Проектная деятельность как способ формирования Универсальных Учебных Действий

Проектная деятельность как способ формирования Универсальных Учебных Действий
Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению.Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели учёных и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс.
Рассмотрим : Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность,
Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно.
На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Применять проектные задачи позволяет курс окружающего мира УМК А.А. Плешакова («Школа России»). В первом классе предлагается учащимся работать над следующими проектами:
1.Моя малая родина.
2. Моя семья.
3. Мой класс и моя школа
4. Мои домашние питомцы.
Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. Приведу пример, когда дети впервые знакомятся со значением слова «проект» и начинают работу над своим проектом.
На уроке дети предположительно отвечают на вопрос: «Что такое проект?» В толковом словаре С.И. Ожегова даётся такое определение: проект-1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма или устройства; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.
Наш самый первый проект называется «Моя малая родина».Что для вас является малой родиной? (Это наш город Кыштым). Далее учащиеся рассматривают фотографии на стр. 16-17 в учебнике, называют достопримечательности. А что вы знаете о своём городе? (ответы детей) А всё ли вы рассказали про наш город? А знаете ли вы , что у нас есть Белый дом? (учитель перечисляет достопримечательности родного города. Следует упомянуть и о знаменитых людях города. В своём рассказе учитель упоминает о таких фактах, о которых дети не знают или знают мало). А знать свою родину должен каждый образованный человек. А вы хотите больше знать о своём городе? Но всё сразу узнать невозможно. Поэтому мы разделимся на группы. Каждая группа выберет для себя задание и обдумает, как его будет выполнять. Распределение обязанностей идёт таким образом, чтобы каждому нашлось дело, чтобы никто не остался в стороне. Предлагаются такие темы:
-История моего города.
-Достопримечательности моего города.
-Знаменитые люди моего города.
-Культурные заведения моего города.
-Заводы и фабрики моего города.
(Учащиеся делятся на группы по два-три человека. По желанию дети могут работать самостоятельно. Далее одна группа работает у доски, обсуждает работу над проектом, определяет, кто за что будет отвечать (поиск информации, фотографирование, набор текста на компьютере, оформление работы, защита проекта). Учитель направляет, советует, подсказывает. Остальные ученики наблюдают. Затем учитель предлагает остальным обсудить тему и распределение обязанностей в группе). Проекты оформляются в рабочей тетради на страницах 8-9))
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.
Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.
Кроме того, ученик выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.
Аналогичные проектные задачи можно решать и на других учебных предметах. Формирование УУД происходит на каждом уроке, занятии.
Универсальные Учебные Действия:
Личностные универсальные действия     обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные действия      дают учащимся организовать их учебную деятельность.
Познавательные универсальные действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Работа над проектными задачами в начальной школе это первая ступень работы над проектами, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе.