СтатьяОсобенности содержания образования в малокомплектной школе
Развитие системы образования.
Соообщение на планерку.
Новая школа должна создавать такие условия получения образования, которые позволят школьнику в недалеком будущем заниматься любимым делом, освоить интересующую его востребованную профессию, создать прочные жизненные основы, заложить нравственные позиции. Деятельность системы образования нацелена на создание таких условий, как обновление содержания образования на основе введения государственных образовательных стандартов нового поколения, постоянное повышение квалификации и рост потенциала педагогических работников, сопровождение одаренных детей, сохранение здоровья школьников, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения современных образовательных технологий, реализация личностно ориентированного подхода к образованию, воспитание толерантной личности. Но существующее реальное положение вещей в отношении демографической ситуации характеризуется существенным нарушением нормальных пропорций между возрастными категориями населения, а именно: существенным избытком пожилого населения, существенным недостатком среднего (фертильного) возраста и в еще большей мере – недостатком детей и молодежи. Это связано с оттоком населения среднего возраста и молодежи, т.е. оттоком населения. Поэтому сложно представить систему образования на данном этапе. На сегодняшний день наша школа малокомлектная, но средняя. А если пойдет отток учеников, то изменится статус школы. А это приведет к сокращению учебных часов, ставок учителей. Но в любом случае останется звено »начальные классы». Чтобы обновить содержание образования, необходимо своевременное появление госстандартов вместе с программами и соответствие всех нормативных документов с выпускаемыми учебными пособиями. На следующий год мы заявили учебники «Алматыкитап», так как этими учебниками была оснащена наша школьная библиотека в прошлом учебном году. А если на следующий год будут заявлены только учебники «Атамура», придется перестраиваться по ходу.
Новый учебный год станет важным шагом в модернизации общего образования. Одно из ведущих направлений работы – это переход на новый образовательный стандарт. В связи с этим постоянно повышается образовательный уровень учителя.
Следует отметить, что повышением своего профессионального мастерства занимаются все педагоги нашего учреждения. Будь то курсы повышения квалификации, либо посещение открытых уроков и мастер -классов в районе или изучение новинок методической литературы. В районных школах больше возможности использования новых информационных технологий, поэтому там более разнообразны методы обучения. Но, анализируя уровень владения современными технологиями на местах, приходится констатировать склонность учителей к технологии сотрудничества, игровой, стандартной. Это неплохо, но уже давно существуют и активно внедряются в практику работы такие технологии как мыследеятельностная педагогика, проблемно-диалогическое обучение, метод портфолио, проектный метод, технологии проблематизации и др. Мы их применяем в малых дозах. Поэтому необходимо внедрять новые методы обучения шире. Но при этом ведь нужна соответствующая база. У нас же подчас происходит так, что в школу поступают учебные пособия нового поколения, но к ним не идут в комплексе - ни сборники задач, заданий по русскому языку, типографский демонстрационный материал, таблицы и справочные материалы и часто даже нет методических пособий. Хорошо, что пособия мы приобретем самостоятельно, но ведь это учебно-методический комплекс, разработанный в соответствии с госстандартами, а мы его не видим. Надо, чтобы эти материалы доходили до наших маленьких школ тоже. Ведь важнейшими условиями внедрения стандартов являются: кадровое обеспечение, создание соответствующей материально-технической базы, организация методического сопровождения.
На современном этапе образования огромное значение уделяется использованию учителем ИКТ. Это одно из квалификационных требований к современному учителю, важнейшее условие для работы по новым стандартам. Было бы прекрасно иметь в школе компьютерный класс, работающий в полноценном режиме, чтобы ребята могли в нем свободно заниматься, готовя творческие задания, используя возможности выхода в Интернет.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
А в наших небольших школах можно использовать интеграцию. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть основание для интеграции. В программах многих дисциплин есть немало "перекрёстков": совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления, рассматриваются с разных позиций те же объекты. Всё это "заявка" на интеграцию, хотя бы по отдельным темам. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий. Поэтому прежде чем создавать новую программу, педагогам и методистам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о необходимости и возможности интеграции.
Урок учителя могут проводить вместе или отдельно, но результат достигается только их совместными объединениями усилиями, Приведём простейший пример: при переходе, например в 5 класс, многочисленные новые учителя обычно предъявляют учащимся противоречивые требования к оформлению работы в тетрадях, и малыши теряются, долго не могут сориентироваться, найти золотую середину.В этом ярко проявляется один из недостатков многих школ: работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики. В рамках же интегрированного урока, курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять свою работу, правильно отроить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п. Уроки, основанные на подобном взаимодействии учителей, так же относят к интегрированным, хотя материал, изучаемый на них, может никак не перекликаться между собой. Если ученик сможет быстро сориентироваться в изменившейся обстановке, то результат станет хорошим, значит , мы научили ученика, как того и требует время. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. А главной задачей, которая сегодня стоит перед всеми участниками образования всех уровней - не допустить возникновения социальных рисков, связанных со снижением качества образования. То есть при переходе на новые организационно-правовые формы должны быть полностью сохранены не только объемы и спектр бесплатных услуг основного и дополнительного образования, но и обеспечена возможность дальнейшего инновационного развития образования.
Составила :Кищак Л.В.