«Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 –ых классах при введении ФГОС»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 –ых классах при введении ФГОС»
УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Если основная черта УУД – метапредметность, то их сформированность – это результат работы педагогов по всем предметам.
Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа» нашего предмета этого недостаточно. Необходимо повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных
Многие трудности, с которыми сталкнулась я, связаны именно с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями. В результате, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Функции универсальных учебных действий включают:
-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять двигательную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;
Существует достаточно большое количество видов УУД, и в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать их все. Поэтому определение структуры и содержание УУД, является творчеством самих педагогов.
Сложность в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, необходимо выявить такие методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД без ущерба для остальных задач урока физической культуры. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно)
Итак задачи моего выступления - познакомить с заданиями/упражнениями, помогающими формировать универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), на уроках физической культуры.
- познакомить с методами и приёмами, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-ых классов.
Различный программный материал по физической культуре имеет разный потенциал в формировании УУД.
Сформированность уровня универсальных учебных действий (УУД) у детей я рассматриваю по следующим показателям: -состояние здоровья детей ( от этого зависит физическая нагрузка, дозирование упражнений и т.д..
Большой воспитательный эффект на моём уроке дает максимальное включение в деятельность всех учащихся, в том числе и освобожденных врачом от занятий на данном уроке. Освобожденные учащиеся присутствуют на уроке, внимательно следят за тем, что выполняют их товарищи, слушают новый материал, помогают в судействе и проведении урока (собирают, раскладывают инвентарь, помогают в судействе или оценивании действий товарищей); - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке.
При планировании урока физической культуры учитываю цели школы: Учащийся должен:самостоятельно ставить цель и добиваться ее;самостоятельно добывать и применять знания,составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;задавать вопросы;ясно выражать свои мысли;заботиться о других, быть нравственным человеком;сохранять и укреплять свое здоровье. В основном, активность учащихся на уроке физической культуры зависит от учителя. Я стараюсь на всех уроках максимально повысить двигательную активность и эмоциональную наполненность урока.
На уроке физической культуры формирую следующие универсальные учебные действия:Коммуникативные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД,личностные УУД. Постараюсь раскрыть сущность каждого универсального действия.
Познавательные УУД. Познавательная активность учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по предмету. Интерес познавательной деятельности - мощный двигатель обучения и учения. От него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности. В практике осуществляется взаимосвязь познавательного интереса через организацию учебной деятельности учащихся.
При разработке урока появляется возможность поставить ученика в позицию активно мыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные задачи.
Например, при обучении низкому старту предложить деям следующее: Один ученик пусть выполнит бег из низкоко старта с дальнейшем ускорением по дистанции, а другой пусть выполнит ускорение из высокого старта., Далее в форме диалога анализируется выполнение задания: кто быстрее преодолел указанную дистанцию и почему. Таким образом, ученики подводятся к осознанию учебной задачи - овладеть низким стартом для успешного выполнения учебного норматива по скоростному бегу.
Другой пример, уточняются стартовые положения при проверке плотно ли упираются учащиеся в землю руками в положении «Внимание!», дается задание: «Сделать хлопок в ладони». Одни при этом теряют равновесие, другие остаются на ногах. Ученикам предлагается найти этому объяснение.
Тем самым изменяется механизм обучения, усилия занимающихся; их мысли направлены на процесс учения, учащиеся становятся активными участниками познавательной деятельности, а не исполнителями воли учителя.
На каждом уроке выделяется самое существенное в конкретном учебном материале. Я стараюсь научить учащихся выделять сначала «грубые» ошибки, определять пути их устранения, затем - менее существенные ошибки и детали техники: почему не получается, в чём ошибка. А как правильно? Учащиеся учатся сравнивать выполнение двигательного действия разными учениками (не ущемляя слабо подготовленных!)
Личностные УУД.
1) Осознание . Развитие рефлексивной самооценки действия за счёт:
- создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недалёком прошлом,просмотр общей успешности движения ; в контрольных упражнениях – анализируется уровень развития физических качеств, выявляются причины, ведущие к фактическому уровню, намечаются пути повышения физических кондиций и т.д. )
2)Осмысление
Создание на мотивационном этапе учебно-проблемной ситуации. Например: Придумать подводящие упражнения для ребёнка укоторого не получается метать теннисный мяч достаточно далеко.
3)Принятие жизненных ценностей.
Здоровье учащихся является приоритетным в работе учителя. Несмотря на приоритетность, вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Отмечается тенденция увеличения числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определенной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса - это физическая культура. Поэтому на каждом уроке я стараюсь использовать здоровьесберегающие технологии, уделять время на то чтобы донести до ученика важность и ценность его здоровья. Например: Освобождённому ребёнку я даю задание –составить ОРУ для укрепления мышц спины. В конце урока этот ребёнок показывает всем этот комплекс ОРУ, тем самым дети получают задание на дом –выполнить эти упражнения.
Коммуникативные УУД обеспечили учащимся возможность сотрудничества: слушать, слышать и понимать партнеров по команде, согласованно выполнять совместную деятельность (разминка в парах), распределять роли (выборы капитанов, расстановка игроков), вести дискуссию и договариваться. Организация самостоятельной речевой деятельности (конкурс капитанов). Находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами по команде во время соревновательной деятельности. Учащиеся осуществляют контроль – количество подтягиваний на перекладине, скорость выполнения упражнения на канате ит.д. (применяется форма самоконтроля, взаимоконтроля). По итогам урока проводится рефлексия, учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей в группе).
РегулятивныеУУД. В ходе подготовки учащиеся включаются в процесс конструирования урока, становятся его соавторами. Учащимся дается активная роль в уроке, я возлагаю на них вспомогательную (подготовка плакатов, схем, таблиц, карточек), а также умственную нагрузку. В практической деятельности учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой и индивидуальный методы). Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты на данном уроке характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляетсянапример, в процессе освоения передач мяча в движении в парах. Приобретенный опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности (развитие ловкости, прыгучести, выносливости), умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий (работа на щит при выполнении броска двумя руками с отскоком от щита), дети хорошо знают как обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
Метапредметные результатыНа уроке успешно решаются задачи творческого и поискового характера (например: Детям при выполнении задания нужно найти наиболее удачный способ метания малого мяча в горизонтальную цель, а так же выгодное исходное положение; Или например на уроке гимнастики группе девочек предлагаю составить комбинацию на бревне из ранее изученных упражнений, тем самым решая творческую задачу.
Личностные результаты.Эти качественные свойства на данном уроке формирую, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплением необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, передачи мяча и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях – выполнение передач мяча в парах на месте и в движении, умение максимально проявлять физические способности соревновательной деятельности при проведении эстафет,умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений – броски двумя руками от груди.На уроке я стараюсь формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; Для увеличения плотности урока иногда провожу урок по станциям. В этом случае дети делятся на подгруппы, выбирается капитан который контролирует правильное выполнение упражнений и он же может оценивать работу детей. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.