«Подверженность молодежи к употреблению алкоголя»


Государственное бюджетное профессиональное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский техникум агротехнологий»
Научно-исследовательская работа по теме:
«Подверженность молодежи к употреблению алкоголя»
Автор:Матвеев Сергей, группа 83
Горбаконь Виктор, группа 83
Научный руководитель:
Баженова Людмила Борисовна
воспитатель
Зерноград
2015
Содержание
Стр.
Введение 3
Теоретическая часть 5
1.1. Анализ алкогольной ситуации в России 5
1.2. Особенности подросткового алкоголизма 5
1.2.1. Почему подростки пьют? 7
1.2.2. Подростки, что вы пьете? 9
1.2.3. Пиво категорически противопоказано? 11
1.2.4. Последствия 12
1.2.5. Пропаганда здорового образа жизни в нашем лицее 14
2.1.Место алкоголя в жизни жителей Зерноградского района.  2.2.Социологическое исследования 15
16
2.2.1. Пояснительная записка 16
2.2.2.Результаты социологическое исследования.
3.1. . Заключение
3.2. Список использованных источников
4. Приложение
21
23
25
26
ВВЕДЕНИЕ
«Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей».
Джек Лондон
 Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде или пище, и потому сам по себе алкоголь не имеет побудительной силы для человека. Потребность эта, как и некоторые другие «потребности» человека (например, курение) появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением. Разумеется, что эти привычки не присущи всем в одинаковой степени. В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Эта проблема коснулась и нашего города. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму. Из-за злоупотребления алкоголем в человеке развиваются грубость, эгоизм, моральная распущенность. Пьяницы теряют человеческий облик, становятся нарушителями общественного порядка. Спирт разрушает здоровье, расслабляет волю, лишает человека профессии, уродует потомство, ведёт к деградации личности. Мы считаем, что проблема алкоголизма – одна из самых важных проблем, стоящих перед человечеством.
Цель исследования: выяснить отношение лицеистов к употреблению спиртных напитков.
Углубить теоретические знания подростков в отрицательном влиянии алкоголя на организм.
Изучить состояние проблемы и выявить личное отношение лицеистов к употреблению алкоголя.
Развивать у лицеистов мотивацию к заботе о собственном здоровье.
Задача исследования:
• изучение и анализ литературы по данной теме;
• формирование у подростков твёрдых убеждений в недопустимости алкогольной зависимости;
• разъяснение подросткам последствий влияния алкогольных напитков на организм:
• проведение социологического опроса среди подростков.
База исследования Государственное бюджетное профессиональное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский техникум агротехнологий»Объект исследования:студенты.
Методы исследования:
• теоретический: анализ литературы по теме исследования, обобщение полученных данных;
• эмпирический: опрос, анкетирование, обработка данных, анализ результатов исследования.
Наша работа актуальна, ведь не случайно Геннадий Онищенко, главный санитарный врач Российской Федерации, утверждает: «Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а алкоголизм среди юного поколения».
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ алкогольной ситуации в России
Алкогольная ситуация в России является крайне напряжённой.
Анализируя данные статистики за последние годы, можно сделать следующие выводы:
1. Увеличилось потребление алкогольных напитков на одного жителя в год, что видно из таблицы:

Суммарное, в литрах 100%-го алкоголя
2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
19 19 19.3 19.6 19.8
2. В последние годы (2011-2015) увеличилось число преступлений на почве пьянства.
3. Наблюдалось так же увеличение смертности, причиной которой являлся алкоголь.
Эти, и еще ряд других показателей позволяют говорить об алкоголизме как о социальном зле. Пьянство наносит непоправимый урон обществу, калечит судьбы людей, представляет опасность для здоровья не только нынешнего, но и будущих поколений.
По этим причинам данное социологическое исследование на сегодняшний день является особенно актуальным.
