Конспект урока изобразительного искусства для 6 класса по тема Основы языка изображения

Урок изобразительного искусства в 6 классе
Тема: Основы языка изображения
Цели:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 Предметные УУД: различают виды изобразительного искусства; узнают и называют произведения отечественных и зарубежных художников; приобретают опыт создания художественного образа и работы различными художественными материалами; используют в работе и анализируют цветовые отношения;
1.2 Общеучебные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;
1.3 Логические УУД: анализируют объекты с целью выделения признаков; подводят под понятие; выбирают основание для классификации объектов; строят логическую цепь рассуждения;
1.4. Личностные УУД: формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; развивают эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера;
1.5 Регулятивные УУД: самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, планируют пути достижения целей; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; адекватно выражают и контролируют свои эмоции;
II. Воспитательная цель:
2.1. Развитие опыта творческой деятельности

Форма обучения: индивидуальная и фронтальная.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, наглядный, практический.
Средства обучения: карточки № 1 и 2, иллюстрации, бумага, краски
Количество учащихся: 8 человек

Ход урока

№ п/п
Деятельность учителя
Баллы
время
Деятельность учащихся

I
Оргмомент.




Проверка готовности уч-ся к уроку
1 мин



Разминка.
Перед вами картина. Что вы можете о ней сказать?
1 мин



Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (запись на доске):
«5» 14 и более
«4» 11 - 13
«3» 8 - 10
Планирование оценки
Выбор арбитров
Арбитры отмечают активных учащихся. За активность учащийся получит 1 дополнительный балл в конце урока.
2 мин
Вопрос – понятие – 1 балл.
Вопрос – суждение – 2 балла
Ответ на вопрос-понятие и вопрос-суждение – 1-2 балла
Умозаключение – 3 балла.
Возражение – 1-2 балл.
Дополнение – 1-2 балл.
Задание №1 – 3 балла
Задание №2 – 4 балла
Задание №3 – 4 балла
Задание №4 – 4 балла
Задание № 5 – 4 балла

II
Работа по теме урока




Работа со схемой на обобщение и ограничение

13 EMBED PBrush 1415


Задание № 1
Установить соответствие между элементами определения понятия.









2 мин
1 балл за каждое правильное определение (всего 3 балла)
Определение понятие
Родовой признак
Видовые признаки

I. Графика
a) вид искусства
1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире

II. Изобразительный искусства
b) вид изобразительного искусства
2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой

III. Пространственные искусства
c) вид пластического искусства
3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку

Ответы: I-b-3, II-c- 1, III-а-2


Используя карточку № 1, 2 сформулируйте вопросы к теме урока.




1 мин.
по 1 б. за вопросы-понятия
2 б. за вопросы-суждения
-Что является изображением? (изображение – это зрительное воспроизведение чего-л./ рисунок изображающий что-л./ информация, предназначенная для зрительного восприятия)
-Что выражает язык изображения? (язык изображения выражает мысли и чувства художника, его отношение к действительности)
Каким образом можно создать изображение? (Изображение можно создать с помощью различных изобразительных техник)


Формулирование цели урока
1 мин


III
Творческая практическая работа.




Поиграем в «Пятнографию».
Данную технику в изобразительном искусстве называют Монотипией. В дословном переводе «один отпечаток». Монотипия – это графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.
Особенность изображений в данной технике в том, что они уникальны. Не бывает двух одинаковых изображений.
Задание № 2.
Вариант № 1. Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.
Вариант № 2. Дорисовать кляксы до образа.
12 мин
Всего 4 балла
- лист сложить напополам
- выбрать цвета красок
- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски
- второй половиной листа накрыть пятна, прижать
- раскрыть, посмотреть на то что получилась.
-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?
- даем подсохнуть
- дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов
Критерии:
- 1 балл – за образ
- 1 балл – за графическое изображение
- 1 балл – за название
- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета



Работа со схемой.
Построите логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода, представленного изображения.
(Родовой признак – объединяет, видовой – отличает)

«Портрет сына» П.П.Рубенс – рисунок – вид графики – вид изобразительного искусства – вид пластического искусства – вид искусства.



Сформулируйте вопросы- суждения к созданному изображению.

