Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе Наречие как часть речи
Конкурсная работа:
конспект урока в 7 классе
на тему «Наречие как часть речи»
УМК под редакцией М.М. Разумовской
Место в учебном плане: урок, завершающий изучение темы «Наречие»
Класс: 7
Тема урока: «Наречие как часть речи»
Цель урока: повторение изученного о наречии
Задачи:
Систематизировать изученное о наречии, совершенствовать правописные навыки.
Развивать коммуникативные умения, формировать нормы правильной литературной речи.
Развивать умения анализировать, делать выводы, проводить рефлексию.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Тип урока: урок повторения ЗУНов.
Формы проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Технические средства: компьютер, проектор, телевизор
Дидактический материал: презентация, карточки с заданиями, словари.
Ход урока.
Мотивация деятельности.
Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения!? И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему и доказательств. До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге. Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения, устойчивого внимания, твёрдых навыков.
«Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.
Сегодня на уроке мы и займёмся этим.
Актуализация знаний.
Словарная работа.
Дома было дано задание: поработать с Толковым словарём и выяснить значение слова «корректор».
Корректор – работник типографии или издательства, занимающийся правкой корректур.
Корректура – исправление ошибки в тексте (слайд №1)
В течение урока каждый из вас попробует выполнять обязанности корректора.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек такой профессии?
(Хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным и аккуратным к слову).
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмём слова Лессинга «СПОРЬТЕ, ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ, ОШИБАЙТЕСЬ, НО, РАДИ БОГА, РАЗМЫШЛЯЙТЕ, И ХОТЯ КРИВО, ДА САМИ» (слайд№2)
Постановка учебной задачи и её решение.
- Расскажите о грамматических, морфологических и синтаксических признаках наречия.
- А теперь, размышляя, выполните первое творческое задание «Исправь ошибки».
Сначало, вовремя, впервые, взобраться на верх, нырнуть вглубь, идти на встречу, на встречу с другом, наканец( слайд№3)
- Выполните морфемный разбор слов, в которых были допущены ошибки (сначала, наверх, навстречу, наконец)
- Какой морфемы мы не выделили в наречиях? Почему?
(Основной морфологический признак наречия – НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ).
- Ребята, если вы ошиблись в написании какого-либо слова, надо обратиться к нашему помощнику – ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ.
Ди исследование.
- Распределите слова в 2 колонки: 1 – с суффиксом А, 2 – с суффиксом О. Думаем, корректоры, какое правило вы будете использовать для правильного выполнения данного задания.
Издавна, вправо, влево, издалека, досуха, слева, набело, заново, сначала, насухо, докрасна (слайд№4)
- Обратимся к нашему помощнику – ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ.
Синтаксический разбор предложений.
Уважаемые корректоры, помогите выполнить синтаксический разбор предложений, обозначить орфограммы. Объясните синтаксическую и морфемную особенности слов: по-зимнему, по зимнему (лесу).
Солнце светит по-зимнему неярко.
По зимнему небу плыли облака.
Орфографическая дуэль (работа в парах)
Прежде чем приступить к выполнению данного задания, послушайте историю, которая произошла с известным французским писателем.
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Представляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.
Помните об этой истории, ведь профессия корректора обязывает нас быть грамотными. На столах у вас карточки с заданием. Списать данное задание, обозначить в нём орфограммы, а затем поменяться карточками и проверить работу.
Мчаться вскачь, открываться настежь, выйти замуж, уйти прочь, упасть навзничь, ударить наотмашь.
Культура речи.
Инсценировка «Рецепт».
Уважаемы е корректоры, сейчас Вам предстоит выполнить очень трудную задачу: выписать рецепт больному ученику.
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
- В каком ты классе учишься, молодой человек?
- В седьмом.
- А дружно вы живёте в своём классе?
- Нормально. Жутко дружно. Ужасно весело!
- А учитесь-то хорошо?
- Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально В пух и прах хвалит
Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Обратись к ученикам 7 класс «А». Они помогут.
РЕЦЕПТ.
Следите за правилом употребления наречий в речи!
Рефлексия.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам её достичь?
- Как бы вы оценили свою работу?
Д/З От числительных первый, второй, третий образуйте наречия с приставками -в(во)- и суффиксами- их(ых)-.
Используя данные наречия, составьте памятку « Что нужно для того, чтобы быть корректором».
Памятка.
Во-первых, внимательно вчитайтесь в слово, предложение, текст
15