Программа клуба молодого избирателя Гражданская позиция
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47» Г.БЕЛГОРОДА
«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ СОШ 47 г.Белгорода
_________ Г.А. Анохина
от «____» ______2016 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ 47 г.Белгорода
__________Н.Ф.Маховицкая
Пр.от «___» _____ 2016 г. №____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
клуба молодого избирателя «Гражданская позиция».
Срок реализации – 2 год
Возраст обучающихся –14-16 лет
учитель истории
Грушихина Ольга Юрьевна.
Белгород2016
Дополнительная общеобразовательная программа клуба молодого избирателя «Гражданская позиция»:
вид: авторская
тип: общеразвивающая
направленность: социально-педагогическая
Автор: учитель истории
Грушихина Ольга Юрьевна.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» г.Белгорода
от «31» августа 2016 г., протокол № 1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение 4
2. Пояснительная записка 5
3. Учебный план 11
4. Учебно - тематический план 1 года обучения 12
5. Содержание программы 1 года обучения 13
6. Учебно - тематический план 2 года обучения 17
7. Содержание программы 2 года обучения 18
8. Методическое обеспечение 21
9. Список литературы 28
Введение.
Современное общественное развитие остро поставило задачу повышения правовой культуры молодых избирателей и активности их участия в выборах. Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека. Для того чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания, а не только включались в существующие формы руководства - исполнения, мы решили организовать в нашей школе Клуб молодых избирателей «Гражданская позиция». Именно в нем ребята приобретают опыт демократических отношений, гражданского и личного самоопределения. Нам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. На воспитание активной гражданской позиции у молодежи и позитивного отношения к участию в выборах различного уровня и рассчитана наша программа.
В процессе освоения ими материала кружка «Гражданская позиция » учащиеся смогут лучше понять, что избирательное право граждан, данное конституционное положение - живая норма жизни в современном российском обществе, реализующая в праве избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления в ходе свободных, демократических выборов.
Пояснительная записка
Цель программы: способствовать повышению активности и заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ.
Задачи программы:
обучающие:
познакомить учащихся с основами избирательного права, основными понятиями и терминами по этой теме
сформировать новые знания в правовой области
научить быть правильным и толковым избирателем ,ведь именно от молодого поколения зависит будущее РФ
формировать у учащихся правосознание и правовую культуру, понимание того, что от их выбора зависит будущее всего народа
развивающие:
развивать правовые особенности учащихся
сформировать интерес молодого избирателя к общественно - политическим событиям России
показать на практике избирательный процесс и развить в ходе него умение учащихся анализировать программы кандидатов и выбрать достойного из них.
развитие лидерских качеств, ликвидация правового нигилизма, избирательной пассивности молодежи.
воспитательные:
воспитание правовой культуры и активной гражданской позиции;
воспитание гражданского, ответственного отношения к выборам;
Дополнительная общеразвивающая модифицированная программа клуба молодого избирателя «Гражданская позиция» составлена на основе программы элективного курса «Введение в избирательное право» разработанного творческой группой в составе Е.А. Николаенко, С.П. Сергеевой, Д.Р. Уткиной.
Программа направлена на углубление знаний учащихся 9-11- х классов по обществознанию и праву. Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень знаний по обществознанию, программа курса формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей действий бытового, потребительского, поведенческого, профессионального и научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса.
Новизна программы:
Кроме социальной значимости, данный курс построен полностью на проблемно – деятельностной технологии и проектным формам работы. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, технология «дебаты», круглые, дискуссионные столы с использованием различных источников информации, активного включения учащихся в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов. Значительное место в программе отводится игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в применение знаний учащихся в правовом аспекте на практике, умение работать с нормативно-правовой базой РФ, правильно трактовать законы и обосновывать тот или иной ответ. Формирование образованного в правовом аспекте гражданина и патриота своей страны.