Особенности подросткового алкоголизма
Детский и подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья. Развивающийся мозг повышенно чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ. А алкоголь, в чём всё больше убеждаются учёные, - это клеточный яд, действие которого тем более опасно, что наступает не сразу, создавая вначале обманчивое впечатление безвредности. Проблема подросткового алкоголизма носит угрожающий характер. Алкоголь – самый распространенный и доступный наркотик для подростков. Ранняя алкоголизация приводит к формированию хронического алкоголизма
Алкоголизм у несовершеннолетних, в силу физиологических особенностей растущего организма, формируется значительно быстрее, чем у взрослых в это «злокачественность» его течения. Если у взрослых болезнь развивается на протяжении 8-15 и более лет, то у несовершеннолетних – в 4 раза быстрее, всего за 2-4 года. У подростков отсутствует стадия бытового пьянства или психической зависимости, которая у взрослых может растягиваться на годы. Подросткам же достаточно в течение года регулярно принимать спиртное, чтобы «обрести» физическую и психическую зависимость одновременно. У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный.
У подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
- быстрое привыкание к спиртным напиткам
- злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);
- быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);
- низкая эффективность лечения.
1.2.1. Почему подростки пьют?
Особая роль в формировании тяги к «красивой, независимой» жизни принадлежит средствам массовой информации: телевидению, кинофильмам, журналам, некоторым газетам. Примеры постоянных «возлияний» с поводом и без повода не сходят с экрана телевизора, назойливо вдалбливаются зрителям, убеждают, что только так и надо. И все это - с доставкой на дом, вторгаясь в нашу жизнь, активно подталкивая подростков к бутылке. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к «веселому» образу жизни. Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.
На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие». Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму.
 Большинство случаев потребления спиртных напитков связано с целью повысить свое настроение либо, по утверждениям пьющих, «расслабиться», и причиной, по которой они впервые стали употреблять алкоголь, является желание попробовать и почувствовать себя взрослым Распространению пьянства способствуют живучие алкогольные традиции, питейные ритуалы. Какие только поводы для выпивки не используют любители времяпровождения с рюмочкой в руке! Праздники. Приятные события. Печальные происшествия. Приобретение новой вещи. Окончание учебного года. Поступление.
К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение, снизить психическую напряженность, заглушить чувство усталости, моральной неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми заботами и переживаниями.
Питейные ритуалы и обычаи — это своеобразный ложный способ приобщения к представлениям и интересам того или ионного малого коллектива. Порой юнец, желающий стать «своим» в компании, пьёт заодно со всеми, скрывая естественное отношение к алкоголю. Лишь бы стать здесь в один ряд с другими. Довольно часто, пытаясь показаться взрослым, показаться постарше он или она, начинают пить пиво или что покрепче.  Раз, второй, третий выпьет через силу, а тем, глядишь, уже и не без некоторого удовольствия потянулся к рюмке. Это еще раз свидетельствует о своего рода избирательности в юношеском возрасте: некоторые молодые люди гораздо легче подаются отрицательному влиянию меньшинства с отклоняющимся поведением и не склонны воспринимать положительные традиции большинства в непосредственном окружении. Многие дети пробуют алкогольные напитки сознательно - из любопытства - и делают это, конечно же, тайком. Иные дети и подростки, собравшись вдвоем - втроем, выпивают алкоголь из подражания взрослым. Чаще всего приобщение ребенка к спиртному происходит именно в кругу друзей. Те, кто постарше и кто лидирует в подростковой компании, те, кто уже пробовал спиртное не раз, протягивают новичку стакан и подначивают, провокационно спрашивают - «слабо?»... Вряд ли кто-нибудь из подростков, желающих утвердиться в среде друзей и приятелей, желающих быть уважаемым, своим человеком в компании, желающих не стать объектом насмешек, в подобных обстоятельствах согласится, что «слабо'». ? Бывают и такие случаи, когда человек попадая в стрессовую ситуацию, тянется к бутылке пива не потому что ему нравится действия напитка, а потому что, выпивая он чувствует себя спокойней. Спокойней от того что он что то держит во рту (аналогично с курением). С самого детства организм привыкает, что когда становится тяжело и плохо ребенку дают соску или бутылочку, или грудь матери.  Большинство людей избавляется от этой тяги во взрослой жизни, но некоторая часть все также интуитивно требует бутылочку и эта бутылочка уже не с молоком. Потом, прикладываясь к горлышку бутылки, он начинает чувствовать себя совсем взрослым, и это немало возвышает его в собственных глазах и в глазах друзей, одноклассников. Затем подростку все больше нравится ощущение легкого алкогольного опьянения, и он, давно и прочно утвердившись в кругу таких же подростков, когда тянется к спиртному, уже думает не об утверждении в среде плохо утвержденных, а о приятном ощущении опьянения.
