Доклад по музыке Этюды об этюдах (7 класс)
Этюды об этюдах
Подготовила ученица 7А класса
МАОУ СОШ № 21
Шошкина Екатерина Дмитриевна
Руководитель: Мавлютова А.С.
Оглавление
1.Введение
2. Что такое этюд?
3.Этюды в музыке
4. К. Черни
5. Ф. Лист
6. Ф. Шопен
7. С. Рахманинов
8. Этюды в живописи
9. Этюды в театре
10.Этюды в хореографии
11.Этюды в литературе
12. Этюды в шахматах
13. Заключение
14.Список использованной литературы
Введение
Этюды - это импровизация и воображение детей. В основе, которых лежит художественный замысел и простейшая сверхзадача. Необходимо комплектовать разные стороны развития, в которых развивается смелость, пластическая выразительность движений, наблюдательность, фантазия и воображение и т.д. для саморазвития человека.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем,что именно этюды развивают смелость, пластичность, выразительность движений, актерское мастерство,наблюдательность, фантазию, воображение, для личностного полноценного развития как ребенка, так и взрослого человека.
Цель работы: представить богатство и разнообразие окружающего нас музыкального мира, его многосторонние связи с другими видами искусств.
Задачи:
1.Систематизировать знания, полученные при изучении жанров виртуозной музыки;
2.Познакомить с одним из этапов развития фортепианного искусства и известными композиторами-виртуозами;
3.Освоить музыковедческие и исследовательские навыки;
4.Мотивировать на прослушивание произведений мировой музыкальной культуры, воспитывать вдумчивого слушателя;
5.Формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание откликаться на его красоту, познавая виды искусств;
Что такое этюд?
ЭТЮД – с фр. «изучение», «упражнение»
Этюд - это короткое завершенное по форме произведение.
Музыка-Пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на музыкальном инструменте
Живопись -Набросок, эскиз будущей картины
Театральная педагогика-Упражнение для совершенствования актерской техники
Хореография – это маленькое законченное произведение
Литература–самостоятельное произведение небольшого размера
Этюды в музыке
В музыке этюдом принято называть небольшую инструментальную пьесу, основу которой составляет определенный прием исполнения. Музыкальные этюды служат для усовершенствования техники исполнителя. Наиболее популярным автором музыкальных этюдов является Карл Черни. А этюды Фредерика Шопена имеют и художественную ценность.
Карл Черни
Австрийский композитор, педагог и пианист. Большое распространение получили этюды К.Черни "Школа Беглости" ор.299 "Школа пальцевого мастерства " ор.740. Каждый из таких этюдов рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы ,трели и т.д.),а весь сборник этюдов- на комплексное овладение техникой. Подобные музыкальные сочинения создавались и для других музыкальных инструментов(для скрипки и виолончели).
За роялем сидел девятилетний ребенок и играл концерт Моцарта. Слушателем был Людвиг ван Бетховен. Послушав мальчика, Бетховен считал его талантливым и согласился с ним заниматься. Карл Черни-а это и был он-три года учился у великого Бетховена. У Черни была необыкновенная память. Он знал наизусть все сочинения Бетховена и унаследовал от своего учителя беззаветную преданность музыке, виртуозную технику и громадную работоспособность. Черни автор более 1000 произведений-от простых до симфоний. Но только этюды оказались жизнеспособными . Уже в 14 Карл Черни стал известным в Вене педагогом. Постепенно его слава росла. К нему в Вену стали съезжаться пианисты из многих стран Европы. Общаться со своими учениками ему было легко-Черни знал семь языков. Впоследствии его ученики стали выдающимися пианистами, как например, гениальный венгр Фереиц Лист.
