Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры
Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры
Отличительной особенностью нового федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "метапредметные действия". Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:
Я стараюсь на уроке развивать:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре я считаю развитие следующих умений:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Сложность формирования УУД на уроках физкультуры заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физкультуры решали узкопредметные задачи, необходимо выявить методы и приемы, при помощи которых можно формировать одновременно УУД и обеспечивать предметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре. Основой такой методики должны стать следующие принципы:
1). Задания должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.
2). Приоритет самостоятельности учащихся. Там, где это возможно и безопасно необходимо дать ученикам действовать самостоятельно; так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
3). Формирование УУД необходимо осуществлять системно, на всех этапах обучения двигательному действию. На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению цели, то есть предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие). На этапе углубленного изучения возможна организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования необходимо выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; отработка упражнения в различных условиях и ситуациях.
4). Использование проблемного диалога. В учебниках «Физическая культура» этот принцип поддерживается специальным методическим аппаратом. Начиная с 2-3 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
5). Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни). Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.
В своей практике на уроках физической культуры в начальных классах часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.
Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается
Задания стараюсь выбирать соответствующие возрасту детей и программе. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.
Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)
В заключении хочется сказать, что любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической культуры, должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.