1.2.2. Подростки, что вы пьете?
В подростковых компаниях все популярнее становятся пиво, джин-тоник и другие слабоалкогольные напитки. Именно на подростков рассчитано производство слабоалкогольных коктейлей. Подростки в основной массе водку не пьют, потому что смысла нет, а вот на разную синьку, так похожую на сладкую газировку, да ещё и с «кайфом» – с большим удовольствием. Причем, стоимость слабоалкогольных напитков специально понижена до предела, чтобы ребенок, когда ему дают деньги на завтрак, выбирал – то ли позавтракать, то ли пиво купить. И чем меньше градусов, чем ярче накрашена банка, тем большую социальную опасность представляет этот алкогольный напиток.
Сегодня, по данным Ростовского центра социологических и маркетинговых исследований «СИМИ», алкогольные коктейли – самый покупаемый напиток среди школьников Ростовской области от 13 до 18 лет. Каждый день среднестатистический школьник в Ростовской области выпивает от 1 до 2 литров пива или от 2 до 5 банок алкогольных коктейлей. Красивые разноцветные баночки стоят среди шоколадок и лимонада, и маскируются под газировку в ярко-раскрашенной упаковке. По виду они практически неотличимы, по цене – тоже. Однако в каждом коктейле содержится около 9% этилового спирта. А это значит, что одна банка коктейля эквивалентна 50 граммам водки, 2 банки – это 100 граммов. Кроме того, в состав коктейлей входят консервант Е211 - бензонат натрия, который вызывает изменение ДНК, может стать причиной рака и болезни Паркинсона. Краситель Е129 – «Красный очаровательный», также используемый в коктейлях - ракообразующий канцероген, запрещен в 9 странах Европы.
Различные джин-тоники, коктейли и баночное пиво. « То, что продается в жестяных банках, самое ядовитое», - уверен доктор Гольцов. Это связано с тем, что страшные жидкости, залитые в банки, имеют более длительный срок хранения, поэтому производители стремятся добавить в продукт побольше консервантов. Обычно это два вещества - формалин и глицерин. Первым в моргах обрабатывают трупы, чтобы дольше хранились. Он в организме человека консервирует печень. Глицерин же консервирует мозг.
 Рассуждение о пользе алкоголя – это просто довольно распространенное заблуждение.
Действие энергетика: Не снабжает организм энергией, так как калорий содержит мало, а стимуляция к выработки собственной энергии за счёт внутренних резервов. Вред энергетика для подростка заключается в том, что высокие дозы кофеина и его качество - синтетический. Высокое содержание таурина и особенно глюкоронолактона. Что способствует повышению кровяного давления и пульса и негативно влияет на здоровье. Подумаешь - пиво не водка.
Очень велик вред пивного алкоголизма среди подростков. Из-за пива у малышей может развиться эпилепсия и алкогольная зависимость.
Пиво не помогает в решении бытовых проблем, отвлекает от них и на время уводит от необходимости их решать, но приводит к новым проблемам, связанных уже со здоровьем.
Даже малые дозы пива снижают достижения в спорте из-за того что ослабевает главный мотор организма его сердце
«Алкоголь бросает людей в объятье ужаса нищеты бесчестия» (Анатоль Франс)
1.2.3. Пиво категорически противопоказано!
1. детям;
2. подросткам;
3. беременным и кормящим женщинам;
4. лицам с хроническим заболеванием;
5. лицам, принимающим антибиотики успокоительные средства и др.
При употреблениях спиртных напитков - развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм. Действие алкоголя на печень подростка еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Это приводит к нарушению структуры клеток печени, приводя к перерождению ее тканей.
Около 90% алкоголя медленно окисляется главным образом в печени.
