Числовые выражения. Значения числовых выражений. Закрепление изученного.

Тема: Числовые выражения. Значения числовых выражений.
Закрепление изученного.
Цели
Воспитания: воспитание активности и самостоятельности учащихся в процессе применения знаний.
Развития: развивать приемы мышления: синтеза, анализа, сравнения, рефлексия.
Обучающие: систематизировать знания учащихся по данной теме;
умение читать и решать математические выражения,
развивать навыки решения задач разных видов.
Оборудование: интерактивная доска, магнитная таблица чисел до 100, вееры чисел.
Ход урока:
Этап
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
Доска

1.
Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуйте их.
Оформление работы в тетради


2.
Постановка целей урока.
Вы знаете, сегодня на столе я обнаружила письмо. На нем стоял адрес нашей школы и указан наш класс. Давайте прочитаем его.
Кто же такой Р.К.

Ну что, поможем? Путешествие будет опасным, трудным, т.к. встретится неожиданности. Но мы справимся, ведь мы смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики.
Письмо читает ученик.
«Приезжайте в гости. Жду вас с нетерпеньем»
Робинзон Крузо»
Литературный герой, который прожил на необитаемом острове 28 лет.
Письмо читает ученик.
«Приезжайте в гости. Жду вас с нетерпеньем»
Робинзон Крузо»


3.
Устный счет
Итак, в путь мы отправляемся на этом корабле. Занимаем нужные места, для этого выполним задание.
- Я читаю математические выражения, вы записываете только значение этих выражений. Мой помощник размещает всех по каютам, выделяя нужные числа на таблице.
* Запишите разность 34 и 30
* Уменьшите 14 на 9
* Найдите сумму 7 и 8
* Увеличьте 14 на 2
* 2 десятка да еще 6 единиц
* Число, предшествующее числу 28
* 1 слагаемое – 30, 2 слагаемое – 7, найдите сумму
* Число, последующее числу 37
* Число на 2 меньше числа 50
* К 45 прибавить 4
Проверяем. Читай, свой числовой ряд. Какой числовой ряд получился?
Найдите закономерность, как получили каждое следующее число?
Назовите следующие два числа. Запишите их.
Какое из этих двух чисел можно заменить суммой разрядных слагаемых? Запишите.





У магнитной таблицы на доске работает ученик, выделяя окошки с нужными числами.

4, 5, 15, 16, 26, 27, 37, 38, 48, 49










Числа расположены в порядке возрастания. Каждое следующее число +1, +10.
Следующие два числа 59, 60.
Суммой разрядных слагаемых можно заменить число 59.
59= 50+9
Картинка корабля

4.
Решение примеров
Пока мы усаживались, набежали тучи, начинается гроза.
(включается звук моря – шторм)
Чтобы корабль не пострадал, срочно нужно разогнать тучи, для этого нужно по разному прочитать выражения и показать значения этих выражений.
9 увеличить на 5 (14)
Сумма 6 и 8 (14)
15 уменьшить на 9 (6)
Уменьшаемое 13, вычитаемое 8, чему равна разность (5)
К разности 14 и 7 прибавить 3 (10)
От суммы 9 и 7 отнять 10 (6)
9+5 15-9 14-7+3
6+8 13-8 9+7-10

5.
Составление выражений
Мы разогнали тучи, но все же корабль получил пробоины .На числовой прямой пропущены числа. Назовите их.
Надо заделать пробоины, для этого составьте выражения, используя числа, скобки и арифметические знаки.
Проверяем. У кого другие выражения.
У одного матроса, который ремонтировал судно, получилось выражение 30-(50+20)
Исправьте его, чтобы стало верным.



20, 30, 50.

У доски двое ребят:
(20+30)-50 20+(50-30)
50-(20+30) 50+(30-20)
30+(50+20) или 30-(50-20)
10, , ., 40, , 60, 70, 80, 90.






30-(50+20)


6.
Запись выражений.
Мы приближаемся к цели. Посмотрите, кто прилетел? Он отведет нас к Робинзону, но надо выполнить и его задание.
Записать выражение, найти его значение..
*От 36 отнять разность 13 и 9
* К 20 прибавить разность 26 и 5
* 1 слагаемое 9, второе – выражено суммой 7 и 4

Попугай Коррудо


У доски ученики
36-(13-9)
20+(26-5)
9+(7+4)

Картинка попугая

7.
Физкультминутка
Путешествие долгое. Нужно отдохнуть и подкрепиться, лучший отдых – рыбалка. Ловим рыбку. На каждой рыбке выражение и ответ. Если выражение верное – 1 хлопок, если неверное – 1 раз топнуть

20+4=24 38-30=8 30-1=31
45+1=44 54-4=50 7+8=15
18-9=8 39+1=41 90-1=89

8.
Решение задач.











Обратные задачи.





Ну вот, появился и Робинзон. Он приглашает нас к столу. Чем же он нас угостит?
Он тоже просит нас выполнить задание, составить задачу на сложение, на вычитание.



А что же надо изменить в задаче, если решение выглядит так
9+5-2
Можно ли решить задачу иначе?

У Робинзона есть какая-то запись. Что это? Составьте задачу. Запишите.
А теперь составьте задачу, обратную данной, чтобы она решалась сложением. Запишите решение и ответ.
5 кокосов и 9 бананов
На столе было 5 кокосов и 9 бананов. Сколько всего фруктов на столе?
На столе было 5 кокосов и 9 бананов. На сколько больше бананов, чем кокосов?
На столе 5 кокосов и 9 бананов. 2 кокоса съели. Сколько фруктов осталось?
9+(5-2)=12

Краткая запись задачи.
13-5=8(б.) съели

Было – ? бананов
Съели – 8 бананов
Осталось - 5 бананов
8+5=13 (б.)
Ответ: 13 бананов было.
Картинки кокосов и бананов










Было – 13 бананов
Съели – ? бананов
Осталось - 5 бананов





9.
Нахождение периметра.
Пока мы с вами угощались, к нам пришла Мудрая Черепаха. Она попросила, прежде чем мы уедем, поставить ей забор вокруг своего дома с четырех сторон. Для этого нужно узнать длину всего забора. Две стороны по 20 дм и 2 по 30 см.
Запишите решение.
Можно ли посчитать по-другому?
Удобное ли число? Можно ли сказать по другому, что такое 100 дм?
Что же мы узнали? Как можно сказать по-другому?







20+20+30+30=100(дм)
(20+30)+(20+30)=100(дм)

100дм=10м
Сумма длин сторон забора.
Периметр забора.
Картинка Черепахи

10/
Самостоятельная работа
Ну вот наше путешествие подошло к концу. Мы всем помогли, выполнили все задания. Пора домой. Чтобы занять места на нашем корабле, мы должны выполнить последнее задание. Оно записано на листочках ( по вариантам)
Расшифруйте слово.
В окошко впишите нужное число.
А правильно ли вы выполнили работу, узнаете, если рядом с примером запишите нужную букву, тем самым, прочитаете слово
(см. приложение)



10.
Итог
что же мы учились делать на уроке?
Решать примеры в одно и два действия. Учились правильно читать и записывать математические выражения.
Решали задачи разными способами.
Находили периметр фигуры.




15