Власть и церковь. Церковный раскол. Кузьменко Д. Г.


Выполнил ученик:7 «Б» класса Кузьменко Данила Григорьевич Смутное время в России Упал авторитет патриаршества: (п. Игнатий короновал Лжедмитрия I на царство).Церкви и монастыри разграблены и сожжены поляками.Многие священнослужители убиты. Духовный кризис в обществе: Венчание на царство Марины Мнишек 1619 год Возвращение митрополита Филарета из польского плена.Избрание Филарета патриархом на церковном соборе:Укрепил авторитет и власть царя Михаила Федоровича;Увеличил роль и значение церкви в жизни государства Патриарх Филарет Патриарх Никон (1652-1666) 1652 г. – избрание Никона новым патрирхом России 1656 г. – основание Новоиерусалиского монастыря под Москвой Главный вопрос церкви в XVII веке – обновление церковных книг и обрядов: В русских церковных книгах накопилось много ошибок.В церковной службе был обычай многоголосия.Крестились двумя пальцами. Как исправлять? Каким образцам следовать? Древнерусским образцам Греческим образцам Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон ? Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г. 1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона: Крещение тремя пальцамиПоясные поклоны вместо земныхИсправление по греческим образцам икон и церковных книг (старые уничтожить).Единогласие во время церковной службы.«Аллилуйя» во время богослужения произносить трижды, а не дважды. Крестные ходы против солнца, а не навстречу. 1654 год – церковный собор одобрил реформу, но предложил провести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией. Народное недовольство.Размолвка царя и патриарха: Никон предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета – «как месяц имеет свет от солнца, так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога».Царь не согласился с таким предложением. 1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона: 1658 год – Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон» Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год) Осудил Никона, лишил его сана патриарха и отправил на вечное заточение в монастырь.Поддержал церковную реформу.Проклял всех ее противников (старообрядцев-раскольников и протопопа Аввакума). Собор 1666-1667 гг. усугубил раскол в Русской православной церкви. Выбор в качестве образца для правки греческих источников делал Москву мировым центром православия. 1666-1667 гг. – церковный собор: Протопоп Аввакум (1620-1682) – руководитель старообрядцев, выступил против реформы Никона Глава старообрядцев.Встретил реформы отрицательно, считая первоосновой веры русские источники.Был сослан в 1653 г. в Сибирь.В 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме.В 1682 г. был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу. Протопоп Аввакум 11 апреля 1682года «Сожжение протопопа Аввакума и его сподвижников». Григорий Мясоедов. Раскольники (старообрядцы) отказывались подчиняться государству, которое поддерживало Никона;Отказывались платить налоги и выполнять государственные повинности;Отказывались выполнять повинности в пользу официальной церкви. Суриков В.И. Боярыня Морозова. Вывод: Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны.Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти.Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.