РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 04 «Основы материаловедения»


Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Ромодановский аграрный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
И.О. Директора ГБПОУ РМ
«Ромодановский аграрный техникум»
/Т. А.Савинова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 04 «Основы материаловедения»
2016 г.
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Ромодановский аграрный техникум»
Разработчики:
Алексеев С.Н., преподаватель ГБПОУ РМ «Ромодановский аграрный техникум»
Хрестина Н.А., председатель предметно-цикловой комиссии по спецдисциплинам ГБПОУ РМ «Ромодановский аграрный техникум»
Программа рекомендована:
Управляющим Советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Ромодановский аграрный техникум».
Заключение Управляющего Совета № от «»20 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
7
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8
1. паспорт ПРОГРАММЫ общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы автоматизации производства»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины (далее – рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС (утвержденным приказом МОиН РФ от 29 января 2016 г. N 50) по профессии СПО
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
механические испытания образцов материалов;.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 71 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 46 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 25 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 71
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 46
в том числе: лабораторные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 25
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 25
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Металловедение Тема 1.1. Строение, свойства и методы испытаний металлов и сплавов Содержание учебного материала 5 2
1. Введение. Классификация и строение металлов 2. Кристаллизация металлов 3. Физические свойства металлов и сплавов 4. Механические свойства металлов и методы их определения 5. Технологические свойства металлов и сплавов Лабораторно-практические занятия 1 1 Определение твердости металлов и сплавов. Самостоятельная работа 6 1 Темы рефератов и докладов:
«Роль отечественных ученых в области металловедения»
«Механические свойства и методы их определения»,
«Магнитные свойства»
«Физико-химические методы исследования металлов».
Оформление практического задания Тема 1.2. Железоуглеродистые сплавы Содержание учебного материала 9 1 Диаграмма состояния сплава железо-углерод 2 Чугун 3 Производство чугуна и стали 4 Классификация сталей 5 Углеродистые стали 6 Легирование стали. Стали для изготовления деталей с повышенной твердостью поверхности при вязкой сердцевине 7 Стали с высокой конструктивной прочностью по всему сечению изделия 8 Конструкционные стали с особыми технологическими свойствами 9 Конструкционные стали функционального назначения Самостоятельная работа 5 1 Темы рефератов и докладов:
«Способы получения отливов из литейных сплавов».
«Получение углеродистых легированных сталей»
«Электротехнические стали»
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы,. Тема 1.3. Цветные металлы и сплавы Содержание учебного материала 6 1 Классификация цветных металлов и сплавов 2 Медь и медные сплавы 3 Алюминий и алюминиевые сплавы 4 Магний и магниевые сплавы 5 Титан и титановые сплавы 6 Антифрикционные сплавы Самостоятельная работа 5 1 Темы рефератов и докладов:
«Производство цветных металлов и сплавов»
«Применение основных свойств металлов и сплавов в машиностроительном производстве»
«Сплавы цветных металлов в сварочном производстве»
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, Тема 1.4. Коррозия и термическая обработка металлов и сплавов Содержание учебного материала 7 1 Виды коррозии 2 Способы защиты металлов и сплавов от коррозии 3 Назначение термической обработки 4 Виды термической обработки 5 Поверхностное упрочнение стальных деталей 6 Термическая обработка чугуна 7 Термическая обработка сплавов цветных металлов Лабораторно-практические занятия 2 1 Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали. 2 Определение состояния металла до и после термической обработки Самостоятельная работа 4 1 Оформление результатов практических занятий, проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, Тема 1.5. Газотермическое напыление покрытий Содержание учебного материала 4 1 Сущность процесса газотермического напыления 2 Структура газотермических покрытий 3 Способы газотемического напыления 4 Способы газотемического напыления Раздел 2. Неметаллические материалы Тема 2.1. Твердые сплавы, минералокерамичесие и неметаллические конструкционные материалы Содержание учебного материала 11 1 Общие сведения о твердых сплавах 2 Типы сплавов 3 Режущая керамика 4 Сверхтвердые материалы на основе алмазов и кубического нитрида бора 5 Пластмассы 6 Виды пластмасс 7 Резина 8 Неорганическое стекло 9 Абразивные материалы 10 Пленкообразующие материалы 11 Композиционные материалы Самостоятельная работа 5 1 Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к дифференцированному зачету Дифференцированный зачет 1 Всего 71 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Дополнительные источники:
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: определять материалы и их свойства лабораторные работы
выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов практические занятия
Знания: основные виды металлических и неметаллических материалов Тестирование
основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов Тестирование
особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства Тестирование
виды обработки металлов и сплавов Лабораторная работа, практические занятия
виды износа деталей и узлов контрольная работа
свойства смазочных материалов контрольная работа