Отличительные особенности программы: программа для организации кружковой деятельности расширяет и углубляет программу по праву и по обществознанию, служит основой для углубленного изучения избирательного законодательства РФ.
Программа основывается на следующих принципах:
учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при изучении правовой информации, а также при активизации познавательной деятельности подростка по осмыслению своей будущей гражданской позиции;
доступности знаний для учащихся при рассмотрении правовой информации по избирательному праву, избирательному процессу, особенностям деятельности органов самоуправления; осознания необходимости собственного выбора и принятия решений;
сознательности и активности при вовлечении учащихся в поиск информации, через использование дискуссий, деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по избирательному праву, различных виды индивидуальной, парной, групповой работы
развивающий и воспитывающий характер обучения; оценивание работы учащихся не должно сводиться к воспроизведению той или иной информации, а включать участие в работе группы, способность найти и представить различные данные, аргументировать свою точку зрения.
здоровьесберегающего характер обучения при работе учитывать сложность материала, качество наглядных пособий и физиологические особенности учащихся данного возраста.
уважение личности ребенка в ходе изучение материала вовлечение учащихся в учебный процесс на равных позициях с учителем, содействовать выражению личных взглядов и позиций учащихся.
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
Планируемы результаты освоения учащимися содержания общеобразовательной программы
Личностные:
В результате освоения программы обучающийся будет способен:
испытывать гордость за свою Родину
в правовой сфере осознавать мотивы образовательной деятельности определять ее цели и задачи
уметь характеризовать правовую систему РФ
находить решения ответов на сложные вопросы в нормативных документах
Метапредметные результаты:
В результате освоения программы обучающихся будет способен :
ориентироваться в содержание основных нормативно-правовых документах
при помощи педагога извлекать нужную информацию из правовых источников
выполнять задания по инструкциям педагога руководить группой при решение групповых заданий участвовать в групповых работах
уметь правильно и четко подавать информацию
выполнять возложенные должностные обязанности
планировать время для выполнения своего задания
выбирать свою позицию и правильно ее обосновывать
Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающийся будет знать:
место и роль избирательного права в современном гражданском обществе
об особенностях правовых документов РФ
особенности проектной деятельности
значение терминов, понятий ,используемых при работе над проект
Проверка результатов обучения – оценка по итогам курса складывается из следующих результатов:
активная работа на занятиях;
участие в школьных, муниципальных региональных мероприятиях, конкурсах по избирательному праву и т.д.;
решение практических учебных задач;
успешное выполнение итогового тестирования.
Срок реализации программы: 2 года
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы: 14-17 лет
Режим занятий: Занятия проводятся раз в неделю, по 2 часа, всего 72 часа в год.
Учебный план.
№ п/п Разделы и темы занятий Количество часов
1 год 2 год
1 Вводные занятия. 5 2
2 Общие вопросы избирательного права 8 8
3 Субъекты избирательного права 25 28
4 Стадии избирательного процесса 18 16
5 Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» 8 10
6 Зачетные занятия 6 6
7 Резерв 2 2
всего 72 72
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п Разделы и темы занятий Всего В том числе
теория практика
1 Вводные занятия. 5 4 1
1.1 Вводное занятие. Знакомство с учебным курсом. 1 1 1.2 История зарождения избирательного права. Политическая жизнь в Афинах. 1 1 1.3 Система государственного управления в Древнем Риме. 1 1 1.4 История избирательного права на Руси, от вече до Государственной Думы. 1 1 1.5 Конференция: «История зарождения избирательного права» 1 1
2 Общие вопросы избирательного права 8 5 3
