Сценарий и технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе. Л Пантелеев Честное слово
Мячина Юлия Геннадьевна
МБОУ «Школа № 148 с углубленным изучением отдельных предметов имени героя Советского Союза Михалева В. П.» г. О. Самара
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 В
Тема урока: рассказ Л.Пантелеева «Честное слово»
Форма урока: анализ текста с элементами интеграции(история)
Цели урока:
Образовательные: - продолжать учить анализировать текст;
-работать над выразительностью чтения;
- формировать умение искать в тексте нужную информацию;
- учить детей передавать при чтении и инсценировке различной интонации.
Развивающие: -развивать речь учащихся, умение пересказывать текст;
-развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное.
Воспитательные: - воспитывать гражданственность и патриотичность;
-доброе отношение друг к другу;
-ответственность за порученное дело.
Оборудование: записи на доске, проектор, карточки для детей, карточки с заданиями для групповой работы, толковый словарь Ожегова, словарь синонимов и антонимов
Планируем результаты обучения:
Предметные:
-читать целыми словами, выразительно
-отвечать на вопросы
-находить ответ в тексте
Личностные:
-учащиеся учатся мотивировать свои действия;
-соблюдая нормы поведения, выражать готовность правильно поступать;
-проявлять в определенных ситуациях лучшие человеческие качества.
Метапредметные:
-соотносить результат совей деятельности с целью и оценить его;
-давать эмоциональную оценку деятельности всех учащихся на уроке.
Познавательные:
-общеучебные - находить ответы на вопросы, используя текст учебника, личный опыт;
-логические-делать выводов результате совместной работы класса, группы.
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других, владея приемом монологической речи.
Сценарий урока
ОргмоментПроверка домашнего задания
-О чем произведение?
-О предыдущее произведение «Принцесса-лгунья»?
-К какому литературному приему прибегают составители учебника, располагая эти произведения в учебнике рядом?
(противопоставление)
-Что противопоставлено принцессе-лгунье? (характер мальчика, честность)
- Так какая проблема будет решаться на уроке?
III. Работа по теме урока
1)работа по разгадыванию кроссворда
-Люди, обладающие таким характером, имеют главное достоинство человека, чтобы ответить на этот вопрос разгадаем кроссворд.
1) идеальный человек
2)способность человека решительно встать на защиту слабого, отстоять свою точку зрения
3) качество человека, с ответственностью подходящего к делу
4) способность человека пожалеть, понять, помочь другому человеку
5) самое нежное чувство к родителям, Родине
Проверка по экрану готового кроссворда (найдем ответ в словаре Ожегова)
-Что такое честь? честный? ( 1 слайд)
-Подберите синонимы к слову честный(словарь синонимов и антонимов)
(правдивый, прямолинейный, порядочный, кристальный, добросовестный)
-Почему мальчик с таким сильным характером плакал?
(он остался один, про него забыли)
-Какие чувства вызывает поступок старших мальчиков? Как они поступили?
(безответственно)
2)выборочное чтение, инсценировка
-Найдите в тексте диалог мальчика и автора
-Что такое диалог?
-какой литературный прием здесь прослеживается?
(сравнение)
3)работа с пословицей
-русский народ на все случаи жизни придумывал пословицы на тему дружбы, труда, предательства…,а о чем говорит вот эта пословица:
Не давши слова-крепись, а давши-держись (на доске)
-найдите толкование пословицы в тексте
(я дал честное слово…)
ФизминуткаЧтение и анализ второй части
чтение второй части «по цепочке»
-как автор решил помочь мальчику?
-почему автор сначала хотел рассмеяться, когда услышал, что с ним произошло, а потом «спохватился» и увидел, что дело серьезное?
-как к игре отнесся майор? Подтвердите словами из текста
(испуг, удивление, не стал размышлять)
-что вы можете сказать об этих взрослых людях?
(серьезные, ответственные, внимательные)
-в какой исторические период происходят события, описанные в рассказе?(до войны. Встретили слова кавалерист, красноармеец) ( 2,3 слайды)
Презентация(буденовка, отряд кавалеристов, Буденный…) ( 4, 5, 6 слайд)
-Откройте тетради и найдите лексическое значение этих слов
-какие испытания ждут мальчика впереди?предположите, как он сумеет себя проявить?
(будет честно защищать свою Родину…)
Составление рассказа о мальчике (групповая работа)
1 группа.
Каким мы видим мальчика в начале рассказа? что о нем подумал рассказчик?
(маленький мальчик, безутешно плачущий, шмыгающий носом. Автор подумал, что мальчик не здоров)2 группа.
Почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик предложил ему пойти домой? как этот поступок характеризует его?
(он играл с увлечением, честно, он дорожил честным словом, не могу подвести товарищей)
3 группа.
Что мы узнаем о мальчике из его беседы с автором? из каких слов видно, что он все больше начинает нравится рассказчику?
(если дал честное слово, то нужно настоять, что бы не случилось…а игра это не игра- все равно…)
4 группа.
Каким мы видим мальчика после прихода военного? что взрослые люди подумали о нем?
(Мальчик обрадовался встрече. Когда он вырастет «…можно ручаться, что это будет настоящий человек)Дети озвучивают рассказы. Оценка рассказов
-почему мы не знаем имени мальчика?
(собирательный образ-литературный прием)
Выводы детей
VI. Итог урока. Видео
-хотели бы вы иметь такого друга?
-какая главная мысль рассказа? Эту проблему обсудить дома.
Мы все должны быть такими, как этот мальчик и жизнь в нашей стране изменится к лучшему.
Стихотворение Е. Евтушенко “Срывай цветы, но по-хорошему”
Срывай цветы, но по-хорошему,не выдернув ни корешка,чтоб ничего не покорёжилана Родине твоя рука.
Жестокость вырви по - жестокому,чтобы корней не припасла,чтоб ни внутри тебя, ни околона Родине не проросла.
Бесстыдней самой низкой низости,-сумев других перешагнуть,слезливо к Родине подлизываться,под ордена подставив грудь.
А ты бесстыдством не пропитывайсяи знай, где нравственная грань.Своим народом не прокидывайся,им не прикидывайся – стань.
Ну а когда ты станешь Родиной,себя во всех других найдёшьна сотнях кладбищ похороненным,по сотням улиц ты пройдёшь.
Не обижая свою плоть ничуть,ты станешь множеством людей,а это здорово, как плотничать, во рту зажав букет гвоздей!
Но если вырвешь корни собственные,
ты – вновь один. Ты – не народ,перестающий жить по совести,быть Родиной перестаёт.
Литература
Кубасова, О.В. Литературное чтение [текст]: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1/О.В. Кубасова.-9-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.-192 с.:ил.-ISBN 978-5-418-00333-1(ч.1)
Литературное чтение. 3 кл. Часть I. Поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой «Любимые страницы»[текст]:изд. 2-е переработанное./Сост. И.В.Персидская.-Волгоград:ИТД «Корфей».-128 с. ISBN-593312-090-1
Ушакова, О.Д. Синонимы и антонимы. Словарик дошкольника
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского язык
Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь[Текст]:Научно-редакционный совет/А.М. Прохоров(пред.).-М.: «Советская Энциклпедия», 1981.-1600 с. С илл.