Программа работы изостудии вДОУ
.
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №29
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Директор БМАОУ СОШ№29
Протокол №_____ ___________Л.Е.Рожкова«____»___________2015г. «______»____________2015г.
ПРОГРАММА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗОСТУДИИ
для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Мы знаем, что все дети от природы изначально талантливы. Поэтому очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни. А рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественная, продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.
Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала у современных детей, этого недостаточно для развития творческих способностей детей.
Программа «Веселая палитра» позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей.
И так как есть социальный заказ со стороны родителей, уровень развития и способности детей, возможности МДОУ в предоставлении условий для реализации данной программы, все это делает ее достаточно актуальной и педагогически целесообразной.
Программа занятий по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста в изостудии «Радуга» основана на программе Е.Никитиной «Веселая палитра», с использованием различных техник (рисование на мокрой бумаге, монотипия, граттаж, рисунки из ладошки, пластилинография и др). Программа несет в себе художественную и творческую направленность.
Она реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности как в совместной деятельности педагога и ребенка, так и в его самостоятельной творческой деятельности. Программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями и направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. В рамках изостудии дети неограниченны в возможностях выражать свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изобразительной деятельности. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Программа рассчитана на 1 год и предусматривает обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю по 25-30минут. Все задания объединены по темам и даются в определенной последовательности от простого к сложному, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в рисовании.
Нетрадиционные техники, используемые в работе: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, монотипия предметная, пластилинографияи др. позволяют делать процесс выполнения работы интересным, увлекательным и творческим. Данные технологии:
позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изобразительной деятельности;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель программы:
Формировать у детей умение находить новые способы для художественного изображения; развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
В связи с этим ставятся следующие задачи :- создание условий для свободного экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами, изобразительными средствами.
-знакомство детей с нетрадиционными художественными техниками, а также учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе.
- развитие фантазии, творческого воображения, веры в свои силы.
Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в рисовании.
Ожидаемый результат работы изостудии:
овладение детьми новыми способами художественного отображения восприятия окружающей действительности, фантазий ребенка;
оказание помощи детям в подготовке их проектов и творческих работ к участию в окружных, городских конкурсах, оформление досугов и праздников в детском саду;
организация ежемесячных выставок детских работ в группах и ДОУ, привлечение детей к активному участию в выставках и творческих конкурсах;
Формы подведения итогов реализации педагогической технологии:
участие в подготовке праздников;
выставки;
участие в творческих конкурсах
Учебно-тематический план
№п.пТема занятий Способ изображения Программное содержание Оборудование
СЕНТЯБРЬ
1. Краски лета Рисование Выявлении уровня владения инструментами,уровная графических навыков Белый лист А4, гуашь, кисти, салфетки, палитры, вода ,цветные крандаши.
2. Цвета радуги
Рисование гуашью Познакомить детей с цветами радуги и научить разному нажиму на карандаш, развивать цветовое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. Создать у детей радостное настроение Белый лист А4, гуашь, кисти, салфетки, палитры, вода
3. Ромашки
Простой карандаш + ластик
Отрабатывать прием рисования Бумага А 4 иллюстрации с изображением ромашек, ластик, салфетки
4. Улитка на грибе Воск. мелки + акварель Отрабатывать прием рисования Бумага А 4 Воск. мелки + акварель
ОКТЯБРЬ
5. Лесные тропинки Обводя ладошку, карандашами, фломастерами. Показать детям, как можно нарисовать лес по контуру ладошки. Воспитывать интерес к живой природе и желание рисовать необычным способом. Лист бумаги А-4, цветные карандаши, радужный круг
6. Радужная рыбка
Цветные карандаши. Печать листьями Формировать эстетическое отношение к реальным предметам и их изображению разными техниками Лист А-4темно голубого цвета, пастель, салфетки, эскизы.
7. Открытка к Дню дошкольного работника. Рисование основными цветами, декорирование. Показать способ тонирования листа, способы декорирования. Белый лист А4, гуашь, кисти, салфетки, палитры, вода,карандаши8. Падают,падают листья Рисование осеннего дерева теплыми цветами. Учить смешивать краски на палитре.подбирать теплые тона.
Лист А-4, палитра. Гуашь, кисти.
НОЯБРЬ
1. Тепло – холодно. Букет астр
Прием примакиванияПознакомить детей с теплыми и холодными цветами Листы бумаги А-4, акварель, кисти, Цветовой круг.
2. Букет осени
Восковые мелки, акварель Отрабатывать прием рисования. Бумага А-4, восковые мелки, акварель, кисть № 11, палитра, осенний натюрморт: букет из листьев клена, материал теплого золотистого цвета.
3. Лес, точно терем расписной Рисование мазками
Продолжить знакомить детей с особенностями цвета, со свойствами гуашевых красок, напомнить детям, что осенний пейзаж можно изобразить с помощью 3 основных цветов: красного, желтого, синего Белый лист А4, гуашь, кисти, салфетки, палитры, вода
4. Первый снег
Оттиск пенопластом
Учить рисовать деревья без листьев в технике пастель, закрепить умение изображать снег, растирая пальчиком. Развивать чувство композиции Лист полукартона, свеча+ жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы, иллюстрации.
