«Психологические основы взаимодействия при подготовке старшеклассников к ГИА и ЕГЭ».
«Психологические основы взаимодействия при подготовке старшеклассников к ГИА и ЕГЭ».Малкова Зарина Рустамовнаучитель английского языкаМБОУ СОШ №15
Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ и ГИА.
Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:- сомнение в полноте и прочности знаний;- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;- стресс незнакомой ситуации;- стресс ответственности перед родителями и школой.
Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ и ГИА для детей:- познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ и ГИА, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются всего периода обучения в школе!);- личностные – обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;- процессуальные – связанные с самой процедурой ЕГЭ и ГИА и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.
Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ, учителям- предметникам и классному руководителю.Учителям-предметникам необходимо:- адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
- индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;- проанализировать результаты пробного тестирования и др.;- составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ГИА и ЕГЭ.
Классный руководитель, является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива.Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;2) осуществление постоянной связи родитель-учитель-ученик;3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА и ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры;4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:1. Знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведение ГИА и ЕГЭ. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ЕГЭ и ликвидировать пробелы.2. Организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов.;3. Проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль (аттестат особого образца).
ppt_yppt_yppt_y
Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;организации заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к экзаменам, а также собеседований с учителями-предметниками;организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Работа классного руководителя с родителями заключается:1. в оказании помощи в изучении нормативно-правовой базы ГИА и ЕГЭ;2. в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ГИА и ЕГЭ.3. в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся;4. в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для экзамена.
Для учащихся о профилактике «экзаменационных стрессов».Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно.
Во время экзамена необходимо:Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды;применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его;зевание во время экзамена очень полезно;самовнушение не помешает, думайте о себе только положительно: «Я умница, я всё сдам!», Я спокоен и все мои умения проявят себя».
Спасибо за внимание!