Программа кружка Фантазия (декоративно-прикладное творчество)
Направление: Программы, способствующие развитию детей и молодёжи во внеурочное время (дополнительные общеобразовательные программы) Номинация: «Дополнительные общеобразовательные программы» (дети 6-10 лет) Программа кружка «Фантазия» (Декоративно-прикладное творчество) Автор: Шмелёва Н.А.Учитель начальной школы Кузьмиярская ООШ Содержание Пояснительная запискаЦели кружкаЗадачи кружкаОжидаемые результатыТребования к знаниям, умениям и навыкам.Оценка планируемых результатовСодержание программы8. Примерное тематическое планирование9. Литература Пояснительная запискаАктуальностьРазвитие нашего общества требует подготовки подрастающего поколения, владеющего технологической культурой, готового к преобразовательной деятельности и имеющего необходимые для этого научные знания. Декоративное творчество – это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания, что «является базовым ориентиром федеральных образовательных стандартов». Цели: -- воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству, желания трудиться;--формирование устойчивых потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, народных традиций. Задачи:--развитие личностных качеств (активность, инициативность, любознательность) интеллекта (внимание, память, восприятие, мышление и речь) и творческих способностей.--формирование общего представления о мире созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека и природы.--воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к труду, к людям труда и результатам труда.--овладение элементарными экономическими знаниями--обогащение личного жизненно-практического опыта, представление о профессиональной деятельности людей и роли труда в жизни человека и общества. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.34 учебные недели = 68 часов в год.На занятиях используются методы:--словесные--практические--наглядность--ИКТФормы работы: -- коллективные, групповые, индивидуальныеЗанятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность.Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделий, развивают фантазию, воображение и самостоятельность. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами и техническими средствами. Ожидаемые результаты: Личностные УУД –интерес к творчеству, чувство прекрасного, навык самостоятельной работы и работы в группах, способность к самооценке, трудолюбие и уважение к труду. Регулятивные УУД: выбирать материалы, цвет, способы действий, планировать их. Получат возможность моделировать новые формы, создавать новые образы. Коммуникативные УУД: приобретают опыт совместной деятельности, оказывают помощь, учатся общению, формируют собственное мнение и позицию. Получат возможность учитывать мнение других людей, обосновывать собственное, адекватно использовать речь. Познавательные УУД: представлять роль творчества в жизни человека, приобретать умения и навыки, осваивать технологии, развивать вкус, фантазию, умение аргументировать свою точку зрения. Получат возможность более углубленно изучить понравившееся ремесло. Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Фантазия» Иметь представление:-- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;-- о понятиях конструкция, композиция, чертёж, эскиз, дизайн, технология, рельеф, обряд, традиция, инструкция и пр.Знать:-- правила ТБ-- названия и назначение инструментов и правила работы с ними.-- правила личной гигиены-- правила общения--названия, свойства и виды материалов-- алгоритм изготовления изделий-- способы соединения деталей(клей, проволока, нитки)-- виды отделки (роспись, аппликация, вышивка) Уметь:-- находить и использовать дополнительную информацию-- наблюдать, сравнивать, обобщать.-- читать простейшие чертежи-- качественно выполнять работу-- выполнять правила поведения в общественных местах-- выполнение посильных действий при решении экологических проблем (поведение в природе)Общетрудовые умения: Самостоятельно: анализировать учебное задание, организовывать рабочее место, подбирать материал, экономно, рационально и творчески выполнять практическое задание. С помощью учителя: выбирать темы, формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение хода работы, выдвигать способы решения, доказывать своё мнение. Оценка планируемых результатов программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, массовых мероприятиях, создании портфолио.