Урок по познанию мира: Семья — маленькое общество
ЗКО, Теректинский район, п.Покатиловка
Покатиловская сош.
Учитель начальных классов.
Стаж-7лет.
Категория-2.
Юрьева Маржан Мигатовна
Урок познания мира в 4 «Б» классе.
Тема: Семья – маленькое общество.Цели: расширить представления учащихся о роли семьи в обществе; познакомить с Семейным кодексом , с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о бюджете семьи; способствовать формированию у детей первичных представлений о бюджете государства, воспитывать чувство любви и уважения к своей семье, бережное отношение к богатству страны, осознание необходимости уплаты налогов в бюджет государства.1.Круг радости: Этот пальчик-дедушка
Этот пальчик-бабушка
Этот пальчик-папа
Этот пальчик-мама
Этот пальчик –я
Вот и вся моя семья!!!Учитель. Сегодня мы поговорим о семье. У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание: « Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Действительно, ребята, у государства и семьи очень много общего. Чем же они похожи, мы узнаем, совершив путешествие в «государство» под названием Семья.Чтобы в дороге нам не пришлось скучать, мы возьмём с собой Домовёнка.Испокон веков считалось, что в доме, кроме членов семьи, жил ещё добрый дух – домовой. Положит бабка скалку, а найти не может: «Домовой спрятал!». Оставил дед топор в одном месте, а нашёл в другом: «Домовой шалит!». Но домовой – это добрый дух, и считалось, что без домового не будет согласия, порядка в доме, не пойдут дела. И когда семья переезжала в новую избу, хозяева приходили в старую, чтобы взять самое доброе – огонь в очаг – и позвать домового: «Домовой, иди к нам на новое место жить!» 2.Остановка первая «Состав семьи»- Мы начинаем своё путешествие с города «Состав семьи». Прежде, чем побывать в этом городе, Домовёнок предлагает объяснить смысл пословицы «Когда семья вместе, то и душа на месте».(Ученики объясняют смысл пословицы).- Ребята, давайте познакомимся с вашими семьямиКак на казахском семья?План1. Какая у вас семья – большая или маленькая? Сколько человек в семье?2. Как зовут маму?3.Как зовут папу?4.Сколько детей в семье?5. Живут ли с вами бабушка и дедушка?6. Что общего у членов семьи? (Дети рассказывают о своих семьях по плану)
3.Тест
1.Семья- источник
А) дружбы
В) добра и любви
С) поддержки и доверия
2.Дружная семья –это
А) умение слушать друг друга
В) разговаривать друг с другом
С) собираться вместе раз в год
3.Благополучия семьи – это
А) основа процветания любого народа
В) большой достаток
В) возможность путешествовать каждый год по миру
4.Как называются большие группы людей, объединенные производственными и другими общественными отношениями?
А) содружество
В) общество
С) семья
5.как называют людей состоящих в родстве
А) соседи
В) друзья
С) родственники4.СТИХ Элиза- Вы правы, у членов семьи очень много общего: дом, вещи, мебель, посуда, праздники, интересы, заботы. Но Домовёнок думает, что у семьи есть ещё кое – что общее. Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку, которую он вам приготовил И у мамы есть, и у папы есть, и у меня есть, и у тебя есть.Чтоб тебя узнать надо вслух назвать. (Фамилия) СТИХ Аня- У каждой фамилии есть своё происхождение. Иванов – от имени Иван, Рыжов – может быть, у предка этого человека были рыжие волосы, у Рыбакова – рыбак, у Медведева – человек большого роста, увалень. Ребята, а как можно объяснить происхождение ваших фамилий?
- Ребята, Домовёнок приготовил вам следующее задание: объясните смысл пословицы: «Без корня и полынь не растёт». (Ученики объясняют смысл пословицы).- Совершенно верно, у каждого человека есть свои «корни». Есть такая наука, которая изучает родственные связи человека. Эта наука называется «генеалогия».5.Генеалогия (от греч.qenealoqja – родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений.