2.1 Народовластие и его формы. 1 1 2.2 Политическая власть. 1 1 2.3 -2.4 Понятие демократии. 2 1 1
2.5-2.6 Понятие демократической политической системы общества. 2 1 1
2.7-2.8 Современная политическая система. 2 1 1
3 Субъекты избирательного права 25 14 11
3.1-2 Субъекты РФ и их функции. 2 1 1
3.3-4 Разделение властей и условия их взаимодействий. 2 1 1
3.5-6 Органы власти РФ 2 1 1
3.7 Президент РФ 1 1 3.8-9 Федеральное Собрание РФ 2 1 1
3.10-11 Совет Федерации России 2 1 1
3.12-13 Государственная Дума. 2 1 1
3.14-15 Правительство РФ 2 1 1
3.16-17 Местные органы самоуправления. 2 1 1
3.18-19 Конференция: «Основы политической системы РФ» 2 2
3.20 Избирательное право: понятие, предмет, источники. 1 1 3.21-22 Современные избирательные системы 2 1 1
3.23 Особенности избирательной системы современной России. 1 1 3.24 Субъекты избирательных правоотношений. 1 1 3.25 Избирательные права граждан: понятия и принципы реализации. 1 1 4 Стадии избирательного процесса 18 12 6
4.1-2 Что такое выборы. 2 2 4.3-4 Избирательный процесс. 2 1 1
4.5-6 Центральная избирательная комиссия. 2 2 4.7-8 Избирательные комиссии разных уровней. 2 1 1
4.9 Референдум. 1 1 4.10-11 Выборы президента Р.Ф. 2 1 1
4.12 Выборы депутатов Государственной Думы. 1 1 4.13 Формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 1 1 4.14-15 Выборы в органы власти субъектов Р.Ф. 2 1 1
4.16 Выборы в органы местного самоуправления. 1 1 4.17-18 Викторина: «Эксперт по выборам» 2 2
5 Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» 8 5 3
5.1-2 Избирательный кодекс Белгородской области. 2 1 1
5.3-5 Защита избирательных прав граждан. 3 2 1
5.6-8 Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав граждан. 3 2 1
6 Зачетные занятия 6 6
6.1-6.2 Конференция «Особенности избирательного кодекса» 2 2
6.3-6.4 Я – будущий избиратель. 2 2
6.5-6.6 «Мы – граждане России». 2 2
резерв 2 Содержание первого года обучения
1. Вводные занятия.
1.1 Вводное занятие. Знакомство с учебным курсом.
Форма проведения занятия: лекция.
Методы и приемы: рассказ, анализ.
Дидактический материал: исторические источники выдержки учений римских просветителей.
1.2 История зарождения избирательного права. Политическая жизнь в Афинах.
Форма проведения занятия: лекция.
Методы и приемы: рассказ, анализ.
Дидактический материал: выдержки из учений древнегреческих мыслителей.
1.3 Система государственного управления в Древнем Риме.
Форма проведения занятия: лекция.
Методы и приемы: рассказ, анализ.
Дидактический материал: схемы системы управления в Древнем Риме.
1.4История избирательного права на Руси, от вече до Государственной Думы.
Форма проведения занятия: лекция.
Методы и приемы: рассказ, анализ исторического источника.
Дидактический материал: фото заседания первой государственной думы.
1.5Конференция: «История зарождения избирательного права»
Форма проведения занятия: практическое, семинар.
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: печатные материалы
2 Общие вопросы избирательного права.
2.1 Народовластие и его формы.
Форма проведения занятия: лекции.
Методы и приемы: анализ, беседа, сравнения.
Дидактический материал: Закон о выборах РФ
2.2 Политическая власть.
Форма проведения занятия: практическое, семинар.
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал:
2.3 Понятие демократии.
Форма проведения занятия: лекция и практическое занятия.
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала, сравнения разных форм политического режима..
Дидактический материал: схемы политических режимов.
2.4 Понятие демократической политической системы общества.
Форма проведения занятия: практическое, семинар.
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал:
2.5 Современная политическая система.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: статьи о характеристики современных политических систем.
3 Субъекты избирательного права.
3.1 Субъекты РФ и их функции.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: Конституция Р.Ф
3.2 Разделение властей и условия их взаимодействий.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: Учения философов эпохи Просвещения. Схема структуры государственного устройства Р.Ф.
