Сценарий внеурочного мероприятия К нам приходит Рождество

Методическая разработка внеурочного занятия по духовно-нравственному воспитанию средствами музейной педагогики

К нам приходит «Рождество»


Пояснительная записка.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на этическое и эстетическое развитие ребёнка, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Актуальность.
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Особенность данной разработки заключается в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.
Цель: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
Задачи.
1. Воспитательные:
- воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, умения различать добро и зло, творить добро.
- воспитание ценностного отношения к своей национальной культуре.
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурных традиций.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
2. Образовательные:
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
- повышение компетентности детей и подростков в области нравственности.
- знакомство с элементами православной культуры.
3. Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся.
- развитие личностного, эмоционально-окрашенного отношения учащихся к традициям своего народа.

Ценности.
Мероприятие направленно на формирование:
представлений о вере, духовной культуре и светской этике.
свободы совести и вероисповедания.
ценностного отношения к красоте, гармонии, духовному миру человека.
эстетического развития, самовыражения в творчестве.
представления о культурных ценностях, знакомство с народными традициями, воспитания уважения к народным традициям.
Ожидаемые результаты.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к культурным ценностям своего народа, к народным традициям.
Аудитория.
Мероприятие рассчитано на учащихся 1-3 и 4-6 классов.
Использование современных технологий.
Подготовка мероприятия: «Создание презентации в программе «PowerPoint»,
Использование приёма «Театр теней» в проведении музейного мероприятия.
Включение интерактива в экскурсию.
Краткая аннотация.
Музейное занятие «Рождество» проводится в школьном музее, на базе выставки «История новогодних праздников в России»
Учащиеся знакомятся с историей возникновения праздника, его традициями, обрядами. Театрализация легенды о Ёлочке с помощью театра теней вводит учащихся в таинство православных традиций, благотворно влияет на этическое и эстетическое развитие ребёнка.
При проведении экскурсии используется интерактивный вид деятельности: изготовление бумажного ангела.
Рефлексия урока проводится в игровой форме. Задания разделены по возрастному принципу для учащихся младших и средних классов. Для учащихся 1-3 классов подготовлена викторина. Класс можно разделить на команды. Побеждает команда первой собравшая Вифлеемскую звезду. Для учащихся 4-6 классов подготовлена презентация с занимательными заданиями.




















