Презентация Рефлексия деятельности обучающихся как неотъемлемая часть современного урока географии
« Рефлексия деятельности обучающихся как неотъемлемая часть современного урока». Учитель географии МБОУ «Утянская СОШ»: Бычкова О.И. Reflexio – обращение назад. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Функции рефлексии: - проектировочная — рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;- организаторская - рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;- коммуникативная - рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;- смыслотворческая — рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;- мотивационная - рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;- коррекционная - рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия. Классификация приемов рефлексии Рефлексия настроения и эмоционального состояния Гномик веселый и грустный Лестница состояний(твои ощущения на уроке) Крайне скверно Плохо Хорошо Уверен в своих силах Комфортно Рефлексия настроения «Радуга» С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?оранжевый– радостное, восторженное настроение. красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;зелёный цвет – активность, жёлтый цвет – цвет радостифиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; 3-4 ошибки Нет ошибок 1 ошибка Звездочка «Я на уроке» (учащийся в каждом лучике записывает свои действия на уроке) Я на уроке Волшебный мешочек Рефлексия содержания учебного материала 1. сегодня я узнал…2. было интересно…3. было трудно…4. я выполнял задания…5. я понял, что…6. теперь я могу…7. я почувствовал, что…8. я приобрел…9. я научился…10. у меня получилось …11. я смог…12. я попробую…13. меня удивило…14. урок дал мне для жизни…15. мне захотелось… Плюс-минус-интересно Плюс Минус Интересно записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Рюкзак Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. я научился составлять план текста и конспектя запомнил формулу для нахождения естественного прироста населения…я разобрался в такой-то теме я наконец-то запомнил, чем …отличается от… Анкетирование Доволен ли ты тем, как прошел урок?Было ли тебе интересно?Сумел ли ты получить новые знания?Был ли ты активен на уроке?Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?Учитель был внимателен к тебе?Сумел ли ты показать свои знания Светофор Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов» Анкета самоанализа На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок мне показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезен Домашнее задание интересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно