Лекция ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ


лекция
в 10 «А» классе
МБОУ «СОШ №1 с. Чечен- Аул».
Формирование
антикоррупционного мировоззрения
у учащихся.
Классный руководитель: Косумова З.З.
цель: Дать понятие о коррупции, рассказать о путях борьбы с коррупционными явлениями, формировать антикоррупционное
мировоззрение у учащихся.
Проблема борьбы с коррупцией сегодня в первую очередь предполагает чистоту рук, борющихся с ней. Свидетельством этого является масштабная кампания, санкционированная Президентом Российской Федерации и направленная на борьбу с коррупционными явлениями в органах государственной власти, в том числе и правоохранительной сфере. И это понятно, так как именно на правоохранительные органы в первую очередь ложится основная тяжесть борьбы со взяточничеством, вымогательством, подкупом, злоупотреблением служебным положением и иными формами коррупционного поведения.
Поэтому на государственном уровне осуществляется разработка мер и мероприятий по противодействию коррупции. В июле 2008 г. был утвержден «Национальный план противодействия коррупции». А в декабре того же года принят и одобрен Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции».
Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты. Как свидетельствует мировой исторический опыт, распространенность коррупции значительно возрастает в периоды крупных социальных потрясений. К сожалению, социальные преобразования, начавшиеся во второй половине 80-х годов XX века, способствовали тому, что в современной России коррупция стала одной из характеристик современной российской действительности. На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается поступательный и интенсивный рост числа и видов коррупционных правонарушений. С каждым годом ситуация становится все более напряженной. Это связано, в первую очередь, с общим снижением духовно-нравственного потенциала общества, с господствующим в нем правовым нигилизмом, неверием в неотвратимость наказания, ослаблением государственного контроля и несовершенством законодательства.
Феномен коррупции очень стар. Он возник с появлением государства и делением людей на управляющих и управляемых. В последнее время коррупция поразила практически всю систему общественных отношений, структуру власти. Коррупция сковывает деловую жизнь страны и снижает эффективность государственного управления. Социальные последствия коррупции значительны – коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями, формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения, коррупция способствует несправедливому перераспределению благ, дискредитирует право как инструмент регулирования жизни государства и общества, снижает доверие общества к власти.
Актуальность и злободневность этой проблемы признается как на международном, так и на российском уровне. Первые лица государства неоднократно обращались к теме борьбы с коррупцией. Так, Д. Медведев отмечает, «коррупция - один из главных барьеров на пути нашего развития. Среди осужденных - 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов. Эти цифры, к сожалению, свидетельствуют о масштабах коррупции, поразивших наше общество».
Путин В.В. не мог не затронуть проблему коррупции, он сказал: «Мы глубоко поражены этой «болезнью». Особенно остро проблема коррупции стоит в странах с переходной экономикой, потому что там существует очень много не отрегулированных законом "серых" зон. Особенно вопиющим фактом воспринимается коррупция в органах внутренних дел. Руководство МВД признает проблему коррупции.
Несмотря на частоту употребления понятия «коррупция» в профессиональной, периодической и массовой литературе в научном кругу нет единства относительно понимания термина и сути явления. Этимологически термин “коррупция” происходит от латинского слова corruptio, означающего “порча, подкуп”. В сущности, эти два слова определяют понимание коррупции и дают возможности для интерпретации этого явления.
Очень часто в среде профессиональных криминологов коррупцию олицетворяют с взяточничеством. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию как “социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей”. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог Н. Ф. Кузнецова. Однако такой подход представляется зауженным и не позволяет охватить все многообразие форм коррупции, которые мы имеем в действительности. Существуют в научном дискурсе точки зрения, в рамках которых коррупция оценивается неоднозначно отрицательно. Одним из ведущих специалистов в области исследования коррупции считается Сюзан Роуз-Аккерман. Свои исследования она проводит в рамках экономического подхода и коррупцию рассматривает как форму социального обмена, а коррупционные платежи — как часть транзакционных издержек; в данном случае коррупция связывается с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы. В то же время, как известно, в некоторых странах с довольно высоким участием государства в экономике коррупция невысока (например, в Дании).
Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости.
Ученые дают свои определения, спорят о содержании феномена, подчеркивая отдельные аспекты. Многие споры должен был разрешить принятый недавно долгожданный закон «О противодействии коррупции», но при ближайшем рассмотрении этого законодательного документа возникает вопросов больше, чем ответов.
Так, например, в законе сказано: «Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица…»
Определение в законе дается через перечисление преступлений, не выявляя сущностных качеств этого явления. Кроме того, ученые отметили использование термина «коммерческий подкуп», деяние, которое может совершить лицо, работающее в коммерческих организациях, а к ним нельзя отнести сотрудника ОВД. В целом, по оценкам специалистов, определение, предложенное в законе, в большей мере коррупцию ассоциирует с взятками.
Есть и другие точки зрения относительно эффективности законодательно закрепленного определения коррупции. Григорьев В.В. отмечает, что понятие коррупции дается в законе на собирательном содержании, через отражение ряда деяний, выраженных в диспозициях ст. 201, 204, 285, 289, 290, 291 УК. В Законе не определено понятие коррупционного правонарушения, и это объясняется вовсе не экономией законодательного материала. Григорьев В.В. отмечает, что опыт антикоррупционного нормотворчества во всем мире свидетельствует, что законодатель постиг только один универсальный способ определения коррупции, который состоит в конструировании предельно общих норм, рассматривающих ее объективную сторону.
Возвращаясь к определению термина, предлагаем в качестве рабочего использовать определением профессора Б.В. Волженкина: «коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». Коррупцию часто связывают с бюрократией, однако это не синонимичные понятия. Бюрократия – (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греческого κράτος — господство, власть) — под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти. Бюрократия – необходимая часть управления. М.Вебер доказал, что бюрократия одна из наиболее полезных идей в истории человечества. Однако, следует отметить, что российская бюрократия, учитывая ее размеры и доходы чиновников особо склонна к коррупции. Наблюдается неуклонный рост численности чиновников в России, несмотря на то, что численность населения падает.
Сложность коррупционных явлений может быть отражена в таблице.
Таблица 1. ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Критерии типологии коррупции Виды коррупции
Кто злоупотребляет служебным положением Государственная (коррупция госчиновников)Коммерческая (коррупция менеджеров фирм)Политическая (коррупция политических деятелей)
Кто выступает инициатором коррупционных отношений Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица.Подкуп по инициативе просителя
Кто является взяткодателем Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)
Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы)Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)
Цели коррупции с точки зрения взяткодателя Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)
Степень централизации коррупционных отношений Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе)Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими)Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)
Уровень распространения коррупционных отношений Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти)Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков)Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)Согласно закону обратимся к перечню преступлений, называемых коррупционными. Повторим их:
- дача взятки;
- получение взятки;
- злоупотребление служебным положением;
- коммерческий подкуп
- иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
- незаконное предоставление выгоды указанному лицу, другим физическим лицам;
- либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Многие ученые считают, что этот перечень не является исчерпывающим, исследователи предлагают расширить его. По мнению Волженкина Б.В. действующий Уголовный кодекс Российской Федерации дает основания относить к коррупционным такие преступления, как:
- мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения ( чч. 3 ст.ст. 159 и 160 УК РФ),
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ),
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ),
- служебный подлог (ст. 292 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ),
- недопущение, устранение или ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях.
В самом законе «О противодействии коррупции» называется еще один вид коррупционного преступления – сокрытие информации о коррупции.
Перечень видов коррупционных деяний открыт – действительность предлагает более изощренные и сложные виды коррупции.
Традиции бывают разными – плохими и хорошими, полезными и вредными. Среди очевидных причин современной отечественной коррупции, её масштабов и способов совершения коррупционных преступлений выступают определенные традиции коррупционного поведения, как в историческом прошлом российского общества, так и мирового сообщества в целом. Коррупция – сложное, исторически изменчивое и относительно массовое социально-правовое явление. Противодействие коррупции сопровождало всю историю существования государственности.
На рубеже 60-70-х гг. ХХ в. коррупция проникла в структуры правящей партии, усиливалась экономическая и должностная преступность. Известный экономист Е.Т. Гайдар отмечал, что «система получастной полyгосударственной экономики с мощным элементом бюрократического регулирования есть идеальный питательный бульон для бактерий коррупции». В этот период широко распространены нелегальная перепродажа дефицитных товаров (спекуляция) работниками торговых и иных организаций; взятки и иные злоупотребления должностных лиц, отвечающих за распределение потребительских благ; взяточничество в системе образования; труд шабашников; приписки в отчетности. Коррупция превращается в социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами — политическими, экономическими, культурологическими.
Д. Медведев, на встрече с журналистами в Уфе сказал: «Корни этого явления [коррупции] лежат в том, что значительная часть населения просто плюет на соблюдение законов». Большинство населения, по данным ВЦИОМ, считает иначе. Жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов, а также несовершенство законов - главные причины коррупции, по мнению наших сограждан (39% и 35% соответственно). Почти каждый пятый считает, что корень проблемы - в низком уровне правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения (21%).
Основные принципы государственной политики в области борьбы с коррупцией декларированы в ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 3. Феномен коррупции есть сложный социально-правовой феномен, активно обсуждаемый в научной среде и имеющий множество определений. Важно подчеркнуть, что коррупция – это действия вопреки интересам общества и государства.
К субъектам, в компетенцию которых входят обязательства по борьбе с коррупцией следует отнести: Президента РФ, администрацию Президента РФ, Совет Безопасности, Министерство Юстиции, Федеральное собрание (Государственную думу и Совет Федерации), специализированную Комиссию при ГД по законному обеспечению противодействия коррупции, Правительство РФ, отдельные министерства, Прокуратура РФ, Федеральная таможенная служба, Счетная палата и местные органы исполнительной власти.