3.3 Органы власти РФ
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: Конституция Р.Ф.
3.4 Президент РФ
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Конституция Р.Ф. Закон РФ о президенте.
3.5 Федеральное Собрание РФ
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: беседа, анализ, работа с законом РФ о функциях Федерального Собрания РФ
Дидактический материал: Конституция РФ, Избирательный кодекс.
3.6 Совет Федерации России
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: Избирательный кодекс РФ и Конституция Р.Ф.
3.7 Государственная Дума.
Форма проведения занятия: лекция беседа.
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ и Конституция Р.Ф.
3.8 Правительство РФ
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: Избирательный кодекс РФ и Конституция Р.Ф.
3.9 Местные органы самоуправления.
Форма проведения занятия: лекция беседа.
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: Избирательный кодекс РФ и Конституция Р.Ф.
3.10 Конференция: «Основы политической системы РФ»
Форма проведения занятия: практическое занятие, семинар..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала, диспут.
Дидактический материал: Избирательный кодекс РФ и Конституция Р.Ф.
3.11 Избирательное право: понятие, предмет, источники.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: рассказ, обсуждение, дисскусия.
Дидактический материал
3.12 Современные избирательные системы
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал: схемы избирательных систем с карткой характеристикой.
3. 13 Особенности избирательной системы современной России.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал,: Избирательный кодекс РФ
3.14 Субъекты избирательных правоотношений.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материа: Избирательный кодекс РФ
3.15 Избирательные права граждан: понятия и принципы реализации.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф.
4. Стадии избирательного процесса
4.1 Что такое выборы.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
4.2 Избирательный процесс.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
4.3 Центральная избирательная комиссия.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и экскурсия(виртуальная)
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
4.4 Избирательные комиссии разных уровней.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения. экскурсия в ТИК
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
4.5 Референдум.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, Конституция Р.Ф, видеоматериалы.
4.6 Выборы президента Р.Ф.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, Конституция Р.Ф, Закон о выборах Президента Р.Ф.
4.7 Выборы депутатов Государственной Думы.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
4.8 Формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
4.9 Выборы в органы власти субъектов Р.Ф.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
4.10 Выборы в органы местного самоуправления.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждение, посещение приемной депутата.
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
4.11 Викторина: «Эксперт по выборам»
Форма проведения занятия: практическое, игра
Методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение полученного материала и применение на практике.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, Конституция Р.Ф
5 Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права
5.1 Избирательный кодекс Белгородской области.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: рассказ, обсуждение, анализ, сравнение.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, Конституция Р.Ф, Избирательный кодекс РФ.
5.2 Защита избирательных прав граждан.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: рассказ, беседа, анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
5.3 Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Форма проведения занятия: лекция с элементами обсуждения..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
5.4 Конференция «Особенности избирательного кодекса»
Форма проведения занятия: семинар-практикум..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала, сравнение, организации выводов..
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
6. Зачетные занятия
6.1 Я – будущий избиратель.
Форма проведения занятия: семинар-практикум..
Методы и приемы: анализ, обобщение полученного материала, сравнение, организации выводов, защита проекта.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
6.2 «Мы – граждане России».
Форма проведения занятия: конференция.
Методы и приемы: дискуссия, публичное выступление.