В ответ на принятие пива печень синтезирует вещество подавляющее секрецию основного мужского гормона – метил тестостерона. У мужчин формируется женская фигура «пивной живот». У женщин возрастает вероятность заболевания раком молочной железы.
Алкоголь раздражат слизистую оболочку пищеварительного тракта, повышает секреторную функцию слюной и поджелудочного сока.
Большие дозы парализуют клетки, вырабатывающие пищеварительный фермент пепсин, белки пищи сворачиваются и становятся труднорастворимыми.
Особенно страдает сердце : наблюдаются жировые перерождения сердечной мышцы размеры сердца увеличиваются в 1,5 2 раза. « Пивное сердце» - « алкогольная кардиопатия» - это современное название.
В чем коварство пива?
1. пивной алкоголизм опаснее водочного формируется медленно;
2. чрезвычайно тяжёлые последствия пивного пристрастия;
3. бороться с пивным алкоголизмом гораздо тяжелее.
Какое будущее? Л.Н.Толстой писал: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство».
Этанол нарушает правильное расхождение хромосом в мейозе.
Формируются генетически неполноценные гаметы с изменённым числом хромосом.
Синдром Дауна, Шершевского, Тернера, Клайнфельтера - расплачиваются дети … алкогольный синдром плода дети отстают в физическом и психическом развитии.
Алкоголь разрушает мозг, приводит к моральному вырождению. «К 20 годам подросток, употребляющий пиво, становится по своим физиологическим критериям ближе к 40-летнему человеку», - отмечает А.Г.Московкина.
«Эпоха пива» - характеристика довольно точная, особенно если иметь в виду бурную, вдруг проснувшуюся у молодёжи страсть к этому напитку. Все мы свидетели того,  как к «живительной влаге» потянулись не только крепкие мужские руки, но и женские ручки, а также детские ручонки. Яростно хлынувшая на улицы ваших городов и городков пивная «река» безжалостно увлекает в небытие тела и души наших соотечественников. Пиво - такой же алкогольный напиток, как водка, коньяк, вино. В его состав тоже входит этиловый спирт. Пиво представляет собой натуральный алкогольный напиток.
1.2.4. Последствия
По официальной статистике 90% всех преступлений совершаются подростками в состоянии алкогольного опьянения. Колонии забиты до отказа мальчишками, которые украли, избили, убили, напившись до невменяемого состояния. Негативные явления, порождаемые потреблением спиртных напитков, таят в себе большую опасность для молодого поколения. Потребление алкоголя, прежде всего, плохо влияет на здоровье подростков. Злоупотребление алкоголем способствует развитию соматических и психических заболеваний, а также одна из причин смертности подростков (отравление не качественной продукцией).
Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает, действующие в обычных условиях, навыки социально одобряемого поведения; - многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения; - пьянство способствует формировании несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация); - пьянство способствует созданию криминальной ситуации; - пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением; - пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.
Что касается внешних манер поведения, то свойственны - бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивным подчинением. Подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. У подростков, страдающих алкоголизмом, изменяется характер в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых - агрессивность.
К уровню 2015 года количество правонарушений среди несовершеннолетних возросло на 27,5%. А 13% от этого количества преступлений - в состоянии алкогольного опьянения.
Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Даже однократное употребление спиртного может иметь самые серьезные последствия. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка.
Если взрослый человек еще как-то может мобилизоваться после прима алкоголя, потому что он уже имеет сформированную нервную систему, он определившаяся личность, то человеку лет 15-20 это не под силу.
Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству.
1.2.5. Пропаганда здорового образа жизни в нашем лицее
Учитывая выше сказанное, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство. Помимо питейных традиций возникновению склонности к пьянству в немалой степени способствует неумение иных молодых людей правильно, увлекательно, с пользой для себя и для общества проводить свободное время. Надо организовать досуг молодых людей, воспитывать у них потребности в содержательных видах время провождения, воспитывать духовные ценности.
Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с подростками; выявление детей «группы риска»; работу с семьей; организацию деятельности педагога-психолога; организацию воспитателем досуга подростков; реализацию принципов профилактики.
1.2.6. Место алкоголя в жизни жителей Зерноградского района.  Мы провели небольшую исследовательскую работу, для того, чтобы узнать, как остро стоит проблема алкоголизма в нашем городе.
