Модифицированная (адаптированная) образовательная Программа художественно-эстетического направления «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
г. Кызыла Республики Тыва»
Утверждено протоколом педсовета Утверждаю
«______» ___________год Директор МС(К)ОУ №10
___________ Давыдкина Н.А.
«_____» _______ 2016 г.
Модифицированная (адаптированная) образовательная
Программа художественно-эстетического направления
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Программа рассчитана
на учащихся начальной школы
Срок реализации – 2015-2016 гг.
Программа адаптирована для обучения в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе VIII вида
учителем начальных классов
Огневой И.В. на основе авторской программы Кононовой М.Н. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 312 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. http://origami-school.narod.ru/page_09.htm
г. Кызыл
2016 г.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».Сухомлинский В.А.
Каждый ребёнок, появившись на свет, учится быть человеком. Чтобы жить и творить, он должен иметь определённый багаж знаний.
Детям с ограниченными возможностями здоровья в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции в обществе.
Такие дети характеризуются исследователями общим недоразвитием, и любые способности, а творческие особенно, формируются у них с большими задержками. Педагог же должен позаботиться, чтобы ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Одним из видов конструирования является оригами.
С азами оригами - искусства складывать из бумаги, знакомы почти все. Оригами привлекает детей, оно похоже на фокус, когда из пустого цилиндра вылетает голубь или выпрыгивает кролик. Именно такое впечатление возникает при чудесных трансформациях плоского листа.
Все изготовляемые поделки оригами можно поделить на следующие группы:
Разнообразные животные мира;
Конструирование цветов, растительного мира;
Конструирование домов и транспорта;
Тематические композиции
Следовательно, оригами можно проводить на уроках по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур – составные части конструкций), русского языка (составление рассказов по сделанным иллюстрациям), чтении (заучивание небольших стихотворений к поделкам). Для детей складывание несложной фигурки так же может быть прекрасной разминкой для пальцев в перерыве между утомительным писанием.
С помощью оригами можно оформить классный кабинет, использовать в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх и инсценировках.
Цель программы – развитие детей в процессе овладения приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы)
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года. Учитывая возраст и особенности детей, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны
Знать:
виды бумаги и правила работы с ней;
условные обозначения, принятые для оригами;
базовые формы оригами, последовательность их изготовления, основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник).
Уметь:
различать виды бумаги;
разбираться в схемах оригами;
конструировать по образу, по замыслу, проявлять творчество;
соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем месте.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые, коллективные формы работы.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
составление альбома лучших работ;
проведение выставок детских работ;
инсценировки с использованием работ.
Список оборудования и материалов,необходимых для занятий оригами
учебные столы и стулья
инструкционные карты,
журналы и книги по оригами
альбом для лучших работ
конверты для незаконченных работ
белая бумага
цветная бумага тонкая
цветная бумага плотная
двухсторонняя цветная бумага
цветной картон
линейки
треугольники
простые карандаши
цветные карандаши
фломастеры
трафареты с кругами
ножницы
клей ПВА
кисточки для клея
бумажные салфетки
коробочки для мусора
магнитофон
фонотека
Учебно-тематический план
1 год обучения
№п/п Наименование тем Количество часов
теория практика всего
1. Формирование группы - 1 1
2. Беседа по охране труда 1 1 2
3. Диагностика обученности учащихся 1 1 2
4. Знакомство с оригами 1 - 1
5. Базовая форма «Треугольник» 1 3 4
6. Базовая форма «Воздушный змей» 1 3 4
7. Базовая форма «Двойной треугольник» 1 2 3
8. Базовая форма «Двойной квадрат» 1 2 3
9. Базовая форма «Конверт» 1 2 3
10. Цветы к празднику 8 марта 1 2 3
11. Летние композиции - 3 3
12. Впереди – лето! - 3 3
13. Итоговое занятие 1 - 1
14. Оформление выставочных работ - 3 3
ИТОГО: 9 27 36
2 год обучения
№п/п Наименование тем Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие 1 - 1
2. Беседа по охране труда 1 1 2
3. Диагностика обученности учащихся - 2 2
4. Летние композиции 1 1 2
5. Базовая форма «Треугольник» 1 3 4
6. Базовая форма «Воздушный змей» 1 3 4
7. Базовая форма «Двойной треугольник» 1 2 3
8. Базовая форма «Двойной квадрат» 1 2 3
9. Базовая форма «Конверт» 1 2 3
10. Базовая форма «Рыба» 1 2 3
11. Базовая форма «Дверь» 1 2 3
12. Цветы к празднику 8 марта - 2 2
13. Итоговое занятие 1 - 1
14. Оформление выставочных работ - 3 3
ИТОГО: 11 25 36
3 год обучения
№п/п Наименование тем Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие 1 - 1
2. Беседа по охране труда 1 - 1
3. Диагностика обученности учащихся - 2 2
4. Летние композиции 1 3 4
5. Чудесные превращения бумажного листа 1 3 4
6. Модульное оригами 1 5 6
7. Оригами на праздничном столе 1 4 5
8. Цветы к празднику 8 марта 1 3 4
9. Оригами - почта 1 2 3
10. Впереди – лето! - 2 2
11. Итоговое занятие 1 1 2
12. Оформление выставочных работ - 2 2
ИТОГО: 9 27 36
Содержание программы
1 год обучения (36 часов)
Формирование группы (1 часа)
Беседа по охране труда (2 час)
Диагностика обученности учащихся (2часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в приложении № 1 диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Знакомство с оригами (1 часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (4 часов),
«Воздушный змей» (4часов),
«Двойной треугольник» (3 часов),
«Двойной квадрат» (3часов),
«Конверт» (3 часов)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику 8 марта (3часов)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции (3 часа)
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Впереди – лето! (3 часа)
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Итоговое занятие (1час)
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (3часов)
Оформление выставок работ учащихся.