1 мин
Вопрос – суждение – 2 балла
Ответ на вопрос-суждение – 2 балла

-В каком случае изображение пятен представляет собой гармонию (дисгармонию)? (Гармония в изображении представляет собой согласованность в сочетании красок)
-Каким образом зрительное восприятие зависит от цвета? (Зрительное восприятие цвета зависит от колорита изображения, от насыщенности красок, от чувствительности глаза) (Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов)
-Как доказать что, полученное изображение называется монотипией?
- Графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на друго
·й поверхности, называется монотипией.
Выполненное изображение получено путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.
Созданное изображение считается монотипией


Работа со схемой.
Построите логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода, представленного изображения.
(Родовой признак – объединяет, видовой – отличает)

«Портрет сына» П.П.Рубенс – рисунок – вид графики – вид изобразительного искусства – вид пластического искусства – вид искусства.



Задание № 3
Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.
«Скульптор» П.Пикассо -
Масло -
Графика -

1 мин
Всего 3 балла
«Скульптор» П.Пикассо - рисунок
Масло – живописный материал.
Графика – вид изобразительного искусства.


Задание № 4
Обобщить пары понятий до дальнего рода
Пастель – карандаш -
Живопись – графика -
Набросок – зарисовка -
1 мин
Всего 3 балла
Пастель – карандаш - художественный материал
Живопись – графика - виды искусства
Набросок – зарисовка - вид искусства


С каким новым понятием вы сегодня познакомились?
Что называется монотипией?
Еще вы познакомились с двумя логическими операциями: обобщение, ограничение
При обобщении мы от меньшего понятия переходим к большему.
При ограничении происходить переход от большего понятия к меньшему.

- сегодня на уроке мы познакомились с понятием монотипия.
- Монотипия – это графическое изображение, полученное путем нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.


Подведение итогов:


- степень достижения целей, поставленных в начале урока
- подсчёт баллов, заработанных на уроке
- соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку
- выявление учащихся, получивших запланированную оценку
- выявление учащихся, получивших оценку выше/ ниже запланированной
- обсуждение с уч-ся причин расхождения плана и факта оценки


Домашнее задание.
продолжить формулировку суждения:
Произведения искусства создаёт художник, однако
Поможет вам в этот текст § на с.52
3 балла за противоречие
Произведения искусства создаёт художник, однако рожается искусство в процессе общения художника со зрителем.


ФИ _________________________________________ Класс _________

Задание № 1
Установить соответствие между элементами определения понятия.
Определение понятие
Родовой признак
Видовые признаки

I. Графика
a) вид искусства
1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире

II. Изобразительный искусства
b) вид изобразительного искусства
2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой

III. Пространственные искусства
c) вид пластического искусства
3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку

I - ___ -___; II - ___ -___; III - ___ - ___

ФИ _________________________________________ Класс _________

Задание № 1
Установить соответствие между элементами определения понятия.
Определение понятие
Родовой признак
Видовые признаки

I. Графика
a) вид искусства
1) имеют своей целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире

II. Изобразительный искусства
b) вид изобразительного искусства
2) обладающий видимой формой и связанный с материальной средой

III. Пространственные искусства
c) вид пластического искусства
3) использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно, точку

I - ___ -___; II - ___ -___; III - ___ - ___



Задание № 2.
Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.
Порядок работы:
- лист сложить напополам
- выбрать цвета красок
- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски
- второй половиной листа накрыть пятна, прижать
- раскрыть, посмотреть на то, что получилась.
-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?
- даем подсохнуть и дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов
Критерии:
- 1 балл – за образ
- 1 балл – за графическое изображение
- 1 балл – за название
- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета



Задание № 2.
Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.
Порядок работы:
- лист сложить напополам
- выбрать цвета красок
- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски
- второй половиной листа накрыть пятна, прижать
- раскрыть, посмотреть на то, что получилась.
-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?
- даем подсохнуть, дорисовываем изображение до законченного образа с помощью графических материалов
Критерии:
- 1 балл – за образ
- 1 балл – за графическое изображение
- 1 балл – за название
- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета




Задание № 3
Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.
«Скульптор» П.Пикассо - _______________________________
Масло - _______________________________________________
Графика - _____________________________________________


Задание № 3
Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.
«Скульптор» П.Пикассо - _______________________________
Масло - _______________________________________________
Графика - _____________________________________________



Задание № 4
Обобщить пары понятий до дальнего рода
Пастель – карандаш - ______________________________________
Живопись – графика - ______________________________________
Набросок – зарисовка - _____________________________________

Задание № 4
Обобщить пары понятий до дальнего рода
Пастель – карандаш - ______________________________________
Живопись – графика - ______________________________________
Набросок – зарисовка - _____________________________________