Открытый урок по математике во 2 классе по теме «Буквенные выражения»
Тема урока: «Буквенные выражения»
Цели:
- дать учащимся первичное представление о буквенных выражениях;
- вести подготовительную работу к изучению темы «Уравнения»;
- создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества, развивать способность к анализу, планированию учебных действий , наблюдательности, внимания, памяти, речи, творческих способностей.
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор ,, материал для индивидуальной групповой и парной работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемный.
Межпредметные связи: «Окружающий мир», «ИЗО и ХТ»
Педагогическая технология: технология развивающего обучения.
Ход урока.
Организационный момент.
Давайте, поприветствуем наших гостей, улыбнёмся и я уверена, что в результате нашей совместной деятельности на уроке у вас останется хорошее настроение.
Актуализация.
Мы снежинки, мы сестрички
Крепко за руки взялись.
Закружились, будто птички,
Полетели смело вниз.
На сугроб мы не упали
А к ребятам в класс попали
- У вас на столе лежат красивые снежинки, чтобы они не растаяли мы должны выполнить с вами следующие задания.
3. Устный счёт.
а) Математический диктант
Запишите ответы на ваших снежинках.
Первое слагаемое 63, второе 30. Найдите сумму. (93)
Сколько будет 80 без 6? (74)
60 увеличь на 7. (67)
84 уменьшить на 4. (80)
Найдите разность 67 и 5. (62)
К 54 прибавить 2 десятка (74)
Сколько не хватает 36 до 46 ? (10)
У Маши 12 календариков , а у Тани 9. Ау Оли столько сколько у Маши и Тани вместе. Сколько календариков у Оли? (21)
(взаимопроверка, выставление оценок)
б) Работа с закономерностями
- найдите закономерности и вставьте пропущеные числа:
3,6,,,15,,,24.
(3,6,9,12,15,18,21,24.)
Вывод : числовая закономерность
- на одной странице нарисованы морковь и свёкла, а на другой капуста, яблоко, груша, слива и персик. Что на второй странице подходит к первой? (капуста-то же овощ)
- Как вы думаете, нам пригодились в этом задании знания о закономерности? (конечно)
- Мы можем назвать эту закономерность числовой? (нет)
- Верно - эта закономерность смысловая.
(Подготовленный ученик даёт определение закономерности из толкового словаря. Закономерность- последовательное проявление какого-либо закона.
- Приведите закономерностей из жизни.
(Смена времён года , учёба в школе и т.д.)
в) Познавательная цепочка «В мире интересного»
- Правда ли, что змея танцует под звуки дудочки факира?
Да-50
Нет-30
18+6-9+8+7=30
(Сведения из энциклопедии сообщает ученик : кобра не способна слышать музыку, когда с корзины, де находится змея, снимают крышку, кобра приподнимается, готовясь к защите, а затем следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.)
- Вы молодцы, очень хорошо поработали устно. Я вами горжусь.
4. Изучение нового материала
- Посмотрите на экран. ( слайд 1) Это стихотворение вы слышали в первом классе.
Жили, были мышки,
Мышки-шалунишки.
На страницу сели,
В примерах цифры съели,
Как пример восстановить,
Нужно в миг сообразить
(восстанавливают примеры)
- Мы уже второклассники и должны знать, что математики договорились вместо пустого места (или «окошко») записывать какую-либо букву латинского алфавита (строчную).(слайд 3)
(подготовленный ученик сообщает : латинский алфавит произошёл от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в седьмом веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.)
- Можем ли мы назвать получившиеся выражения числовыми? (нет)
- Выберите , пожалуйста, какое название подходит к нашим выражениям (слайд 4)
- Верно, это буквенные выражения.
- Давайте поучимся их правильно читать (слайд 5)
- Рассмотрим, (слайд 6) буквенное выражение 3-х. если это выражение, какой вопрос у вас возникает (Мы можем найти у него значение?)
- Какие у вас есть предложения? Какие числа можно вставить?
0,1,2,3. Значит, при этом условии мы можем вычислить значение буквенного выражения.
- Какие теперь мы получили выражения? (буквенные).Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое. Что мы для этого сделали? (запись в тетрадь алгоритм решения буквенного выражения.
1. Прочитать.
2. Записать.
3. Подставить значение буквы в выражение.
4. Вычислить.
(Решение №1из учебника, коллективно у доски)
( Работа в группах. Раздаю елочки, разноцветные кружочки. Ученики придумывают каждый свое буквенное выражение, так чтобы у всех были разные, приклеивают кружочки на елочки, вывешивают на доску.)
5. Физкультминутка
6.Работа над пройденным материалом.
Учащиеся читают задачу 4 (с.65 учебника, часть 1),выполняют в ней условие, вопрос, данные числа и искомое число, затем коллективно составляется краткая запись, после чего дети решают задачу самостоятельно. В тетрадях появляются записи:
30-(5+7)=18
(30-5)-7=18
(30-7)-5=18
Проверяю работу учащихся.
7. Итог урока
-Над чем работали на уроке?
- С буквами какого алфавита познакомились сегодня на уроке?
- Что для вас оказалось трудным?
- Назовите алгоритм работы с буквенными выражениями.
8. Рефлексия
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Нарисуйте в тетради квадратик: красный на отлично, зелёный на хорошо, жёлтый-удовлетворительно.
- Поднимите, покажите ваши тетради. Вы, молодцы, а я вам дарю вот такой веселый смайлик, за вашу прекрасную работу на уроке.
Домашнее задание
Стр.5, №5
15