Проект Зимующие птицы(средняя группа)


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (вторая младшая группа)Подготовила: воспитатель  Каленова Ольга Романовна
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Вид : групповойФорма проведения:
 Занятия, беседы, наблюдения, экскурсии по территории детского сада, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 19 .01 - 6 . 02.2015)
Место проведения: территория участка детского сада, музыкальный зал, группа, семья.
Возраст детей: 3 – 4 года.( вторая младшая группа)
Участники проекта: дети, педагоги, родители.Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.  Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель проекта : Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении.Задачи проекта:1. Развивать кругозор и эмоциональную отзывчивость у детей в процессе общения с природой.2. Развивать познавательные умения детей и родителей методами познания природы при овладении элементарной исследовательской деятельностью 3. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за объектами живой природы.Задачи исследовательской деятельности: - формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы;
- формировать умение определять возможные методы решения проблемы совместно со взрослым;
- формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Образовательные области:- познавательно-речевое развитие дошкольников;
- художественно-эстетическое развитие дошкольников
- социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Ожидаемый результат:- формирование у детей знаний о зимующих птицах;
- совместное осуществление поисковых действий, помогающих понять, что необходимо зимующим птицам; 
- развитие стремления детей к самостоятельности
- формирование гуманного отношения к природе;
- развитие интереса и любви к родному краю в процессе экологического воспитания и умении отражать это в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева.«Программа « Детство» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений:- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;- называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья;- формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе.
Учитывая, что программа предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно:- развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде;- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;- приобщать детей к театральному искусству;- развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам;- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;- совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Работа с родителямиБольшое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Мы провели совместно с родителями: Мастер класс «Сохрани этот мир»( поделки из природного материала) , Акция «Поможем птицам зимой», выставки кормушек , художественного творчества детей и родителей. 
Задачи оздоровительной направленности:
- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой2. Задачи образовательной направленности:- формировать элементарные экологические знания;- развивать экологические представления;- формировать начала экологического мировоззрения; - соучаствовать в решении различных экологических задач;- учить детей совместно находить решения в сложных ситуациях- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:а) познакомить детей с особенностями жизни птиц;б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.3. Задачи воспитательной направленности:- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, желание помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту.
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:- учить детей заботиться о зимующих птицах;- учить делать кормушку для птиц из бросового материала.5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.Предполагаемые итоги реализации проекта:- Формировать у детей представления о зимующих птицах.
- Формировать знание детьми внешнего вида птиц, образа жизни, о приспособленности к жизни в зимнее время года.
- Вызывать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.
- Учить сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.
- Обогатить словарный запас детей.
- Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
- Приобщить к совместной деятельности родителей.
 Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; корм, собранный в процессе проектной деятельности. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Формы и методы работы
Познание Занятия: «Зимние гости», «Кто как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы».Экскурсия по экологической тропе.Дидактические игры: «Меню для птиц»,«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».Исследование различного оперения спомощью лупы. Наблюдение за поведениемптиц во время кормления. Сходство иразличия в питании птиц зимой и летом.Ведение дневника наблюдений прилета птицК кормушке.
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц»,«Детский сад».
Коммуникация Составление описательного рассказа ободной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение: снегирь и ворона».Дидактические игры: «Скажи наоборот»,«Назови ласково», «Кто как голос подает?»,«Один - много», «Большой – маленький», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Сосчитай птиц». Экологическая сценка «Доживём довесны».
Чтение художественной литературой Чтение: В.Бианки «Сова», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Скребрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.Художественное творчество Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», « изготовление кормушек из бросового материала З «Синичка - птичка-невеличка», «Снегири на ветках», «Вылепи любую птицу»,«Снегири на ветках», «Сорока – белобока».
Физкультура Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Воробушки имашины»
 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц.«Кто как голос подает?»Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.Дети:Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.Я сорока: стр - тр-тр. Я умею стрекотать.Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь: фить – фить – фить. Я умею свистеть.Я воробей, я умею чирикать.«Сосчитай птиц»Цель: Учить согласовывать количественные прилагательные с существительными.Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.«Большой – маленький».Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.Острый клюв – остренький клювик.Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.Белая грудь – беленькая грудка.Черное крыло – черненькое крылышко.Толстая шея – толстенькая шейка.Короткий хвост – коротенький хвостик.Светлые перья – светленькие перышки.«Один – много»Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных.Одна ворона – много ворон,Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»Цель - Учить составлять описательный рассказ. «Скажи наоборот»Цель: Учить образовывать антонимы.Клюв толстый – клюв тонкий,Хвост длинный – хвост короткийПальчиковая гимнастика "Кормушка". Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек. Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель - Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются. Подвижная игра «Совушка»Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего.«День наступает – все оживает»,Ночь наступает – все замирает».Физкультминутка«Воробышки как проснутсяОчень любят потянуться Обязательно зевнутьЛовко хвостиком махнуть»,а теперь мы галки«Галка скачет, ловко пляшетГалка крылышками машет, и взлетает без оглядкиЭто Галкина зарядка».