Мы взяли данные в районном ОВД за 2010-2012 год. На территории района проживает несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет 3679. Зарегистрировано преступлений совершенных несовершеннолетними 78 учащимися из них учащимися проф. образования 36.
Зарегистрировано ДТП по вине водителей находящихся в нетрезвом виде всего 18 , а с участием несовершеннолетних 20.
Оформлено административных материалов на несовершеннолетних за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде 385 нарушений.
При нашем лицее имеется общежитие, рассчитанное для проживания юношей и девушек. Ежемесячно проводится заседание совета общежития. За учебный год 2012-2013 заслушали 12 лицеистов, которые неоднократно употребляли спиртные напитки, после профилактических бесед они были выселены из общежития на 1 месяц.
Приведенные данные показывают, что у учащихся недостаточно развиты волевые качества, и они под воздействием неблагоприятной микросреды приобретают антиобщественные установки. Это проявляется в их неумении противостоять негативному влиянию на ситуации, в которых они часто оказываются в период обучения и проживания в общежитии.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Пояснительная записка
Нашей целью в этом социологическом исследовании являлось выявление общественного отношения сегодняшней молодежи к употреблению спиртных напитков.
Количество анкетируемых – 50 человек (форма анкеты представлена в приложении 1). Из них 25 юношей и 25 девушек.
Первый блок вопросов (1 – 4) выявляет демографические справки анкетируемого. Далее вопросы были расставлены не по отдельным блокам, а в хаотичном порядке. На установление зависимости эмоциональной стабильности от употребления алкоголя направлены вопросы 10, 13, 14, 17, 20. На выявление влияния социальной защищённости студента и потребностью в алкоголе поставлены следующие вопросы 8, 9, 12, 18. Для установления зависимости между нравственными ценностями человека и употреблением алкогольных напитков заданы вопросы 3, 5, 16, 22. Для рассмотрения тенденции потребления алкоголя с ухудшением материального положения молодежи и потерей душевного равновесия служат вопросы 7, 9, 10, 15, 21. Для оценки мнения молодежи о трезвости общества помогут вопросы 25, 23, 15, 11. Контрольным вопросом, который направлен для проверки достоверности данных и искренности опрашиваемых, является вопрос 19. Вопросом – фильтром предлагается вопрос 24. Он был предложен с целью выяснения компетентности студентов. Перед анкетированием довели до отвечающих, что им гарантируется полная анонимность.
Данное исследование настолько затрагивает личные отношения человека, что нам кажется, что, несмотря на гарантируемую анонимность, отвечающие будут давать не совсем объективные ответы.
По нашему мнению, даже молодое поколение, то есть сегодняшние лицеисты и молодежь в целом, не верят в возможность искоренить пьянство, таким образом, считая, что трезвость общества это иллюзия.
Социальная среда, условия жизни порождают предпосылки для формирования у молодежи потребности в искусственных средствах воздействия на свое субъективное состояние.
Анализируя ответы лицеистов на 5 вопрос анкеты (Когда вы впервые узнали вкус алкоголя ? а) до школы; б) до 5-го класса; в) до 8-го класса; г) до 11-го класса; д) по окончании средней школы), получили следующую таблицу и диаграмму (приложение 2 табл. 1 диаграмму1).
Как видно из таблицы 1 большинство юношей впервые узнали вкус алкоголя до 8-го класса, таким образом, показан факт раннего приобщения к спиртному. Большинство же девушек приобщаются к алкоголю между 8-м и 11-м классами. Таким образом юноши примерно в 3 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, чем девушки.
Рассмотрим 6-й вопрос: Приятным ли было первое впечатление от принятия алкоголя? а) да; в) не помню; б) нет; г) затрудняюсь ответить.
Таблица и диаграмма (приложение 2 табл.2) наглядно показывают, что у одной трети юношей первое впечатление от принятия алкоголя было не приятным, большинство же юношей либо не помнят, либо затрудняются ответить. Основная часть девушек ответила отрицательно. Это говорит о различных мотивах употребления между девушками и юношами. Многие из отвечавших первый раз употребляли алкоголь от родителей как «лекарство» поэтому затруднились ответить на вопрос.
