Формировании познавательных универсальных учебных действий при работе с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе.


Статья
Тема: "Формировании познавательных универсальных учебных действий при работе с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе."
Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть.
Из четырех блоков основных видов универсальных учебных действий остановимся на познавательных универсальных действиях, так как именно на уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задачи.
При формировании познавательных универсальных учебных действий при работе с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе, учитель ставит цель по формированию познавательных универсальных учебных действий посредством организации работы с текстом. Поэтому моя задача - определить алгоритм работы над текстовой задачей. Эта работа происходит в несколько этапов.
Фрагмент мастер-класса по теме: «Формировании познавательных универсальных учебных действий при работе с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе.

1 этап.
Подобрать операционный состав к умению анализировать задачу:
1 Проводить первичный анализ текста (представление заданной ситуации, выделение условия и требования, спорных слов).
Выделить известные, неизвестные, искомые величины.
Устанавливать связи между данными и искомыми величинами.
Конструировать модели задачной ситуации (предметные, схематические, графические) и соотносить элементы задачи с элементами модели.
Устанавливать полноту данных задачи (достаточность, недостаточность, избыточность).
Узнавать типы задач.
Подобрать операционный состав к умению проводить поиск плана решения задачи:
2. Раскладывать составную задачу на простые.
Переводить зависимость данных и искомых величин на математический язык.
Выбирать рациональные способы решения задач.
Проводить рассуждения аналитическим и синтетическим способом.
Активизировать необходимые для решения задач теоретические знания
Подобрать операционный состав к умению реализовать найденный план решения:
3. Определить адекватность построенной математической модели исходной задаче.
Рационально выбирать математические связи между величинами.
Устанавливать соответствия промежуточных и конечного результатов.
Оформлять решение.
Подобрать операционный состав к умению осуществлять контроль и коррекцию решения задачи.
4. Определять соответствие полученных результатов исходной задаче.
Выполнять проверку решения разными способами.
Находить другие способы решения задачи.
Оценивать полученные при решении результаты.
Обобщать результаты решения.
2 этап
На данном этапе предлагается задание решить определённые задачи, выявить особенности текстовых математических задач и закончить предложение: «Задача состоит из …»
Лист с заданиями:
1 задание: Выберите из предложенных заданий текстовые задачи. Обоснуйте свой выбор.
Два кольца, два конца. Посредине гвоздик. Что это?
Решить уравнение: х-5=-50
Мама пошла в магазин и купила 1 кг картофеля , 2 кг моркови, 1 кг репчатого лука. Все овощи она отнесла домой.
За 5 л. молока заплатили 55 руб. Сколько стоят 8 л.молока?
Сколько ткани потребуется, чтобы сшить 3 одинаковых детских платья , если на каждое расходуют 1,5 м ткани?
Рассмотри чертёж. Сколько на нём квадратов? Напиши. Сколько других фигур? Напиши. Сколько всего фигур? Выполни чертёж.
2 задание: Охарактеризуйте задачи, исходя из их структуры.
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух посёлков, расстояние между которыми 76 км. Они встретились через 2 ч, причём скорость одного из них больше скорости другого на 3 км.ч . Какова скорость каждого из велосипедистов?
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух посёлков, расстояние между которыми 76 км. Они встретились через 2 ч, причём скорость одного из них больше скорости другого на 3 км.∕ч. Найди скорость каждого из велосипедистов?
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух посёлков, расстояние между которыми 76 км. Через 2 ч они встретились. Какова скорость каждого из них,если известно, что скорость одного на 3 км.∕ч меньше скорости другого?
Вывод:
Задача состоит из условия и требования (вопроса). В условии задач содержатся сведения о величинах известных и неизвестных, указываются связи и отношения между ними. В требовании содержится указание того, что нужно найти.
Есть задачи с чётким условием и вопросом, есть задачи в которых вместо вопроса сформулировано задание в форме повелительного наклонения и такие, где в вопросе часть условия.
3 этап
Необходимо определить последовательность этапов решения задачи, расставив в таблице соответствующие порядковые номера.
4 этап
Надо составить краткий план решения задач, т.е.доработать алгоритм решения текстовых математических задач , составленный на 3 этапе.
Алгоритм решения текстовых математических задач.
1. Прочитай задачу, представь то, о чём говорится в задаче.
2. Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертёж или схем.
3. Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.
4. Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, чем данные числа, и т.д.)
5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи.
6. Выполни решение.
7. Проверь ответ и ответь на вопрос задачи.
8. Подумай: можно ли решить задачу другим способом?
9. Подумай: при каких условиях число в ответе задачи получилось бы больше? Меньше?
Таким образом, в учебной и во внеучебной деятельности происходит постепенное формирование познавательных универсальных учебных действий, способствующих развитию широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач, развитию познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве) у учащихся начальной школы с первого класса.
Литература:
1. Н.Г. Калашникова . Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков. -Волгоград: Учитель, 2013г.
2. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
4. Ю.В. Михеева Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3).
.