Наблюдение за птицами зимой Задачи:- формировать представления о жизни птиц зимой;- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
 Ход наблюдения:Не видно в лесу тропинок,В тулупах кусты стоят.Уснувших жуков и личинокУкрыл под корой снегопад.Лети же, пичуга, к людямИ прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будемКрошками хлеба, пшеном.Воспитатель задает детям вопросы:- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?- Почему они прилетают к жилью человека?- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?- Какой корм они охотнее поедают?- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?- Есть ли кормушка возле вашего дома?Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи, синички и снегири любят пшено, семечки, крошки хлеба.
Наблюдение за синицей Задачи:- продолжать вызывать интерес к пернатым- познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения:Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.Угадай, какая птица,Бойкая, задорная, ловкая, проворная,Звонко тенькает: «тень-тень!Как хорош весенний день!» (синица)Синица расписная свистит, не уставая.За окном повешу ейЯ кусочек сала,Чтоб теплей и веселейБедной птахе стало.- Что это за птица?- Как она выглядит и какого она цвета?- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?Зерен хочется синице,Но в кормушку сесть боится.«Будь смелее, не робей!»-Приглашает воробей.- Какую пользу синицы приносят? В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».Синичкин день отмечается в ноябре месяце.- Где зимует синичка?- Как они кричит?- Как человек заботится о ней?
Наблюдение за вороной 
Задачи:- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.Шапочка серенькая,Жилеточка нетканая,Кафтанчик рябенький А ходит босиком (ворона)- Кто это, как зовут эту птицу?- В чем особенности ее внешнего вида?- Где она живет? Чем питается? Есть ли у нее враги?
Приметы: Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем 
Задачи:- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;- познакомить с характерными особенностями снегиря. Ход наблюдения:Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.- Как выглядит снегирь?- Чем питается?- Где зимует?- Как человек заботится о нем?- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу.И еще красней зимойЯрко-красный галстук мой. (снегирь)Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Наблюдение за голубями Задачи: - расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). Ход наблюдения:Воспитатель задает детям вопросы- Кто часто прилетает к нам на участок?- Откуда ни к нам прилетели?- Где они живут?- кто их кормит?- Что они любят клевать?- Как называется домик, где живут голуби?- Голуби перелетные или зимующие птицы?
Письмо - Обращение«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»
Памятка по кормлению птиц - зимой
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. 
Экологическая сказка к проекту « Зимующие птицы»
 «Доживем до весны»
Действующие лица: воробей, синица, сорока. (Появляется взъерошенный воробей)Воробей: Ой, спасите! Караул!Кто в меня снежком пульнул?Эти скверные мальчишкиЖить мешают воробьишкам.То снежками, то рогаткой!А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)Синица: Бр- р! Какой мороз трескучий!Где бы спрятаться получше?Замерзаю на лету!Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)Воробьишка! Что с тобой?Ты взъерошенный такой!Может, кто тебя обидел?Или ты кота увидел?Воробей:Ой, соседка! Тише! Тише!Видишь там троих мальчишекБессердечных, злых и грубых?Хорошо им в теплых шубах,В шапках, в куртках меховых!Еле вырвался от них!Синичка:Я, сосед, с тобой согласна!Птичья жизнь зимой ужасна!Против нас мороз, бураны,Да еще и хулиганы!Нас выслеживают кошки,И во рту с утра не крошки!Червячков и мошек нет,А без них какой обед?Ой, как трудно жить на свете!Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)Сорока:Добрый день, синичка! Здравствуй!Воробьишка, как дела?Ой, не терпится похвастать-Я сегодня принеслаСногсшибательную весть:Будет всем нам, что поесть:Рассказала мне подружкаПро какие-то кормушки.Дескать, дети есть такие-Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот,Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)Воробей:Перестань трещать сорока,О еде, о жизни легкой,Да еще о добрых детях.Сказки нет, глупей на свете!Не поверю никогда,Будто где-то ждет еда!Никому мы не нужны.Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)Сорока:Воробьишка, ты не прав!Разузнала я вчера:Эти славные ребятаНазываются юннаты.Так летим же в детский сад,Ведь кормушки там висят.Их, поверьте, там немало.Есть на них зерно и сало,Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)Воробей:Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)Синица:А вот я бы полетела.Что-то кушать захотелаЯ еще два дня назад.Кто со мною в детский сад?Воробей:Так и быть, я полечу-Я всю зиму есть хочу.(Все улетают). Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню « Маленькая птичка»(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)Синичка:Ах, какой чудесный пир!Я теперь люблю весь мир!Был жестоким день обычный,Оказалось, не со зла.Людям я не безразлична!Я нужна им! Ну, дела!Воробей:Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.И теперь уж наявуДо весны я доживу!А весной мы дружно вместеБудем петь вам, люди, песни,Защищать от злой бедыОгороды и сады.Ведь на сытый-то желудокНам, пернатым, ерундаИ любое время суток,И снега, и холода!(Обращается к синичке)Ты со мной согласна?Синичка:Да!Я, сосед, с тобой согласна!Как на свете жить прекрасно! 

Литература
Программа воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО»
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 г.
Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»
В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина , «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.
Л.Б.Фесюкова , О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.