Использование игры при обучении чтению на иностранном языке
Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная.
Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемирному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоции, использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли.
Существует множество способов создания речевых ситуаций на уроке в начальной школе, но наиболее эффективной считается использование учебных игровых ситуаций. В силу того, что игровая деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, дети более открыты к общению, легче вживаются в роль. Учебные игры помогают им «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер. Они играют в жизнь на другом языке и не испытывают страха ошибиться.
Игра – это:
1. деятельность
2. мотивированность
3. индивидуализированная деятельность
4. обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
5. развитие психических функций и способностей
6. «Учение с увлечением»
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции - там активность, внимание, воображение, там работает мышление.
Хотелось бы напомнить некоторые требования к применению игровой технологии:
Учитель должен помнить следующее:
- Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован, учитель должен понимать с какой целью он проводит ту или иную игру.
- В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся
- Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся
- Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности, но на первом плане – говорение
- Игра должна быть вписана в языковую тематику урока
- Учитель играет лишь роль консультанта
-Анализ ошибок учитель должен делать только после окончания игры, во время игры ошибки не исправляются
В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок.
Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача. Именно поэтому игра является отличным средством мотивации учащихся научиться читать.
Использование игровых приемов положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
В заключении можно сказать, что нельзя забывать о том, что учебные игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и планово.
Список использованной литературы
Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры/Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Изд «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. -3-е изд. - Мн.: Тетра Системс, 2005. -176 с.
Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Соловова, Елена Николаевна. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 239 с.
Денисова Виктория Сергеевна
МБОУ СОШ №14 имени А.М.Мамонова
15