Сценарий мероприятия

Вступление.
Учитель: Зима – это самое волшебное и необыкновенное время года. В лунном свете искрятся и кружатся снежинки, весь январь в воздухе пахнет хвоей и мандаринами. И самые красивые, добрые, светлые и удивительные праздники в году тоже бывают зимой – это Рождество и Новый год.
Рождество.
Ведущий 1: Старинное слово «Рождество» означает Рождение. Кто же родился в этот день? Имя новорожденного было Иисус. А потом его стали называть Христосом.
Для людей его Рождество так важно, что почти все народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события.
В те далёкие времена Римским государством управлял император Август. Он издал повеление произвести народную перепись по всей империи. Каждый подданный должен был записаться в том месте, откуда был родом. Иосиф побоялся оставить Марию, ждавшую ребёнка, в Назарете и взял её с собой. К тому же он знал, что по предсказанию пророков спаситель должен был родиться в Вифлееме. Иосиф посадил жену на ослика и пустился в дорогу.
Когда они добрались до Вифлеема, оказалось, что весь город переполнен из-за переписи, и им негде переночевать. Какой-то человек сжалился и пригласил их в пещеру при доме, где он держал свой скот. Тут Мария родила Сына Своего, Сама спеленала Его и положила в ясли, кормушку для скота.
А рано утром у пещеры послышались голоса. Это пришли пастухи. Их лица были радостными, голоса взволнованными. Наперебой они рассказывали, что Ангел Божий явился им в поле и возвестил о рождении Христа.
Ведущий 2:
Г. Галина. Звезда.
И было чудо на земле, и было чудо в небесах: Как солнце вспыхнуло в лучах звезда в полночной мгле. Она плыла над морем слёз, и свет её сиял, И бедным пастырям вещал, что родился Христос. И в Вифлеем волхвы за ней дары свои несли, А на соломе там нашли они Царя царей.
Ведущий 1: Когда наступает праздник Рождества, на всей земле, в домах и церквах зажигают свечи, поют песни о родившемся в мир Младенце и Его Матери.
«Христос» - значит «царь». Его называют так, потому что Иисус Христос открыл нам великие тайны о жизни, о добре и правде. Через Него с нами говорит таинственный Создатель Вселенной.
Празднование Рождества в России по старому стилю приходилось на 25 декабря. В настоящее время Рождество Христово отмечается в нашей стране по новому календарю 7 января (у православных христиан). Дни от Рождения Христа (7 января) до Его Крещения (19 января) называют в России святками, т.е. святочными днями. В эти дни люди стараются быть добрее и милостивее, пытаются помочь другим людям, нуждающимся в защите и помощи, больным, людям, свернувшим с праведной дороги, старикам. Первые елки в России зажигались именно в честь Рождества.
Легенда о ёлке
Театр теней. Герои: ель, олива, пальма, младенец, звезда, ангел. (Под музыку один учащийся читает легенду, а двое за ширмой показывают действие)
Близ пещеры, в которой родился Спаситель мира, росли три дерева: ель, олива и пальма. В этот святой вечер, когда родился Иисус, ликовала вся природа и несла дары к ногам Христа-младенца. Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, как защиту от зноя и непогоды. Олива наполнила душистым ароматом пещеру. Одной ёлке нечего было дать. От смущения склонила она свои ветви низко к земле, и от стыда обильно закапали у неё слёзы прозрачной смолой.
«Эти слёзы увидала с неба звёздочка одна, тихим шёпотом подругам что-то молвила она». И тут свершилось чудо: звёзды посыпались с неба огненным дождём и усеяли ёлку сверху донизу. Она стала такой нарядной и красивой, что, когда Младенец проснулся, его глаза остановились только на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки. Ангел спустился с небес и сказал ёлке: «Пусть будет тебе это наградой за твоё смирение. Ты будешь всегда в вечнозелёном одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звёздочками, которые будут украшать твои ветви». С тех пор «Каждый год она сияет в день великий торжества, и огнями возвещает светлый праздник Рождества».
Ведущий: В эти дни все наполнено сказкой, ожиданием счастья и чудес. И душа, как в детстве, ждет чего-то удивительного и таинственного. Может быть, Ангела? Давайте поможем ангелу войти в наш дом и наполнить его светом и теплом рождественского чуда. Ведь ангел не случайно стал одним из символов Рождества – именно он возвестил людям о Рождении Спасителя.

