Формирование коммуникативных УУД обучающихся средствами игровой деятельности
Формирование коммуникативных УУД обучающихся
средствами игровой деятельности.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.
А. ДистервегВ настоящее время произошли изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Целью образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЙСТВИЙ
Коммуникация как взаимодействие коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности
Коммуникация как
кооперация содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели
Коммуникация как интериоризациякоммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии
Существует великое многообразие различных форм и видов работы по формированию коммуникативных УУД. Вот только некоторые из них:
игры
работа в парах
групповая работа.
Групповая работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности:
1) Дети распределяют роли.
2) Определяют функции каждого члена группы.
3) Планируют деятельность.
На самых первых этапах групповой работы разрабатываются правила.
Работать должен каждый на общий результат.
В группе должен быть ответственный.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Любое мнение обсуждается, но не осуждается.
Один говорит, другие слушают.
Если не понял, переспроси.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий является использование различных игр и упражнений.