Дидактический материал Избирательный кодекс РФ, /Конституция Р.Ф
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п Разделы и темы занятий Всего В том числе
теория практика
1 Вводные занятия. 2 2 1.1 Содержание учебного курса. 1 1 1.2 Истоки Российского парламентаризма. 1 1 2 Общие вопросы избирательного права 8 5 3
2.1 Народ источник власти. 1 1 2.2 Основы конституционного строя России 2 1 1
2.3 -2.4 Основные принципы избирательного права. 2 1 1
2.5-2.6 Понятие избирательной системы. 3 2 1
3 Субъекты избирательного права 28 17 11
3.1-3 Категории избирателей и их права 3 2 1
3.4-6 Процесс формирования избирательных списков. 3 2 1
3.7-9 Политические партии – понятия и требования. 3 2 1
3.10-12 Права и обязанности кандидата на выборную государственную должность. 3 2 1
3.13-15 Избирательная комиссия: функции, полномочия. 3 2 1
3.16-18 Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней. 3 2 1
3.19-21 Институт наблюдателей. 3 2 1
3.22-24 Уполномоченные представители и доверенные лица. 3 2 1
3.25-28 СМИ как субъект избирательного права. 4 1 3
4 Стадии избирательного процесса 16 9 7
4.1-2 Процедура назначения выборов. 2 2 4.3-4 Информирование избирателей 2 1 1
4.5-6 Выдвижение кандидатов. 2 1 1
4.7-8 Выдвижение федеральных списков кандидатов политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 2 1 1
4.9-10 Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ. 2 1 1
4.11-12 Агитация 2 1 1
4.13-14 Голосование. 2 1 1
4.15-16 Подсчет голосов избирателей (участников референдума) и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией 2 1 1
5 Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» 10 4 6
5.1-5.4 Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права 4 2 2
5.5-5.7 Административная ответственность за нарушение норм избирательного права 3 1 2
5.8-5.10 Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права 3 1 2
6 Зачетные занятия 6 6
6.1-6.4 Викторина: «У нас выборы» 4 4
6.5-6.6 Итоговое тестирование. 2 2
резерв 2 Содержание второго года обучения.
Вводные занятия. (2 ч)
Содержание учебного курса.
Знакомство учащихся со структурой элективного курса, литературой по теме. Определение тем опережающих творческих заданий.
Истоки Российского парламентаризма.
Основные страницы развития избирательного права в России. Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси. Зе́мский Собо́р на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Городская дума –распорядительный орган городского управления в России. Государственная дума как представительное учреждение введена согласно Манифесту Императора Николая Второго. Учредительное собрание – представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России в 1917 году.
Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (8 ч)
Народ источник власти.
Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в России. Основы конституционного строя в России.
Основы конституционного строя России.
Основные положения К РФ о правах и свободах граждан, структура государственных органов, Основные их функции и полномочия. Способы формирования органов федеральной и местной власти.
Основные принципы избирательного права.
Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.
Понятие избирательной системы.
Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Раздел 2. Субъекты избирательного права (28 ч)
Категории избирателей и их права.
Носители избирательного права. Избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Избиратели-военнослужащие, члены их семей и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинской части. Избиратели, проживающие за пределами РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках. Лица, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей.
Процесс формирования избирательных списков.
Составление списков избирателей, участников референдума. Сведения об избирателях. Включение граждан в списки избирателей. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
Политические партии – понятия и требования.
Политическая партия – основной субъект пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Понятие политической партии. Требования к политической партии, предъявляемые законом (основы правового статуса). Устав партии.
Права и обязанности кандидата на выборную государственную должность.
Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Кандидат на пост Президента РФ. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности кандидатов; гарантии деятельности кандидата. Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права.
Избирательная комиссия: функции, полномочия.
Принципы деятельности избирательных комиссий: независимость, гласность, сменяемость, соподчинение, коллегиальность. Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса: назначение, объем и прекращение полномочий. Расформирование комиссий.
Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней.
Система избирательных комиссий. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней. Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы».
Институт наблюдателей.
Кто может осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссий по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов или референдума. Права и обязанности наблюдателей.
Уполномоченные представители и доверенные лица.
Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений. Доверенные лица политических партий. Доверенные лица кандидатов на пост Президента РФ. Статус доверенных лиц: назначение, гарантии деятельности, прекращение полномочий.
СМИ как субъект избирательного права.
Понятие СМИ; государственные, муниципальные и негосударственные СМИ. Права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. (бесплатное и платное эфирное время; бесплатная и платная печатная площадь).