2 год обучения (36 часов)
Вводное занятие (1 часа)
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда (2 час)
Диагностика обученности учащихся (2 часов)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в приложении № 1 диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции (2 часов)
Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Базовые формы:
«Треугольник» (4часа),
«Воздушный змей» (4часов),
«Двойной треугольник» (3 часа),
«Двойной квадрат» (3 часов),
«Конверт» (3 часов)
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Базовые формы:
«Рыба» (3часов),
«Дверь» (3 часов)
Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Цветы к празднику 8 марта (2 часа)
Оформление поздравительной открытки.
Итоговое занятие (1 часа)
Инсценировка сказки.
Оформление выставочных работ (3 часов)
Оформление тематических выставок.
3 год обучения (36 часа)
Вводное занятие (1 час)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (2 часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в приложении № 1 диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции (4часа)
Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
Чудесные превращения бумажного листа (4 часов)
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами (6 часа)
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Оригами на праздничном столе (5 часа)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Цветы к празднику 8 марта (4 часов)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами – почта (3 часов)
Различные виды конвертов для писем.
Впереди – лето! (2 часов)
Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
Итоговое занятие (2 часа)
Инсценировка сказки.
Оформление выставочных работ (2часов)
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
Список литературы для учителя
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
Список литературы для учащихся
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М.: Аким, 97
В. Гончар. «Игрушки из бумаги», М.: Аким, 97.
Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами», М.: Айрис, 98 г.
Соколова С.В. и др. «Русские народные сказки», М.: Аким, 97.
Соколова С.В. «Игрушки-оригамушки", части I и II. СПб.: Химия, 97 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме..- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду,цветок,кленовый лист.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики
(в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Календарно-тематический план
1 год обучения (36 часов)
№ Тема Основное содержание занятия Кол-во часов Формы и методы работы Вид деятельности Виды контроля
Формирование группы 1 Беседа по охране труда Беседа. Входная диагностика. 4 Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. Работа с бумагой Диагностика
Знакомство с оригами Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». 1 Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. Работа с бумагой, ножницами. Базовая форма: «Треугольник» (4часа)
Тюльпан Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели по плану 2 Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка
Лиса и собачка Изготовление модели по плану (схемам) 1 Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка
Кошка и медведь Изготовление модели по плану (схемам) 1 Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка
Базовая форма «Воздушный змей» (4часа)
Кролик и щенок. Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Изготовление модели по плану 1 Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Курочка и петушок Изготовление модели по плану (схемам). 1 Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Композиция «Домашние птицы на лужайке». Изготовление модели по плану. Оформление композиции по теме. 1 Практическое занятие, соревнование.Исследовательский, групповой методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. Выставка
Ворона Изготовление модели по плану (схемам). 1 Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Базовая форма «Двойной треугольник»(3часа)
Подснежник Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану 1 Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Рыбка Изготовление модели по плану (схемам) 1 Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Бабочка Изготовление модели по плану (схемам) 1 Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Базовая форма «Двойной квадрат» (4часа)
Головастик и жук Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат». Изготовление модели по плану 1 Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Жаба Изготовление модели по плану (схемам) 1 Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Композиция «Островок в пруду». Изготовление модели по плану. Оформление выставки. 1 Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. Выставка
Базовая форма «Конверт» (3часа)
Яхта Демонстрация складывания базовой формы «конверт». Изготовление модели по плану 3 Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Цветы к празднику 8 марта (3часа)
Открытка «Букет гвоздичек». Изготовление модели по плану, сборка открытки для мамы и бабушки. 2 Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами», аппликация. Выставка.
Оформление открытки Сборка открытки для мамы и бабушки..1 Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. Оформление выставки. Выставка
Впереди – лето! (3часа)
Лилия Изготовление модели по плану по изученным базовым формам. 2 Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Оформление работ Сборка открыток 1 Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Итоговое занятие (1 ч.)
Парусный кораблик - гонки на столе
Изготовление модели по плану по изученным базовым формам..1 Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка.
Оформление выставочных работ (3 ч.)
«Чему мы научились за год». Диагностика по итогам года. Выставка. 3 В форме праздника. Исследовательский метод. Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка. Диагностика