Краткосрочное планирование урока познания мира на тему: Семья — маленькое общество

Краткосрочное планирование урока.
Познание мира, 4 класс, 3 четверть.
Дата:27.02.2015 год.
Тема: «Семья – маленькое общество»
Цель: дать учащимся представление о семье как составляющей общества в целом.

Задачи:
-дать определение понятиям «общество», «семья»; показать роль главы (отца или матери) в распределении обязанностей в семье, раскрыть сущность родственных отношений;
-развивать мышление, речь, кругозор учащихся, умение аргументировать свой ответ, давать полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, уметь слушать и слышать говорящего;
-воспитывать уважительное отношение к семье, её членам, старшим в семье, интерес к предмету, активность, самостоятельность.

Ключевые идеи:
Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами.
Семья - это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью, и ответственностью друг за друга.
Глава семьи организует всю работу, заботится о других членах семьи, объединяет их.
Родственные отношения проявляются во взаимопомощи между родственниками при подготовке семейных торжеств, во время болезни, по уходу за престарелыми родственниками и т. д.

Результат: учащиеся знают, что такое семья, общество, в чём заключается роль главы семьи, что такое родственные отношения и как они проявляются. Семья – ячейка общества, маленькое общество.

Учащиеся заранее разделены на структурированные группы со скрытой дифференциацией.

Используемые модули: НП, ОдО и ОО (в процессе урока), ОКМ, ТиО, ПОВО, УиЛО, ИКТ.

Ход урока, его этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.

1.Орг. момент. 2 мин.
Организует учащихся, создаёт коллаборативную среду, используя упражнение «Австралийский дождь» (НП, ПОВО, ТиО)
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Сегодня на уроке должно быть все в порядке.


Выполняют движения разминки вслед за учителем.

2. Актуализация знаний учащихся Проверка Д\З. 4 мин.
Стратегия «Да-Нетка» (ОКМ) – проверка знаний учащихся по разделу «Космос»:
1.Планеты, их спутники, кометы, метеорные тела, Солнце образуют Солнечную систему. (Да)
2. Солнце – это планета. (Нет)
3. Солнечная система входит в Галактику Млечный путь. (Да)
4. Весь окружающий нашу планету мир называется Вселенной. (Да)
5. Земля имеет 2 спутника. (Нет)
6. Первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин. (Да)
7. Космос изучают только при помощи телескопа. (Нет)
8. Солнце - раскалённый газовый шар, не имеющий чётких границ. (Да)
9. Наша планета Земля держится на спинах трёх слонов, а слоны стоят на черепахе, которая плывёт. (Нет)
10. Кругосветные путешествия являются доказательствами шарообразности Земли. (Да).
11. Глобус – модель Земли (Да).
12. Экватор делит земной шар на Западное и Восточное полушария. (Нет)
13. На нашей планете 6 материков и 4 океана. (Да)
14. Земные сутки составляют 24 часа. (Да)
15. Земля вращается только вокруг Солнца (Нет)



Использует приём ОКМ «Ассоциативная карта». Корректирует работу детей при необходимости.
Слушают утверждения, предлагаемые учителем по теме «Космос».
Определяют их правильность («да»), неправильность («нет»). Производят самопроверку и самооценивание работы (по критериям, ОдО)





























Создают и защищают в группах ассоциативные карты к слову «Семья».

3. Определение темы, цели, задач урока. 2 мин.
Знакомит с новым разделом учебника – «Общество», нацеливает детей на то, чему он посвящён.
Тема урока: «Семья – маленькое общество». (НП)
Определяют цели, задачи урока под руководством учителя.

4. Опережающее задание. 7 мин.
Предлагает учащимся продемонстрировать и защитить опережающее Д\З, подготовленное к уроку (НП, ТиО, ПОВО)
Показывают постеры, эл. презентации, родословные древа, сборники пословиц, поговорок, загадок о семье, домашние фотоальбомы.

5. Изучение нового материала, групповая работа. 25 мин.
1) Просмотр видеоурока (ИКТ) – введение в тему урока.



2)С. 120 - приём ОКМ «Направленное чтение» (групповая работа, НП, УиЛО)

Уч-ся получают 1 часть текста. Прочитывают ее. Задание: обсудить в группе, а затем общее мнение группы записать в круг обратной связи в виде ключевой фразы или предложения. Спикер группы или тот, кто будет высказывать общее мнение, раскрывает так же, почему группа ответила именно так.
Обратная связь:
Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами.