50 этюдов:
№ 1, «Движение пальцев при спокойной руке»
№ 2, «Подкладывание первого пальца»
№ 3, «Отчетливо и бегло»
№ 4, «Легкая подвижность руки при спокойном стаккато»
№ 5, «Ровность в двойных пассажах»
№ 6, «Четкость в арпеджированных пассажах»
№ 7, «Смена пальцев на одной клавише»
№ 8, «Легкая подвижность левой руки»
№ 9, «Легкое стаккато»
№ 10, «Упражнение на терции»
№ 11, «Ловкость в смене пальцев»
№ 12, «Гибкость левой руки»
№ 13, «Возможная наибольшая беглость»
№ 14, «Арпеджированные пассажи»
№ 15, «Растяжение при большой силе»
№ 16, «Перемена пальцев в быстром движении»
№ 17, «Быстрые минорные гаммы»
№ 18, «Мягкий удар и спокойная кисть при перекрещивании рук»
№ 19, «Растяжение при спокойной кисти»
№ 20, «Двойные октавы»
№ 21, «Одинаковое движение»
№ 22, «Упражнение на трель»
№ 23, «Легкий удар левой руки»
№ 24, «Первый палец на черной клавише при совершенно спокойной кисти»
№ 25, «Быстрота и отчетливость
№ 26, «Наибольшая скорость в аккордовых пассажах»
№ 27, «Независимость пальцев»
№ 28, «Спокойная кисть при большой подвижности пальцев»
№ 29, «Упражнения на мордент для правой руки»
№ 30, «Развитие крепкого удара»
№ 31, «Упражнение на подкладывание первого пальца»
№ 32, «Одинаковый подъем пальцев»
№ 33, «Лёгкая кисть в скачках октавами»
№ 34, «Трель терциями»
№ 35, «Смена пальцев на одной клавише»
№ 36, «Лёгкая рука при подвижных пальцах»
№ 37, «Сильно и четко»
№ 38, «Соразмерное поднимание обеих рук»
№ 39, «Упражнение на терции»
№ 40, «Лёгкое стаккато в аккордах»
№ 41, «Подвижность пальцев левой руки»
№ 42, «Упражнение на двойной мордент»
№ 43, «Ловкость в подкладывании первого пальца»
№ 44, «Легчайший удар при наибольшей подвижности пальцев»
№ 45, «Связная мелодия в ломаных аккордах»
№ 46, «Блеск в ударе и движении»
№ 47, «Мягкий и четкий удар в ломаных аккордах»
№ 48, «Упражнение на трель»
№ 49, «Блеск в октавной игре»
№ 50, «Энергия в ударе и темпе»
«Новый этап в жанре этюда открыли 24 каприса Паганини они послужили основой для фортепианных транскрипций композиторов-романтиков Р.Шумана,Ф.Листа. С этого момента начинается расцвет жанра этюда в творчестве таких гениальных композиторов, как уже названных Ф. Листа и Р. Шумана , а также Фр. Шопена , Й. Брамса, Ф. Мендельсона-Бартольди»
Лист ФеренцЛист Ференц (1811—1886), венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог.
Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г., после этого Лист выступал редко.
Шопен ФридерикШопен Фридерик (Фредерик) Францишек (Франсуа) (1810— 1849), польский композитор и пианист.
Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано.
Пианист Войцех Живный (1756—1842), начал заниматься с 9-летним Шопеном. Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера. Шопен с успехом закончил лицей и Высшую школу музыки. Он работал в разных жанрах. Всего у него 27 этюдов.
"Расцвет русской фортепианной музыки 19-20 вв. ознаменован появлением этюдов Лядова, Аренского, Ляпунова, Рахманинова ("Этюды-картины"),Скрябина. 20 век в творчестве Прокофьева, Стравинского, Дебюсси, Мессиана, Шимановского демонстрирует новый подход к выразительным и техническим возможностям фортепиано. Создаются этюды для различных составов: "5 этюдов для фортепиано с оркестром" Д.Мийо "1920) "инструментальные этюды для оркестра "И.Стравинского , "Симфонические этюды для оркестра" Хенце , "6 этюдов для струнных инструментов и оркестра "Б.Чайковского"
Рахманинов Сергей
Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943), композитор, пианист и дирижёр.