Рассмотрим 7 вопрос: Когда вы последний раз употребляли алкоголь?
а) вчера; б) неделю назад; в) месяц назад; г) не употребляю.
Из результатов анализа (приложение 2 табл.3 диаграмма 3) можно сделать вывод, что юноши чаще употребляют спиртные напитки, чем девушки.
Вопрос 8. Как вы относитесь к рекламе алкогольных напитков?
Ответы показывают, что большинство молодежи, как юноши, так и девушки равнодушно относятся к рекламе алкоголя (приложение 2 табл. 4).
Вопрос 9 звучал так: Какие виды крепких напитков вы предпочитаете? (приложение 2 диаграмма 3) а) коньяк, водка; б) спирт ; в) крепленные вина; г) ликеры, шампанское; д) напитки домашнего приготовления; е) самогон; ж)пиво; з) какие получилось достать. (приложение 2 диаграмма 4). По результатам ответов видно, что юноши предпочитают более крепкие напитки слабым, а девушки наоборот. Видно так же, что нашлись и такие, которые не отказываются от чистого спирта (среди юношей) и те которым все равно, какой крепости напиток.
Вопрос 10: Способствует ли алкоголь снятию душевного напряжения? (приложение 2 таб.5 диаграмма 5)
Большинство молодых людей считает, что алкоголь иногда способствует снятию душевного напряжения, помогает расслабиться. Некоторые из молодых людей выбрали для себя данный вопрос в качестве причины употребления спиртных напитков.
Вопрос 11: Может ли современное застолье обойтись без алкогольных напитков? (приложение 2 таб.6 диаграмма 6).
Почти все отвечающие уверены, что современное застолье не может обойтись без алкогольных напитков. Но 15% девушек думают, что иногда это реально.
Вопрос 12: Часто ли вы употребляете спиртное?
а) ежедневно; б)1-2 раза в неделю ; г) очень редко; д)не употребляю; в)2-3 раза в месяц.
Из полученного можно сделать вывод; что юноши чаще употребляют алкоголь, чем девушки (приложение 2 таб.7 диаграмма 7), но основная масса молодежи вообще употребляют алкогольные напитки 2-3 раза в месяц.
Вопрос 13: Легко ли вам отказаться от алкоголя?
а) да; б) нет; в)иногда; г)затрудняюсь ответить.
Дал следующие результаты. (приложение 2 таб.8 гистограмма 8),
Как показала гистограмма, девушки легко могут отказаться от предложения выпить, а юноши не уверены в своей силе воли. Есть и такие юноши, которые не могут устоять против предложения выпить.
14 вопрос: Случалось ли вами неприятные истории, связанные с употреблением спиртных напитков? (приложение 2 таб.9 диаграмма 9).
Как видно из сегментов с большей частью юношей происходят неприятные последствия, связанные с употреблением алкогольных напитков. С девушками такие неприятности случаются гораздо реже.
15 вопрос : Ваше личное отношение к употреблению алкоголя?
а) лучше не пить совсем ; б) уверен в безвредности нечастых выпивок; в) следует пить соблюдая чувство меры; г)думаю, иногда позволительно немного выпить ; д) для здорового человека алкоголь безвреден; е) не могу ответить.
Дал следующие результаты. (приложение 2 таб.10 диаграмма 10).
Юноши и девушки в основном считают, что алкоголь, если его нечасто пить – безвреден, и спиртное иногда очень даже позволительно употребить.
16 вопрос звучал так: Какова ваша реакция, если вы встретите уважаемого человека в состоянии алкогольного опьянения?
а) пройду мимо, меняя о нем мнение; б) окажу посильную помощь, испытывая разочарование; в) посочувствую, пройду мимо; г) окажу посильную помощь «с кем не бывает»; д) не представляю такое.
Как видно, (приложение 2 таб.11 диаграмма 11). что большинство молодых людей постарается помочь пьяному человеку, которого они уважают, но среди этих молодых людей у большей половины из них мнение о человеке не изменится, т.е. они считают, что с каждым может случиться такое.
Выясним зависимость между показателями.