Выставки могут быть тематические, постоянные и итоговые.Портфолио – это сборник работ и результатов детей (фото, видеоизображения продуктов деятельности, иллюстрации, схемы, чертежи и пр.) Содержание программы: Содержание является продолжением изучения смежных предметных областей (изо, технологии, истории, окружающего мира)Основные разделы программы:-- работа с природным материалом-- лепка-- работа с разными материалами-- бумага и картон-- оригами-- ткань и нитки Тема 1. Работа с природным материалом (11ч) Демонстрация образцов, иллюстраций. Ознакомление с природным материалом. (ракушками, ягодами, семенами тыквы, кабачков, крылатками клена и пр.) Экскурсия в лес, сбор материала.Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Инструктаж по ТБ.Тема 2. Лепка из солёного теста, пластилина. (15ч)Пластилин, тесто и их свойства. Приспособления. Разнообразие техник. Создание композиций. Декорирование.Связь с народными обычаями и традициями. Тема3. Работа с разными материалами. (8ч) Инструктаж по Тб. Рассматривание образцов игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.Практическая работа: изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки и пр. Тема4. Работа с бумагой и картоном. (12ч)Инструктаж по ТБ. История возникновения бумаги. Виды. Свойства. Разнообразие техник работ с бумагой. Проект Новогодняя ёлка. Тема 5. Оригами. (8ч)Знакомство с базовыми формами оригами. Приёмы работы с бумагой. Чтение схем и чертежей. Тема 6. Работа с тканью и нитками. (14ч)Инструктаж по ТБ. Инструменты и приспособления для шитья. Раскрой ткани, техника выполнения швов. Народная игрушка. Мягкая игрушка. Народные обряды, традиции. Примерное тематическое планирование Тема 1. Природный материал.1-2. Вводное занятие. Экскурсия. Сбор материала.3-4. Сушка листьев. Изделия из шишек, желудей и др.5-6. Аппликация из сухих листьев. Осенний пейзаж.7-8. Поделки из коры, бересты, веток.9-10. Поделки из овощей и фруктов. Игрушки-зверушки. Подготовка к выставке.Тема 2. Лепка.12-13. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Снегурочка в зимнем лесу.14-15. Продолжение.16-17. Красивая посуда (тесто)18-19. Дымковская игрушка.20-21. Сувениры. Гусь. Лебедь.22-23. Фоторамки, подсвечники.24-25. Панно из теста.26. Подготовка выставки. Тема 3. Работа с разными материалами.27-28. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Шары.29-30. Игрушки из макарон. Цветы.31-32. Потолочная плитка. Домик. Ваза (горох)33-34. Колокольчики. Пластиковые стаканы. Подготовка к выставке. Тема4. Бумага и картон.35-36. Вводное занятие. Инструктаж. Технологии работы с бумагой. Цветы.37-38. Снежинки. Сувениры игрушки.39-40. Лебеди на озере.41-42. Объёмная аппликация.43-44. Проект «Новогодняя ёлка»45-46. Папье-маше. Тарелка. Гжель. Выставка. Тема 5. Оригами.47-48. Базовые формы. Простые игрушки.49-50. Цветок.51-52. Коллективная работа . Лебедь.53-54. Бабочка. Выставка.Тема 6. Ткань и нитки.55-56. Аппликация из лоскутков. Букет.57-58. Мягкая игрушка . Собачка.59-60. Мягкая игрушка. Крош. (смешарик)61-62. Вышивание.63-64. Народная кукла. 65-66. Продолжение. 67-68. Выставка. Примечание: в течение занятий идёт работа по росписи и декорированию изделий. Литература:Агапова Н. «Школа рукоделия: мягкая игрушка»-М. 2007г. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальной школе»-М. 1984г.Лутцева Е.А. Технология 1-4. Программа.-М.2008г.4. Котова И. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Паритет. 2006.Поделки и сувениры из солёного теста, ткани и бумаги, природных материалов. Москва. Мой мир. 2006г.Уткин П. Народные художественные промыслы. М.1992г.7. Лесовская С.А. Лепим из пластилина. М. Эксмо. 2013г.8. Филенко ф.П. Природные материалы на уроках труда. Просвещение. 1971г.9. Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.10. Интернет-ресурсы. Спасибо за внимание Успехов в работе с детьми У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество Джон Голсуорси