Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С.А. Есенина


Предмет, класс: Изобразительное искусство, 7 класс.
Конспект урока
«Иллюстрирование пейзажных стихотворений С. А. Есенина»
Учитель изобразительного искусства: Асташина Наталья Викторовна.
Тема урока: «Иллюстрирование пейзажной лирики С. А. Есенина»
Цель урока: Научить использовать графическую технику для передачи тональности и поэтических образов в есенинских произведениях; помочь понять настроение и многообразие чувств автора, развить образное представление, творческие способности учащихся.
Создание альбома к пейзажным стихотворения С.Есенина.
Задачи:
Пробудить эстетические переживания, воспитать чувство прекрасного, наблюдательность, любовь к природе, сформировать у учащихся художественное воображение, развить умение анализировать образцы графических произведений.
Планируемый результат урока:
На данном уроке планируется расширить представления детей о графической иллюстрации, создать художественное произведение к одному из стихотворений поэта. Результативность урока будет определяться путём проведения выставки рисунков.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, индивидуальная творческая работа.
Зрительный ряд:
Портрет С.Есенина, книги, репродукции художников, детские иллюстрации.
Оборудование:
Для учителя: репродукции графических пейзажей, книги, раздаточный материал(листы с текстом),компьютер.
Для учащихся: тушь, перо, шариковая ручка, карандаш.
План урока:
1 . Вводная, организационная часть. Постановка цели урока (5 минут).
2 . Выступление учителя (13минут).
3 . Выполнение работы учащимися (15минут).
4 . Подведение итогов работы: обсуждение, оформление выставки ( 7минут).
Сообщение темы урока.
Все мы с вами любим и восхищаемся поэзией Сергея Есенина. И сегодня на уроке с помощью графических средств и материалов вы создадите иллюстрацию к стихотворению этого великого поэта.
Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова портрет С.Есенина).
Образ и творчество Сергея Александровича Есенина всегда вдохновлял мастеров изобразительного искусства. Но, пожалуй, наиболее глубоко и ярко это выражено в книжной графике, в рисунках и гравюрах. Художники, обращаясь к творчеству С.Есенина, пытаются силами своего искусства передать поэтическую силу и обаяние его лирики, нежностью пропитанное слово, прочитать и раскрыть перед нами в зримых образах есенинскую Русь, её неисчерпаемый прекрасный мир.
Показывается слайд (портрет Ф.Д. Константинова).

Один из таких художников, выдающийся мастер искусства книги, народный художник СССР, гравёр Фёдор Денисович Константинов. В своих прекрасных гравюрах он выразил поэзию Есенина. Он иллюстрировал то, что и ему самому так дорого и близко.
Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова "О тонкая берёзка...").
Вот одна из гравюр художника. Иллюстрация к стихотворению "О тонкая берёзка...". Под дуновение ветра встревоженная берёзка с заплетённым в косы-ветви лунным гребешком купается в таинственном зеркале воды. Тончайшая штриховка передаёт зыбкость, волнующую сердце печаль, трепетную грусть.
Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова "Мелколесье. Степь и
дали...").

Следующая иллюстрация к стихотворению "Мелколесье. Степь и дали...".Чувствуется ощущение пространства, восторженность перед огромностью приволья.
Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова "Низкий дом с голубыми ставнями...").

С родительского дома начинается любовь Есенина к своей Родине. На иллюстрации к стихотворению "Низкий дом с голубыми ставнями..." мы видим дом поэта на фоне панорамного пейзажа села Константиново.
Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова "В холмах зелёных табуны коней...").

Одной из лучших своих работ в есенинской серии Константинов считал гравюру "В холмах зелёных табуны коней...". Она тонко передаёт атмосферу ночного, восторг поэта перед единственно милой родиной.
Вы познакомились с творчеством народного художника СССР Фёдора Денисовича Константинова.
А сейчас мне хочется показать вам рисунки юных художников нашего города, выразивших своё творческое восприятие поэтического наследия поэта.
Показываются слайды с детскими иллюстрациями к стихотворениям С.Есенина.
В первую очередь их привлекают образы природы. Ребятам удаётся увидеть за поэтическими строчками не только внешнюю, но и внутреннюю, скрытую красоту природы, загадочную и таинственную, наполненную человеческими переживаниями.
Скажите ,пожалуйста, какие работы вам понравились больше всего? Объясните, что привлекло ваше внимание к ним.
Ребята, с помощью каких выразительных средств можно изобразить графический пейзаж? (линия, пятно, силуэт, ритм, свет и тень).
В природе можно увидеть разные по характеру линии: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы.
На доске изображаются различные линии:( плавные, изогнутые, жирные и тонкие, зигзагообразные, короткие и длинные).
У каждого из вас на столе лежит лист с текстом стихотворения Сергея Есенина.
Предлагается прочитать нескольким ученикам вслух. Разбираем 2-3 стихотворения, обращая внимание на то, о чём или оком идёт речь, какое настроение, какие чувства вызывает у них произведение. Чем восторгается поэт, какие использует сравнения.?
Даётся задание.
На этих же листах нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению с помощью любых графических материалов.
Напутственное слово.
Ребята, вы должны помнить, что природа имеет всегда свой характер и своё настроение. Постарайтесь понять, увидеть и выразить это в своих работах.
Самостоятельная работа учащихся.
Во время работы учащихся включается музыкальное сопровождение (звучит музыка в исполнении народного оркестра).
Подведение итогов урока:
Как только ученик заканчивает работу, то размещает её на доске. Когда все рисунки готовы, начинается обсуждение выполненной работы. Ребята высказывают свои мнения, впечатления о работе своих одноклассников. Учитель отмечает самые удачные, на его взгляд ,работы и благодарит всех.
В конце урока учитель предлагает создать альбом с готовыми иллюстрациями, которые были выполнены на данном уроке.
Домашнее задание:
Нарисовать к следующему уроку эскиз обложки альбома.