Изготовление бумажного ангела.
Замечательный русский художник Владимир Андреевич Фаворский придумал в начале XX века удивительно легкий изящный способ изготовления объемного ангела из обычной писчей бумаги. Из сложенного пополам листка вырезают контур по схеме (рис. 1 а). Дети подготовительной к школе группы могут изобразить этот контур не единой линией, а подетально: сначала простым карандашом нарисовать половинку головы, затем окружить ее ним- бом, изобразить половинку платья и лишь потом дорисовать крыло. Лишнюю линию (на границе платья и крыла) желательно стереть ластиком; после этого вырезать фигурку из бумаги. Украсить платье ангела можно с помощью ажурного оформления подола платья и симметрично вырезанных мелких изображений на сгибе фигурки (рис. 16). Разнообразная форма крыльев, ажурный рисунок костюма сделают каждого ангела оригинальным и неповторимым (рис. 2).
Следующий этап работы самый увлекательный. Раскройте готовую фигурку, верхнюю часть нимба вытяните вперед - у вашего ангела появятся руки, сложенные в молитве (рис. За, б). Зафиксируйте складочки на «плечах» и сложенных «ладошках», и ваш бумажный ангел готов. Надрезы на крыльях и подоле можно сделать объемными, накрутив бумажные полоски на карандаш (рис. 4).
Ангел Фаворского соединит в себе легкость и чистоту материала, возможности творческого поиска, пластическое изящество и безусловную простоту исполнения. Он станет прекрасным подарком-оберегом, внесет в дом надежды на исполнение самых заветных желаний в Новом году
Рождественская мозаика
Для учащихся 1-3 классов
Разделите две звезды на шесть частей. Разделите класс на две команды. По очереди задавайте каждой команде вопросы, связанные с Рождеством. Если ответ правильный, один из членов команды может подойти к доске и прикрепить часть звезды на доску с помощью магнита. Побеждает команда, которая первая соберет свою звезду.
Вопросы:
Когда мы отмечаем Рождество? (7 января)
Что означает слово «Рождество» (Рождение)
Кто такие волхвы? (Мудрецы)
Что обычно люди кладут под елку? (Подарки)
Сколько букв в слове "РОЖДЕСТВО"? (Девять)
Как звали Младенца, день рождения которого мы отмечаем на Рождество? (Иисус)
Почему на рождественских открытках часто изображены животные? (Потому что Иисус Христос родился в хлев.)
Как звали Маму Иисуса Христа? (Мария)
Кому сказали Ангелы, что родился Спаситель? (Пастухам)
Как мудрецы узнали, что родился новый Царь? (Они увидели новую звезду на небе)
Как называется город, в котором родился Иисус? (Вифлеем)
На чем путешествовали мудрецы? (На верблюдах)
Сколько лет назад родился Христос? (2010)
Как называются дни от рождения Иисуса до его крещения? (Святки)








Рождественская мозаика
Для учащихся 4-6 классов (Презентация)
Вопросы:
Найдите в строчках лишнюю букву и узнаете, что означает слово «Рождество» (Рождение)
Используя сетку, выполните задание и вы узнаете, кто такие «Волхвы» (Мудрецы)
Поставьте буквы в порядке указанном часами, и узнаешь, как называются дни от рождения Иисуса, до его крещения. (Святки)
Отгадай загадку: Спиной к стене, а лицом к избе. (Икона)
Используя подсказку ответьте: Как называется город, в котором родился Иисус? (Вифлием)
Разгадай ребус и отгадай загадку: Не Бог, не человек, не был на небе и не будет, а на себе Христа-света носил. (Осёл)
Разгадай ребус и отгадай загадку: Нет головы, а есть уши; Нет рта, а есть язык. (Колокол)
Замени по одной букве в словах «орехи» и «дума» и получишь ответ на загадки: Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грехи) Взвесить нельзя, мерить нельзя и жить без того нельзя. (Душа)
Отгадайте загадку: Синее море, хрустальные берега, а посередине утка. (Лампада.)
Выберите буквы, отличающиеся по шрифту, и вы узнаете, как называется транспорт, на котором путешествовали волхвы. (Верблюды)
Найди верный вход в лабиринт и помоги волхвам добраться до Вифлеемской звезды. По дороге ты узнаешь, что они сказали царю Ироду о Мессии. (Мы видели звезду его на востоке, и пришли поклониться ему.)









В этот светлый праздник - праздник Рождества
Мы друг другу скажем теплые слова.
Тихо снег ложится: за окном зима,
Чудо здесь свершится и зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши в этот дивный день
Будут счастьем нашим и подарком всем.
Льются звуки жизни, счастья и добра,
Озаряя мысли Светом Рождества.
Хомяков А.С
Информационные источники.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ангел

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] стих

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] легенда

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] загадки

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Иллюстрации для презентации:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Варианты бумажных ангелов









[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




















Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1 Заголовок 3 Заголовок 515