История России.XX-началоXXI века)

Приложение.
Пакет документов к уроку «Тыл в годы войны: все – для фронта, все – для победы!».
Документ №1.


Замечания и предложения по генеральному плану
« Ост» рейхсфюрера войск СС к вопросу о
будущем обращении с русским населением
( извлечение)
а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населенной русскими, на различные политические районы
б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте « а», является ослабление русского народа в расовом отношении
Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству.
Доктор Э. Ветцель( начальник отдела колонизации 1-го главного политичес-
- кого управления « восточного минис-
- терства»)

Документ № 2.
Мартин Борман – Альфреду Розенбергу
23 июля 1942 г.
Сов. секретно,
Государственной важности!
Лично!
Многоуважаемый партайгеноссе Розенберг!
По поручению фюрера довожу до Вашего сведения его пожелание, чтобы вы соблюдали и проводили в жизнь в политике на оккупированных восточных территориях следующие принципы:
1.Мы можем быть только заинтересованы в том, чтобы сокращать прирост населения оккупированных восточных территорий путем абортов. Немецкие юристы ни в коем случае не должны препятствовать этому. По мнению фюрера следует разрешить на оккупированных восточных территориях широкую торговлю предохранительными средствами. Ибо мы нисколько не заинтересованы в том, чтобы не немецкое население размножалось.
3. ни в коем случае не следует вводить немецкого медицинского обслуживания для местного населения оккупированных восточных областей. Например, ни при каких условиях не должны производиться прививки и другие оздоровительные мероприятия для не немецкого населения.
4. Ни в коем случае не давать местному населению более высокое образование. Если мы совершим эту оплошность, мы сами породим в будущем сопротивление против нас. Поэтому, по мнению фюрера, вполне достаточно обучать местное население, в том числе так называемых украинцев, только чтению и письму.
Вопросы к документам:
1. Какие цели были поставлены перед немецкой армией в отношении нашей страны и народа?
2. Что не предусматривалось в плане «Ост» в отношении населения нашей страны?

Документ №3.
Из выступления Гитлера на совещании с высшими руководителями фашистского рейха 16 июля 1941 г.
В настоящее время необходим ряд мероприятий
В основном дело сводится к тому, чтобы освоить огромный пирог с тем, чтобы, во- первых, овладеть им, во-вторых, управлять, в-третьих, эксплуатировать.
Русские в настоящее время отдали приказ о партизанской войне в нашем тылу. Эта партизанская война имеет и свои преимущества: она дает возможность истреблять все, что восстает против нас.
Документ №4.
Фрагмент из приказа Ставки Верховного Главнокомандования
от 17 ноября 1941 (в армии получил названии « тактика выжженной земли»)
Приказываю:
Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск. В т.ч.на 20 – 30 км от дорог. Для уничтожения немедленно бросить авиацию, использовать минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы. При вынужденном отходе наших частей уводить с собой все советское население и уничтожать все, без исключения, населенные пункты, чтобы противник не смог их использовать
Вопросы к документам:
1. Что Гитлер называет в своем выступлении причиной партизанского движения?

Документ №5.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»
В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1.Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.
2.Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.
3.Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудь - в течение шести месяцев кормления.
4.Оплату обязательным сверхурочным работам производить в полуторном размере.
5.Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.
Председатель Президиума Верховного
Совета СССР М.Калинин
Секретарь Президиума Верховного
Совета СССР А.Горкин
Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.
Вопросы к документу:
1.Как изменились условия труда по сравнению с довоенным временем? Считаете ли вы подобные меры необходимыми?
2.Чем, на ваш взгляд объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 года?

Документ №6.
Нормы снабжения продуктами на месяц в граммах (Умальтийский рудник, 1943 г.)
1 категория снабжения/2 категория снабжения(коммунальщики, продснабженцы)

наименование
продуктов
рабочие, ИТР
служащие
иждевенцы
дети до 12 лет

1.мясо
2200/1500
700/500
500/300
500/300

2.рыба, рыбные продукты
3600/2500
2500/1800
1500/1000
1500/1000

3.жиры
1200/800
800/600
500/500
500/500

4.крупа, макароны
3000/2000
2000/1500
1500/1500
1500/1500

5. сахар
1000/750
750/600
500/500
600/500

6.хлеб в день
800/800
600/600
400/400
400/400

7.соль
700
700
700
700


Документ №7.
1944 г. Премирование за труд на Умальтийском руднике (за доставку локомобиля ЛМ – 8 с Чегдомына на Умальтийский рудник)
фамилии
папиросы
костюм
туфли
сумма

1.Эрман
15 штук
1
1
143-75

2.Петерс
15
1
1
143 - 75

3.Ремпель
15
1
1
143 - 75

4. Вольцт
15
1
1
143 - 75

5.Янцен
15
1
1
143 - 75


Вопросы к документам:
1.Как понимаете слова Г.Белля, немецкого писателя, антифашиста: «Цифры, если понять, что за ними стоит, приобретают ошеломляющую наглядность»?


15