Работа продолжается по второй части текста. Уч-ся ее прочитывают. Выполняют задание: обсудить в группе и с помощью учебника записать в круг обратной связи, что такое семья и каковы обязанности членов семьи. Далее, мнение всех членов группы высказывает один уч-ся.
Обратная связь:
Семья - это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве, связаны общностью быта и взаимной помощью, ответственностью друг за друга.

Физминутка.

Уч-ся получают 3 часть текста. Читают, обсуждают в группе и записывают в круг обратной связи главное словосочетание этой части. Мнение группы заслушивается.
Обратная связь: Семейный бюджет.
-Как вы понимаете, что это такое? Объясните своими словами.

Работа продолжается по 4 части текста. Задание: выписать в круг обратной связи, какую помощь оказывают друг другу родственники, предварительно обсудив в группе, и сформулировав общее мнение группы.
Обратная связь:
1. подготовка семейных торжеств
2. уход за больными
3. уход за престарелыми родственниками

Просматривают видеоурок, добавляют слова-ассоциации в ассоциативные карты.

Изучают материал учебника самостоятельно, отвечая на ключевые вопросы и выполняя задания. Защищают свои работы.































Выполняют физминутку под руководством учителя.

6. Обобщение.
Рефлексия. 3 мин.
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
-Всю необходимую вам информацию я приготовила в виде распечатки, вклейте её себе в тетрадь.

-Составьте синквейн к слову «Семья» (ОКМ)


Предлагает осмыслить учащимся свою деятельность на уроке по методике «От всего сердца» (ОдО)


Предлагает оценить работу в группе в течение урока по критериям.







Составляют индивидуальные синквейны.

Рефлексируют свою деятельность, делают выводы.



Оценивают свою деятельность по критериям (см. приложение – оценочный лист)

7. Домашнее задание 2 мин.
1)С. 120, прочитать внимательно, выучить понятия по изученной теме.
2)Подготовить рассказ о своей семье, используя материал учебника и тетради.
3)Составить кластер «Мои родственники» или сделать коллаж на эту же тему (НП, ТиО, ПОВО, ОКМ)
Записывают Д\З в дневник. Задают вопросы, если что-то не ясно.



Приложение к уроку:
Направленное чтение
СЕМЬЯ - МАЛЕНЬКОЕ ОБЩЕСТВО.

Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами. Все жители нашего государства составляют общество Республики Казахстан. Оно занимает определенную территорию. Его возглавляет всенародно избранный Президент.


Семья - это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью друг за друга. Как и в большом обществе, в семье имеется глава - это отец или мать, иногда старший брат или сестра.
Глава семьи организует всю работу, заботится о других членах семьи, объединяет их. У семьи есть постоянное место жительства и свое хозяйство. Каждый член семьи по возможности работает, учится или занимается домашним хозяйством. Общая обязанность - создавать условия для развития каждого члена семьи.


Семейный бюджет общий. В его создании принимают участие все члены семьи. Ты тоже вносишь свой вклад в создание семейного бюджета, потому что, помогая по дому, даешь родителям возможность работать. Благополучие каждой семьи очень важно для общества.



У каждой семьи есть круг родственников. У народов нашей страны принято, чтобы родственники помогали друг другу. Помощь бывает разной: при подготовке семейных торжеств, во время болезни, по уходу за престарелыми родственниками и т. д. Человек всегда должен поддерживать эти взаимоотношения. Так семья выполняет роль маленького общества.


Оценочный лист.
№п\п

Фамилия
учащегося

Творчес-кое домашнее задание

«Да-Нетка»

«Ассоциа-тивная карта»

Групповая
работа с кругом
обратной связи

Син-квейн

Оценка

1








2








3








4








5








6









Материалы для заучивания (приклеить в тетрадь)
Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами.
Семья - это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве, связаны общностью быта и взаимной помощью, ответственностью друг за друга.
Семейный бюджет – баланс доходов и расходов семьи.
Помощь родственников друг другу:
1. подготовка семейных торжеств
2. уход за больными
3. уход за престарелыми родственниками

15