Технологическая карта урока литературного чтения Л. Пантелеев Честное слово


Технологическая карта урока литературного чтения Л.Пантелеев «Честное слово».
Класс 3а
Учитель: Яковлева Л.А.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Л.Пантелеев «Честное слово»
Цель урока: Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев.
Предметные УУД:
Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве Л. Пантелеева, глубины содержания произведения и его главной мысли.
Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи.
Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелости.
Ввести понятие «автор-герой произведения».
Формировать УУД:
Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выссказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.
Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание; совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Оборудование: Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 3 кл. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 кл.С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. Издательство: Оникс, 2000г.
Компьютерная презентация.
Этапы урока Ход урока
(деятельность учителя) УУД Личностное развитие
Коммуникативные Познавательные Регулятивные I Мотивация к учебной деятельности Организует деятельность учащихся
Слайд 1.
«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас.
Девизом нашего урока будут слова Ф.Бэкона:
« Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками волевая саморегуляцияПонимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии Слайд 2.
-Чьи портреты вы видите на слайде? (Мальчик, автор, майор, мальчишки).
-Что может объединять их? Над каким произведением будем работать на уроке? Какие цели поставим перед собой на уроке?
-Ваша работа сегодня будет заключаться в том, чтобы найти и доказать ответы на заданные вопросы и высказать свои мысли. Работать будем в группах.
-Каждой исследовательской группе даны конверты с именем и заданиями. Прочитайте их. Как вы думаете, цели каждой группы будут разные или общие?
- Образы будут разные, цель одна -понимание честности каждым из образов.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать других Уметь извлекать информацию из иллюстраций; формируем умение обобщать, сравнивать, выделять главное.
Уметь с помощью учителя формулировать тему урока, познавательные задачи.
-формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
-эмоционально-положительное восприятие учения;
-высокая степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете
III Этап открытия новых знаний. Работа с текстом учебника, дополнительными источниками. -Определив цель исследования, постарайтесь провести в своей группе такую работу, чтобы ответить на все вопросы.
(Во время ответов остальные группы будут фиксировать полученную информацию в исследовательских бланках, чтобы увидеть целостный образ)
-умение структурировать знания;
-постановка и формулирование проблемы;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
адекватно понимать оценку взрослого IV Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста и дополнительной литературы
1 исследовательский стол (1 группа)
Связь жизни автора с выбранной темой.
- Что способствовало написанию этого рассказа? (биография прилагается)
Подтвердите ответ словами из биографии. (Показ слайда)
-Так что же ещё объединяет мальчика, автора, мальчишек и военного?
--Значит, автор рассказа является рассказчиком событий, а и его героем.
-Когда был опубликован рассказ?
-От чьего имени ведётся рассказ?
- Каким был сам автор?
- Найти в словаре С. И. Ожегова значение слова «Честный» (показ слайда)
- Как понимает слово «Честность» автор? Подтвердите словами из биографии.
- Сделать модель обложки (показ слайда)
Л. Пантелеев
Желтый цвет
Честное слово
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь на основе анализа чтения делать выводы;
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
2 исследовательский стол (2 группа)
Образ мальчика.
- Найдите ответ в тексте:
- Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?
-Как автор описывает мальчика?
- Как говорит о нём?
- Почему мальчик не ушёл с поста?
- Задание в рабочей тетради с. 68. Прочитайте, подчеркните слова, которые говорят о смелости мальчика.
- Как понимает слово «Честность» мальчик Выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели;
поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках.
Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3 исследовательский стол (3 группа)
Образ мальчишек
Подтвердите словами из текста:
- Как автор называет мальчиков?
- Как мальчик представляет себе мальчишек?
- Найдите границы эпизода к данной иллюстрации.
(показ слайда)
-Как понимают слово «Честность» мальчики? Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
4 исследовательский стол (4 группа)
Образ военного
- Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?
Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?
- Какие чувства он испытал, когда его увидел?
- Найдите слова из текста. Прочитайте диалог автора и майора.
-Как оценил поступок майор?
- Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку?
Как понимает слово «Честность» майор?
- Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?» Как бы поступили на месте главного героя? Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь на основе анализа чтения делать выводы;
Выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели;
поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений
V Самостоятельная работа с самопроверкой
-с помощью цвета изобразить настроение мальчика во время несения им караула, после снятия его с караула
Работа с пословицами. (Показ слайда)
- Ребята, как вы понимаете каждую пословицу?  Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева? Какую бы из них вы выбрали для себя?
– Какую мысль хотел донести до нас автор?
– В каких строчках заключается основная мысль произведения?
стимулирование учащихся к выражению собственного мнения -поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений
VI Рефлексия учебной деятельности
-Вам предлагается оценить свою самостоятельность и дать оценку работы групп.
Домашнее задание по выбору:
Задание в тетради с.68-69.
Прочитать выразительно понравившийся эпизод.
Рассказать об одном из героев рассказа.
умение выражать свои мысли
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-видеть ошибку и исправлять ее;
-контролировать свою деятельность по результату
-эмоционально-положительное восприятие учения;
-объективная оценка результатов деятельности