Среди наивысших творческих достижений Рахманинова 4 концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром; 3 симфонии и Симфонические танцы; 24 прелюдии и 15 этюдов-картин для фортепиано.
«Иной думает, что видит картину, тогда как в действительности он слышит, ибо его художественное волнение проистекает от музыкального звучания или молчания, которое он ощущает изображенном…»
А.ШвейцерЭтюды в живописи
Этюдом в живописи называют эскиз произведения, выполненные с натуры. Рисунок должен быть точен по масштабу и пропорциям отдельных элементов, но без лишней детализации картины. Этюд выполняется на бумаге или непосредственно на холсте карандашом, углем или краской. К мастерам этюдной живописи можно отнести Левитана, Шишкина, Саврасова.
Упражнение, повышающее мастерство написания пейзажей, также называется этюдом. Этюдная живопись способствует развитию глазомера, придает твердость руке художника.
Этюды в театре
Похожее значение имеет слово «этюд» в театральной среде: оно представляет собой небольшую по объему постановку, в которой предполагается участие ограниченного количества актеров, и применяется для развития техники актерского исполнения. При этом этюд в театральной среде чаще всего включает в себя значительную часть, основанную на импровизации, что позволяет улучшить игру актеров.
Этюд в хореографии
Этюд в хореографии – это маленькое законченное произведение, которое по своему содержанию, по качеству приближается к самостоятельному сценическому номеру.
Этюд в хореографии имеет два вида:
1. Учебный этюд;
2. Танцевальный этюд.
Учебным этюдом называется этюд, в который включены движения, манера, характер той или иной народности. Изучаются те движения, которые потом будут включены в постановку.
Танцевальным этюдом называется маленькое танцевальное произведение, которое имеет законченную форму. В него включены лексика, композиционный рисунок.
Этюды бывают:
1) На развитие техники исполнения;
2) На композиционный рисунок;
3) На актёрское мастерство;
4) На пластику.
Этюды подразделяются на:
Орнаментальные (не имеющие содержания), включают в себя большое количество хореографического материала, который подаётся о простого к сложному.
Тематические (где заложена определённая тематика).
Этюд, как и любое хореографическое произведение имеет своё композиционное построение. Каждый этюд состоит из 4 частей:
Выход 2) Проходка 3) Коленце 4) Уход или финал
Этюды в литературе
В литературе этюд – это самостоятельное произведение небольшого размера, в котором писатель старается максимально правдиво передать свои эмоции, ощущения и впечатления от какого-либо предмета или события. Для написания этюда подбираются наиболее точные слова и выражения, чтобы читатель смог представить и прочувствовать увиденное автором
Понятие этюд также используется в литературной критике. Выразительный язык жанра позволяет сложить четкое представление о художественном произведении.
Этюды в шахматах
Еще одно распространенное значение этого слова связано с игрой в шахматы. В этой сфере применение этого термина также имеет оттенок, отражающий обучающий характер данного понятия. Так, словом «этюд» среди шахматистов принято обозначать специально составленную специалистом ситуацию на доске, которую обучающемуся необходимо решить в свою пользу либо добиться ничьей.
Заключение:
В 7 классе,на уроке музыки,мы затронули тему «Этюды» и мне захотелось размышлять дальше. Благодаря этому проекту я узнала больше, чем дает нам школьная программа. Мне было очень интересно работать над этой темой.Я расширила свои знания во многих видах искусства и поняла, что этюд имеет большое значение не только в музыке, но и в шахматах,хореографии,литературе,живописи,театре. Мне хочется расширить свое мировозрение и акультеризовать нашу школу. Начиная с себя,и люди поймут,что искусство-это не нудное повествование,а целый красочный мир.