ДЕКАБРЬ
1. Красно солнышко Рисование сказочного солнышка. Показать различные способы изображения лучей. Передача настроения. Белый лист А4, гуашь, кисти, салфетки, палитры, вода
2. Натюрморт
Пастель
Развивать чувство композиции, упражнять в тонировании листа. Бумага А-4, пенопласт, тарелочки для краски,
альбомный лист, подстриженная кисть, гуашь, иллюстрации.
3. Рисуем небо Акварель Учить рисовать осеннее небо в технике акварель Бумага А-4,палитра, акварель.
4. Рисуем море. Акварель Учить рисовать море в технике акварель Бумага А-4,палитра, акварель.
ЯНВАРЬ 1. Нарядная елка
Акварель и восковые мелки Познакомить детей с связью цвета и времени года. Продолжать обучение технике рисования восковыми мелками и акварелью Белый лист А4, гуашь, кисти, салфетки, палитры, вода,восковые мелки
2. Мой дом
Тычками Учить детей составлять из объемного материала композицию городского пейзажа. Картон А-4, иллюстрации с изображением домов, деревьев, пластилин, стеки, салфетки
3. Как прекрасен этот мир Закрепить приемы рисования красками и кистью, вырезывания изображения ножницами. Развивать интерес к изодеятельности. ФЕВРАЛЬ
1. Совушка - сова
Техника работы пастелью Применение навыков рисования птицы. Лист А-4, палитра. Гуашь, кисти.
2. Кто рисует на окне Рисование узора белой краской на тонированной бумаге. Знакомить детей с новой техникой, рассмотреть вологодские кружева. Тониованная бумага, белая гуашь.
3. Зимушка-зима Рисование на мокрой бумаге Развивать фантазию и воображение. Совершенствовать технику рисования гуашью Лист бумаги А-4,акварель, палитра, вода,салфетки4. Открытка папе Тычками Развивать фантазию и воображение. Совершенствовать технику рисования гуашью, заполнить изображением весь контур рисунка, пользоваться тычками разного диаметра. Лист бумаги А-4,акварель, палитра, вода,салфетки.
Цветные карандаши
МАРТ
1. Открытка для мамы
Оттиск ладоней
Пальчики - палитра
Развивать фантазию и воображение. Совершенствовать технику рисования гуашью, заполнить изображением весь контур рисунка, пользоваться тычками разного диаметра. Лист бумаги А-4,акварель, палитра, вода,салфетки Восковые мелки.
2. Превращение кляксы Кляксография Знакомство с необычной тематикой-использование соломинки и акварели. Бумага, соломински, акварель.
3. Птица мечты
Обрисовывание ножниц
Закрепить умение располагать изображение в центре листа, дополнять рисунок фоном.
Учить детей использовать знакомые формы в новом содержании. Развивать пространственное мышление, фантазию, воображение. Лист бумаги А-4,ножницы, фломастеры, карандаши, восковые мелки.
4. Весна
Рисование на мятой бумаге
Познакомить детей с техникой рисования на мятой бумаге, , дать представление фантазию, творчество детей.
Лист бумаги А-4,акварель, палитра, вода,салфетки.
Цветные карандаши
АПРЕЛЬ
1. Цветочный хоровод Коллективная работа
Рисование под музыку П..Чайковского Закрепить умение располагать изображение в центре листа, дополнять рисунок фоном.
Учить детей использовать знакомые формы в новом содержании. Развивать пространственное мышление, фантазию, воображение. Лист бумаги А-4,акварель, палитра, вода,салфетки.
Цветные карандаши,
гуашь, восковые мелки.
2. Земля-наш общий дом. Рисование + аппликация
коллаж Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, способы.
3. Что за чудо эти сказки Пятно, штрих, линия Продолжать учить использовать выразительные средства графики Гуашь, палитра, соломинка.
4. ОсьминожкиРисование ладошками Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Лист бумаги А-4,акварель, палитра, вода,салфетки,карандаши ,фломастеры
МАЙ 1. Веселый Первомай Коллаж. Рисование , Рисование впечатлений о празднике, вырезывание, составление общей композиции. Ватман, гуаь, фломастеры, восковые мелки, ножницы.
2. Веселый лужок Рисование на мокрой бумаге Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Лист бумаги А-4,акварель, палитра, вода,салфетки3. Бабочка-красавица Монотипия. Прорисовка мелких деталей украшения наряда бабочки. Декоративное рисование.
Лист бумаги, кисти, палитра, гуашь.
4. Фантастический транспорт Составление рисунка по эскизам дополнительных деталей. Закреплять полученные навыки использования приемов кистевой росписи деталей. Развивать творческое воображение. Лист бумаги А-4,акварель, палитра, вода,салфетки.
Цветные карандаши
Выставка рисунков «Спасибо тем, кто подарил нам мир» Коллективная работа ИТОГО: 36
Рекомендуемая литература:
1. Т. С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -2 издание испр. и доп. – Мозайка-Синтез, 2008. -160.:цв. вкл.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
3. Урунтаева Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М. : ACADEMIA, - 1999. – 96с.
4. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.