Конспект русского языка Обозначение мягкости согласных звуков на письме 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Предмет: русский язык.
Класс: 2
Базовый учебник: Русский язык ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина). Учебник стр.125.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.
5. Формирование универсальных учебных действий (УУД) –
личностные:
- развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
метапредметные:
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре.
регулятивные:
- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные:
- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;
- представлять информацию в виде схемы;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на страницах учебника;
- находить ответы на вопросы.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Орг. момент
В лес примчался
Первый снег.
Попросился
На ночлег...
Перепуганный
Не в шутку,
Примерять стал
Зайчик шубку!
Без иголки,
Без портного
Шубка новая готова!
- Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес.
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
УДД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
II. Актуализация знаний
- Прочитайте текст:
- В выделенных словах назовите гласные буквы, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков
- Какими гласными буквами обозначают твердость согласных звуков?
- В выделенных словах назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков
- Какими гласными буквами обозначают мягкость согласных звуков?
Зима. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. В лесу стоит тишина. Красивы деревья и кусты в снежном уборе. Зелены только сосна и ел
(а, у, ы).
- а, о, у, ы, э.
(и, е).
- е, ё, и, ю, я.
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
УДД:
регулятивные (целеполагание; планирование);
познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
III. Проблемное объяснение нового материала
1) - Произнесите последнее слово, как оно написано. Объясните его смысл. Имеет ли это слово отношение к нашему тексту?
2) - Произнесите слово так, чтобы оно по смыслу подошло к тексту
- Назовите согласный звук, опишите его
- Как на письме обозначить мягкость согласного звука?
- В какой части слова надо обозначить мягкость?
3) - Итак, тема нашего урока
4) Самостоятельная работа (с опорой на записи на слайде (доске).
На слайде слова:
Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость.
– Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.
Проверка работы. На слайде появляются две группы:
– Какое слово выписали дважды? Почему?
– Отметьте точками мягкие звуки, подчеркните буквы, обозначающие мягкость этих звуков.
5) - Работа с правилом на стр.125.
– Сколько частей в правиле?
– Назовите ключевые слова в 1-й части.
– Какие ключевые слова во 2-й части?
– Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?
– Могут ли гласные е, ё, ю, и, я обозначать мягкость согласных в начале слова, после согласных, после гласных? Приведите примеры.
– Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного?
– С какой орфограммой ознакомились?
(Ел).
(Ель).
(он мягкий).
(мягким знаком)
(в конце слова)
(обозначение ь знаком мягкости согласных звуков на письме)
Люстра, песня, вишня, крепость.
Пальто, морковь, крепость.
( крепость)
( 2 части)
(Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.)
(ь пишется, орфограмма.)
(В конце или середине слова)
(Буква ь для обозначения мягкости согласных)
Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному
объяснению нового знания.
3) Организовать уточнение и согласование темы урока.
4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
УДД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
регулятивные (целеполагание, планирование);
логические (анализ, обобщение);
познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))
IV. Первичное закрепление во внешней речи
- Выполнение упражнения № 187 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «Русский язык» 2 класс, стр 125)
- Отгадайте загадку:
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Что, скажи за месяц это
- Что объединяет эти слова?
- Обратите внимание на согласные звуки в конце слова. Что вы можете сказать о нем?
- Как на письме обозначить мягкость согласного звука на конце слова? Запишите названия зимних месяцев по порядку, обозначьте мягкость согласного звука.
(февраль)
(это зимние месяцы)
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
1) – фронтально.
УДД:
регулятивные (волевая саморегуляция);
познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Кого мы можем встретить в зимнем лесу?
- Отгадайте загадки, отгадки запишите, обозначьте изученную орфограмму:
Любит рыбу, любит мед,
Из деревьев дуги гнет.
Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка – брысь!»,-
Потому что это
Пусть я птичка – невеличка.
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда.
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
Птица, которая во время пения и танцев не слышит, от того и получила такое название
Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем огромные рога.
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он сохатый – значит
Вывод:
- Какую букву написали на конце слов?
- Что она обозначает?
- В какой части слова?
(животных и птиц)
(медведь)
(рысь)
(снегирь)
(глухарь).
(лось)
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
УДД:
познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Игра: распредели в три столбика слова – названия животных, птиц и рыб:
[т, у л, э н,], [г о л у п,], [а л, э н,], [к а р а с,], [л о ш а т,], [г у с,],
[с н ,и г, и р,], [о к у н,],[с, э л, т,].
животные
птицы
рыбы
Домашнее задание: упражнение 188, учить правило на стр 125.
Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;
УДД:
регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);
VII. Рефлексия
Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак:
Без него не написать
Тридцать, двадцать,
Десять, пять.
Вместо «шесть» - получим «шест»,
Вместо «есть» - получим «ест».
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
УДД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
Аннотация
Урок русского языка в начальной школе с применением элементов развивающего обучения направлен на развитие интеллектуальных способностей и мыслительной операции у детей, осуществление индивидуального подхода позволяет создать ситуацию успеха у каждого ученика. Данный урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных звуков на письме» проводится по программе «Школа 2100» во 2 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной и относится к разделу «Правописание букв ь и ъ». Урок является одной из ступеней звукобуквенного анализа слов раздела «Фонетика». Внимание уделяется соотношению звуков и букв в словах.
Урок предполагает более наглядное изучение данной темы. Предполагается самостоятельная работа учащихся по поиску информации. После изучения темы ребята должны будут хорошо определять написание слов с мягким знаком на конце и в середине слова, и знать его основные характеристики по цели использования. На уроке используются элементы игровой и проблемной технологий, которые помогают каждому обучающему быстро находить правильное решение поставленной задачи, а отработка новых знаний на практике способствует лучшему усвоению темы.
Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям. Учебная деятельность на уроке построена учителем в соответствии с дидактическим циклом: удивление (выделение смысла) - восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации - обобщение - систематизация. В течение всего урока идет активная познавательно-развивающая деятельность учащихся с самооценкой или взаимооценкой по каждому этапу урока. Все этапы урока сопровождаются работой ПК. На данном уроке соблюдены все требования СанПиН. Урок представляет собой целостную систему.
15