Творческая работа
Сейчас на деревьях запишите своих родных(Звучит музыка про семью)6.Остановка вторая «Отношения в семье»- В каждом государстве есть главный человек. Кто это? (Президент).- А в семье есть главный человек?- Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он был кормильцем, опорой семьи. А женщине отводилась роль домохозяйки, хранительницы очага. С тех пор многое изменилось. Теперь женщина занимается не только домашними делами, но ещё и работает. Как вы думаете, семья должна жить, как ей захочется, или по какому – то закону?- В любом государстве есть закон, по которому живут его граждане. Называется он Конституцией. Семья также должна жить по определённым правилам, чтобы регулировать отношения между государством и семьёй, между родителями и их детьми, существует Семейный кодекс.(Показать Семейный кодекс и зачитать из него несколько статей)
7.Физминутка- Проблема взаимоотношений в семье всегда волновала писателей. Вы читали много произведений, в которых затрагивается эта проблема. Домовёнок приготовил вам небольшую литературную викторину8. ВикторинаУгадай из какого произведения отрывок, о ком в нём говорится, и ответь на вопросы.1. « Стала девочка разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит – не может оторваться. Глядит – не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде».(Это Айога из нанайской сказки «Айога»)- Помогла ли Айога маме?- Почему мама дала лепёшку другой девочке?- Что случилось с Айогой?- Как бы вы поступили на её месте?2. «Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери…»(Третья дочь из татарской сказки «Три дочери»)- На какую из дочерей вы хотели бы быть похожи? Почему?- Как бы вы поступили, если бы вашей маме потребовалась ваша помощь?- Чему учит эта сказка?3. «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и пальцы её покрывались большими волдырями…»(Элиза из сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»)- Для чего Элиза рвала крапиву?- Смогла ли она спасти братьев?- Чему учит эта сказка?Как вы понимаете смысл пословицы: «Не нужен клад, коли в семье лад»?
9.Сценка «Курочка ряба»
10.ПРИТЧА « Ладная семья» Чтение притчи учителем:
Жила-была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была особая- мир и лад в ней был нормой. Ни ссор, ни ругани.
До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в ту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители деревни сумели найти способ жить так дружно.
Пришел он к убеленному сединами старейшине семьи и попросил его рассказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова: «любовь», «прощение», «терпение». Но написал эти слова особенно: сто раз было написано «любовь» , сто раз «прощение», сто раз- «терпение». Прочтя три слова император удивился:
- И все??
- Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. ….
В ЧЕМ СМЫСЛ ПРИТЧИ?
Конечно, самое главное в семье – это согласие, взаимопонимание, дружба, любовь и общие интересы. Как вы будете относиться к своим родным и близким, так и ваши дети будут относиться в последующем к вам.11.Остановка третья «Бюджет семьи»- Ребята, в каждом государстве существует бюджет. Бюджет (от англ.budget) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или лица на определённый срок (например, год).- Бюджет государства рассчитывается на один год, а семейный бюджет рассчитывается на месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитает семейный бюджет на месяц.
ДоходЗаработная плата папы – 30.000 тг/месяцЗаработная плата мамы – 15.000 тг/месяцИтого: доход семьи – 45.000 тг/месяц.РасходКоммунальные услуги – 10.000 тг/месяцТелефон – 4.000тг/месяцПитание – 3.000 тг/месяц на человекаОдежда – 5.000 тг/месяцЛекарства – 3.000 тг/месяцРазное – 5.000 тг/месяцИтого: расход семьи – 30.000 тг/месяц.- Если расходы превышают доходы, то в семье бюджетный дефицит.Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. - Ребята, вы убедились, как непросто родителям вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Кроссворд1.Выплата денежных средств пенсионерам (пенсия)2.Финансовый документ с сообщением сведений о совокупном доходе юридическогоили физического лица и об уплаченных налогах (декларация)3.Обесценивание денег (инфляция)4.Налоговый орган, занимающийся людьми, которые не платят налоги (полиция)5. Тот, кто платит налоги (налогоплательщик)6. Денежные выплаты студентам (стипендия). - Какое слово получилось в вертикальном ряду? (НАЛОГИ)- Хватит ли государству тех денег, которые оно получит от налогов, чтобы выполнить все свои функции? (Слайд №23)- Можем ли мы помочь государству, чтобы оно меньше тратило денег? Как? (Беречь школьное имущество, воду, свет, учебники, природу). СТИХ. ВИКА12.Закрепление.-Итак, что такое бюджет? (Список расходов и доходов)- Что надо делать, чтобы денег в бюджете оставалось больше? (Нужно экономить)- На чём можно экономить, а на чём нельзя? (Нужно экономить свет, воду; но нельзя экономить на еде, здоровье, книгах, спорте, любимых занятиях.)- Если деньги тратить с умом, разумно экономить, ограничивать себя в чём – то или откладывать до некоторого времени расходы, то семейный бюджет можно рассчитать так, чтобы хватило денег до следующей зарплаты.- Прежде чем в очередной раз что – то просить у родителей, познакомьтесь с семейным бюджетом. Человек рождён для счастья, как птица для полёта. Каждый стремится к счастью, как цветы тянутся к свету. Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери – это её ребёнок. Счастье для ребёнка – когда у него есть любящие и заботливые родители. Счастье для отца – это дом, семья, здоровые дети. Заканчивая наше путешествие, хочу всем пожелать счастья, в том числе и семейного.
13.Итог урока.
Круг от сердца к сердцу.
Любит ! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?