Раздел 3. Стадии избирательного процесса (16 ч)
Процедура назначения выборов.
Инициатива проведения и назначение референдума. Субъекты принятия решений. Сроки принятия решений. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ.
Информирование избирателей.
Информирование избирателей: субъекты информирования, содержание информационных материалов.
Выдвижение кандидатов.
Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов. Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением.
Выдвижение федеральных списков кандидатов политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Сбор подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов политической партии: количество подписей, необходимых для регистрации; период сбора подписей, место сбора подписей, запреты при сборе подписей. Проверка подписей избирателей. Регистрация федерального списка кандидатов политической партии; основания для отказа регистрации федерального списка кандидатов политической партии.
Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ.
Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата политической партией, сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, количество подписей, необходимых для регистрации, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата на пост Президента РФ.
Агитация
Агитация: понятие, формы, методы, ограничения. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий.
Голосование.
Избирательный бюллетень: утверждение формы, текста и количества изготовления бюллетеней, защита от подделки, процедура передачи в нижестоящие избирательные комиссии. Информационные стенды в участковых избирательных комиссиях. Требования к помещению для голосования. Досрочное голосование. Время начала и окончания голосования.
Подсчет голосов избирателей (участников референдума) и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.
Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов. Определение результатов выборов (референдума): признание результатов выборов действительными, признание выборов (референдума) состоявшимися; признание результатов выборов недействительными; признание выборов (референдума) несостоявшимися. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов (референдума).
Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (10 ч)
Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права.
Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума.
Административная ответственность за нарушение норм избирательного права.
Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений.
Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права.
Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.
Зачетные занятия (6 часов)
Викторина: «У нас выборы»
Инсценировка процесса голосования и выборов участковой избирательной комиссией с соблюдением всех требований.
Итоговое тестирование.
Написание тестовой работы составленной на основе олимпиадных заданий с учетом пройденного материала.
Резерв .
Подведение итогов работы учащихся в рамках элективного курса за учебный год: активность на занятиях, участие в школьных, муниципальных, областных олимпиадах и конкурсах по избирательному праву
Методическое обеспечение программы.
Общие теоретические понятия :
Парламентаризм, избирательное право, конституционный строй, избирательная система, избирательные списки, политическая партия, избирательная комиссия, институт наблюдателей, уполномоченные представители, субъект избирательного права, списки кандидатов, Государственная Дума, Федеральное Собрание РФ, агитация, голосование, референдум, Административная ответственность, Конституционно-правовая ответственность, Уголовная ответственность, демократия., депутат, выборы.
Виды деятельности:
– учебно-воспитательная работа;
– методико-практические занятия;
– контрольные занятия;
– образовательно-воспитательные занятия
– введение игровых моментов в учебные занятия ( урок-путешествие, урок-викторина, урок– конференция);
Методы и формы работы
На занятиях используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- репродуктивный;
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- самостоятельной работы;
- контроль.
Типы занятий: вводное, изучение и первичное закрепление новых знаний, повторение и закрепление знаний и способов действия, обобщение и систематизация знаний, способов деятельности, проверка и оценка знаний и способов деятельности.
В ходе обучения используются следующие формы организации учебно-воспитательного процесса: групповая, индивидуальная.
Материально - техническое обеспечение программы:
Библиотека литературы по избирательному праву;
Конституция РФ;
Компьютер, проектор ;
Коллекция видеофильмов по избирательному праву;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендованной литературы для учителя.
1Конституция Российской Федерации.
2 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».- Москва. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 2005.
3 Граждановедение учебник под ред. - М., 2005.
4 Выборы президента, практические рекомендации. – М., 2003.
5 Правоведение журнал (2006, 2007 гг.)
6 Преподавание истории и обществознания в школе журнал для учителя 2006-2007г.
Материалы местной избирательной комиссии.
Список рекомендованной литературы для ученика.
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».- Москва. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 2005
Учебное пособие Избирательное право М:. 2000. Интернет ресурсы