Вывод: между юношами и девушками и их реакцией на ситуацию есть взаимосвязь,
Вопрос 17: Способны ли вы к самоконтролю в состоянии алкогольного опьянения? (приложение 2 таб.12).
Большинство девушек считают себя способными к самоконтролю в состоянии опьянения, а основная часть юношей затрудняются ответить на данный вопрос.
Среди юношей есть и такие, которые не могут себя контролировать.
18 вопрос: Видели ли вы своих родителей в состоянии сильного опьянения? , (приложение 2 таб.13 диаграмма 12).
Исследование этого вопроса вывели следующие результаты.
Почти каждый юноша видел родителей в состоянии сильного опьянения, но большинство девушек отвечают обратное.
19 вопрос: Считаете ли вы что алкоголь это зло.
Этот вопрос относится к контрольным. Поэтому можно сказать, что были и такие студенты, которые старались отвечать не объективно – как думают, а как «лучше». (приложение 2. диаграмма 13).
20 вопрос ставился так: Какое количество денег вы тратите на приобретение спиртных напитков в месяц (в среднем)? (приложение 2 таб.14).
Большинство лицеистов мало тратит денег на приобретение спиртного, но треть юношей считает, что на приобретение алкоголя у них уходит много денег. И несмотря на трудное материальное положение нынешних молодых людей они тратят немало денег на алкогольные напитки.
21 вопрос : Знаете ли вы свою норму?
Абсолютное большинство молодых людей (см. табл.15 диаграмма 14) считают, что знают свою норму выпивки. Однако 16% юношей не знают её.
Рассмотрим 22 вопрос: Для поднятия жизненного тонуса необходимо:
а) изменение режима дня; б) занятие спортом; в) постоянные прогулки на природе; г) употребление алкоголя; д) использование легкого наркотика; е)одухотворенная литература; ж) большое количество денег; з) другое. Большинство молодых людей считают, что для поднятия жизненного тонуса алкоголь не подходит. В большинстве случаев молодежи необходимо большое количество денег, прогулки на природе, спорт.
23 вопрос: Свободное время без употребления алкоголя - напрасно потерянное время. (приложение 2 таб.16)
Большинство молодых людей считают досуг, проведенный без алкоголя полезным, не напрасно потерянным временем.
24 вопрос: Кого любит пьяный? а) себя; в) другого человека; б) алкоголь; г) никого.
Дал следующие результаты. (приложение 2 таб.17 диаграмма 15)
Молодые люди в основном считают, что пьяный человек любит, прежде всего, себя. Треть юношей считают, что – любит другого человека, а треть девушек считает, что никого не любит.
25 вопрос: Трезвость общества это - а) иллюзия; б) реальность. (приложение 2 таб.18 диаграмма 16)

Таким образом, видно, что почти вся молодежь относится к абсолютному отрезвлению общества как к иллюзии, считая тем самым, что пьянство так вошло в нашу жизнь, что попытки привести общество к трезвости ни к чему, ни приведут.
В результате проведенного социологического исследования оказалось, что степень эмоциональной устойчивости влияет на употребление алкогольных напитков молодыми людьми. Те, молодые люди, которые более эмоционально стабильны, пьют гораздо меньше, чем те, которые больше подвержены эмоциональным нагрузкам. Исследование показало, что большинство лицеистов стараются мало тратить средств на приобретение алкогольных напитков. Часть девушек стараются совсем не тратить. Так же подтвердилась гипотеза о существовании взаимосвязи между потреблением спиртных напитков и наличием высоких нравственных ценностей. Те молодые люди, которые употребляют алкоголь в менее серьезном количестве, обладают более высокими нравственными ценностями, чем те, которые в большем количестве употребляют спиртное. Алкоголь является искусственным средством воздействия на свое субъективное состояние. Поэтому, как показало проведенное социологическое исследование, с ухудшением условий социальной среды, жизни, с тяжелым материальным положением порождаются предпосылки для формирования у молодых людей потребности в алкоголе. Подтвердилась гипотеза о невозможности отрезвления общества, так как 90% молодежи полностью не верит в эту идею.
