Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов в урочной деятельности по предмету «История»
«Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Тема: Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов в урочной деятельности по предмету «История»
Выполнила: Захарова Е.В.
учитель истории
Содержание
Актуальность
Цели и задачи проекта
Объект исследования
Предмет исследования
Содержательная часть проекта:
А) Ключевые понятия универсальных учебных действий (УУД) и их виды
Б) Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов в урочной деятельности на основе рабочей программы по предмету «История»
В) Средства реализации формирования УУД учащихся 5 классов по предмету «История»
Нормативно-правовые документы
Практическая значимость
Риски реализации
Дальнейшая реализация проекта
10) Вывод
Актуальность
Согласно Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Концепции реализации в Самарской области Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» до 2015 г.» в образовательных учреждениях Самарской области с 2011 года введён ФГОС начального общего образования, а с 2013 г. - основного общего образования.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоении которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных , познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.
Цели и задачи проекта.
Цель - изучить формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроке «Истории».
Задачи:
1) Изучить определения УДД, их виды;
2) Изучить рабочую программу 5 класса по предмету «История» и выявить УУД, которые формируются на данной образовательной ступени;
3) Выявить средства реализации формирования УУД учащихся 5 классов по предмету «История».
Объект исследования: процесс обучения и воспитания учащихся на уроке.Предмет исследования: формирование и развитие УУД на уроке.
Содержательная часть проекта.
Ключевые понятия универсальных учебных действий (УУД) и их виды.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.Овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, - это освоение учениками универсальных учебных действий (далее -УУД): совокупности способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, формирование умений. УУД носят метапредметный характер и выполняют следующие функции: формируют:- установку на непрерывное образование;- умения, навыки и компетентности в любой предметной области;- психологические способности учащихся в контексте усвоения учебного содержания;- целостность общекультурного , личностного и познавательного развития и саморазвития учащихся; создают возможность самостоятельной организации учащимися своей деятельности (учебной и внеучебной); обеспечивают преемственность всех ступеней образования.В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный .Личностные универсальные учебные действия обеспечиваютценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование , контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:-соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;-соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов в урочной деятельности на основе рабочей программы по предмету «История».
Личностные
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.
– извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других.
Регулятивные
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
– планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект),используя ИКТ;
– работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;
– оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Познавательные
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне;
– классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
– сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
– пользоваться смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную (фактическая основа текста), подтекстовую, концептуальную информацию;
– представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы);
– находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Коммуникативные
– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
– корректировать своё мнение под воздействием контраргументов;
– организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения –с помощью и самостоятельно;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Средствами реализации формирования УУД учащихся 5 классов по предмету «История» являются:
Регулятивные УУД
- Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников;
- Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК;
- Создание проекта, с использование ИКТ.
Познавательные УУД
- Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритм работы с продуктивными заданиями;
- Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).
Коммуникативные УУД
- Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям;
- Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.
Нормативно-правовые документы.
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.
2. Примерная образовательная программа Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, допущенная (рекомендованная) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации М.: Просвещение, 2011.
Практическая значимость.
Данный проект может использоваться учителями, реализующими программу для подготовки к урокам истории.
Риски реализации
финансово-экономические
- Экономическая необоснованность расходов на реализацию ФГОС (нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств);
- Формальное нормативное финансирование услуги
социально-демографические
В последнее время в мире произошли глубокие социально-экономические и демографические перемены. Для решения этих задач приняты федеральные законы.
нормативно-правовые
Нормативно-правовая база должна обеспечивать четыре группы условий введения ФГОС:
Первая группа условий – это те условия, реализация которых однозначно требует либо принятия локального акта, либо изменения действующего локального акта, принятого на уровне ОУ. К ним относятся следующие требования введения ФГОС: эффективное управление ОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий; внедрение новых финансово-экономических механизмов; обязательность участия обучающихся и их родителей в разработке ООП основного общего образования, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; обновление содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования и т.п.
Вторая группа условий – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих, по решению ОУ (здесь речь идет преимущественно о взаимодействии ОУ с другими субъектами). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС: выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей ОУ дополнительного образования детей; включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия и т.п.
Третья группа условий – это условия, которые не требуют принятия локального акта, но, тем не менее, требуют действий по созданию иных документов. Они нужны для реализации таких требований введения ФГОС, как: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических работников; достижение планируемых результатов освоения ООП и т.п.
Четвертая группа условий не требует создания или изменения локальных актов. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ (например, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения).
Дальнейшая реализация проекта
1) обогащение проекта учебно-методическими разработками на этапах реализации ФГОС ООО по предмету история в 5 классах.
2) проведение анализа промежуточных и итоговых результатов введения ФГОС ООО; создание системы оценки результатов освоения компетенций по предмету истории; корректировка программ по результатам анализа сформированности компетенций.
Вывод.
Таким образом, предполагается, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной ), информационно-технологической, коммуникативной . Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы. Изучение истории как науки, а не просто учебного предмета, в принципе не может быть осуществлено в рамках только одного подхода, концепции или технологии. Имеет смысл уточнить: что следует понимать под "способностью использовать знания и умения в реальной жизни" применительно к истории, которая изучает давно прошедшие события? Действительно, история изучает «дела минувших дней», но в то же время имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться.Ее изучение способствует приобретению полезных и необходимых навыков умственной деятельности, развитию умения выделять главное, что является основным показателем интеллекта.Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.Получается, что здесь следует говорить не столько о формировании способности использовать исторические знания в реальной жизни сколько о вкладе этого учебного предмета в развитие личности ученика. Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, - это пригодится им в жизни. Уроки истории дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельном у усвоению новых знаний, добыванию информации. Знание истории позволяет лучше понимать сегодняшний мир и принимать осознанные самостоятельные решения в нем.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательная система «Школа 2100» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программа «Российская и всеобщая история» , 5–9-й классы, авторов Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., Баласс, 2011г.
15