Потребность в алкоголе не существует сама по себе, она является лишь выражением, как бы превращенной формой ряда других потребностей, не получающих удовлетворения в каких-то данных условиях. Потребление спиртного связанно с различными ситуациями и выполняет не одну, а много различных функций. Каждая из этих функций представляет собой удовлетворение какой-то естественной потребности, либо условий её удовлетворения. Это могут быть потребности духовные, физические или эмоциональные, но в каждом случае налицо, с одной стороны возможность разрешения ситуации здоровыми средствами, а с другой - для большего числа людей алкоголь становится более предпочтительным средством, чем все иные. Для избавления от этих негативных явлений, следует усилить пропаганду борьбы с алкоголем. Предыдущий мировой опыт показывает, что одним ударом с пьянством покончить нельзя, но и не следует «опускать руки». Необходимо искать методы борьбы с алкоголизмом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные нами исследования показали, что проблема употребления алкоголя в нашем городе действительно существует. Последствия алкоголизма очень велики для такого небольшого города как Зерноград, поэтому жителям города стоит серьезно задуматься над своим будущим. Нам бы хотелось надеяться, что, прослушав нашу работу, многие пересмотрят свое отношение к спиртному.
 В заключение нашей работы, хотелось  бы привести слова Аристотеля, который, умело подчеркнув, сказал, что пьянство - это добровольное безумие. Алкоголь - не только опасный, но еще и коварный враг человека. Попав в организм, он не торопится его покинуть ни в день выпивки, ни в последующие дни. Медленно, но верно зеленый змий копит свои силы, словно подстерегая удобный момент для того, чтобы открыто себя проявить. Он бьет не сразу, но чаще всего наверняка.
«Мы считаем, что  пропаганда здорового образа жизни чрезвычайно важна и актуальна сегодня. Как помочь подросткам подавить  желание к употреблению спиртных напитков, чем занять их свободное время?  Эти вопросы  нужно серьезно обсуждать во всех молодежных объединениях, в школах, в семье. Имеющийся положительный опыт в этом направлении необходимо обобщать. Подростки должны знать, как живут и чем занимаются их сверстники в других регионах. Чтобы поделиться своими проблемами необходимо, чтобы телефоны доверия работали и в сельской местности также, а в малокомплектных школах все же были психологи.  Дети - это будущее нации и мы хотим, чтобы это будущее было здоровым. Каждый человек — хозяин своей судьбы, каждый просто обязан всерьез заняться самовоспитанием, укреплением воли, повышением своего образовательного уровня. И напоследок. В следующий раз, когда вы придете на вечеринку, и вам нальют штрафной, представьте свой организм, медленно умирающий под воздействием этанола, в то время как вы веселитесь. Представьте, что ваши клетки задыхаются, что мозг, спасаясь, блокирует множество мозговых центров (бессвязная речь, нарушение пространственного ощущения, нарушенная координация движений, провалы в памяти). Представьте, как слипаются в крови эритроциты, образую смертельно опасные тромбы, как зашкаливает уровень сахара в крови, как гибнут структуры мозга, отвечающие за интеллект и сообразительность, как алкоголь прожигает стенки желудка, образуя незаживающие язвы.
Представили? А теперь скажите, все это стоит того, чтобы пару часов провести в легком веселом забытьи? Вы человек, вы разумный и воспитанный человек, и вы в состоянии хорошо проводить время и веселиться на трезвую голову, без стимулятора в виде алкоголя. Берегите себя, своих будущих детей, и будущее своей Родины».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЛИТЕРАТУРА:
 
1. Г.М. Энтин, «Когда человек себе враг», «Знание» 1973 год.
2. Муратова И.Д., Сидоров П. И. "Антиалкогольное воспитание в школе",
Архангельск, 1977 г.
3. Братусь Б.С., "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма",
Москва, 1984 г.
4. Г.П. Титова, СИ. Карантинов, «Современный справочник необходимых знаний», 6. Москва ЗАО «Славянский дом книги» 2004г.
6.  Л.Ф. Петренко, «Коварный враг», «Знание» 1981 год.
7. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение,
8. Тесты, «Первое сентября», 2005.
9. Константин Дорманчук