Опасные предметы в доме 1 класс
Тема урока по окружающему миру в 1 классе:
"Что вокруг нас может быть опасным?"
Цель урока: создать условия для формирования умения у детей видеть потенциальную
опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении с ними.
Задачи урока.Развивающая
Развивать познавательный интерес к окружающему миру
Способствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся;
Развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Обучающая
Учить предвидеть опасность со стороны бытовых предметов (электроприборов, острых предметов, лекарственных препаратов), соблюдать правила безопасного поведения при обращении с ними. Воспитывающая
Создать условия для воспитания бережного отношения к своему здоровью.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать номера телефонов экстренных служб.
- Уметь различать опасность. Уметь правильно реагировать на опасность.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.
Личностные: - Освоение роли ученика;
- Формирование интереса (мотивации) к учению;
Регулятивные:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Познавательные:
- Ориентироваться в учебнике;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- Умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Работать в парах.
Приемы обучения: речь учителя, ИКТ.
Формы обучения: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии: системно- деятельностный подход, здоровьесберегающие и информационно – коммуникативные технологии.
Межпредметные связи: ОБЖ
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
2. Постановка цели. Тема урока. – Прочтите пословицу, написанную на доске: “Мой дом – моя крепость”.– Объясните, как вы понимаете ее смысл.– Действительно, современные дома не похожи на крепости, но и они защищают нас от ветра, холода, дождя, от злых людей. Любопытный Муравьишка желает познакомиться с домом человека. Поможем ему в этом.
- Что представляет собой современный дом? (Это здание, построенное из кирпича или панельных плит. Если оно высотное, то для удобства передвижения есть лифт).
- Один архитектор назвал дом «машиной для жилья». Как вы думаете, почему? (В доме много механизмов, приборов.)
- Правильно. Каждый дом – это не просто крыша и стены. Своё жильё человек наполнил удобными механизмами. Дом устроен очень сложно. Там у каждого много вещей: бытовая техника, посуда, одежда, мебель и многое другое. В нём проходят трубы с горячей и холодной водой, с газом, а иногда и большие трубы для мусора – мусоропровод, есть много всяких электропроводов – для плиты, телефона, телевизора. Шумят разные приборы: холодильник, магнитофон, стиральная машина… Все эти вещи человек сделал для своего удобства. Эти предметы приносят человеку пользу.
- А могут ли эти предметы быть опасными? Об этом мы должны узнать на уроке. Слайд1.
Мы узнаем, что обычные вещи и предметы, которые есть у каждого из вас дома, могут быть опасными для вашего здоровья. Надо уметь правильно ими пользоваться, соблюдать технику безопасности при обращении с ними.
3. Мотивация к учебной деятельности.
- Разгадайте кроссворд. Слайд 2. (Безопасность)
1. Водные животные, тело которых покрыто чешуей. (Рыбы)
2. Животные, тело которых покрыто шерстью. (Звери)
3. Лишь солнце погасло
И стало темно,
Как по небу кто-то
Рассыпал зерно. (Звезды)
4. Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)
5. Он может хранить информацию, помогает учиться, может играть с тобой. (Компьютер)
6. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
7. Состоит из раковин морских животных. (Известняк)
8. Очень прочен, его часто используют в строительстве. (Гранит)
9. Здесь много замечательных животных. Их привозят сюда из разных стран. (Зоопарк)
10. Дышит, растет,
А ходить не может. (Растение)
11. Животное, тело которых покрыто перьями. (Птицы)
12. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
- А что такое безопасность? (Состояние, при котором не угрожают никакие опасности).
Слайд 3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
4. Изучение нового материала. Работа с учебником стр. 46.
- Прочитайте, какую учебную задачу мы поставим перед собой. (1 предложение над красной чертой). Миша.
- Из-за чего полезные нам в жизни вещи могут быть опасными? (Неосторожное, неправильное обращение с ними).
- Рассмотрим рисунки учебника. Догадайтесь, о какой из этих вещей говорится в загадке?
Женя. Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита). Слайд 4.
Рассказ учителя. К газовой плите без нужды лучше не подходить. За огнём лучше пусть следят взрослые. С газом не стоит шутить. Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт – это очень опасно! Почему? (Надышавшись газом, человек может сильно отравиться. Если в кухне много газа, то он может взорваться от одной искры).
- Почему газ может наполнить кухню? (На плите что-то варилось, жидкость убежала из кастрюли, огонь потух. Может задуть ветер из открытого окна. Газ может выйти из трубы, если в ней трещина).
- Газ нельзя увидеть, а как же мы поймём, что это случилось? (По запаху).
- Что нужно делать, если почувствуешь запах газа? (Сказать взрослым, выключить конфорку, открыть окно).
- Кто знает телефон газовой службы? (04) Слайд 4.
- В это время нельзя включать электроприборы. Слайд 4. Какие приборы заставляет работать электричество? Отгадайте загадки про них.
Ходит, бродит по коврам, водит носом по углам, Пыль и сор его обед, где он был, там пыли нет. (Пылесос). Миша
Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам рассказчик. И к тому же заодно демонстрирует кино. (Телевизор). Максим
- Если сидеть близко к экрану и долго смотреть телевизор, можно испортить зрение.
Полюбуйся, посмотри –
Полюс Северный внутри!
Там сверкают снег и лёд,
Там сама зима живёт. (Холодильник).РомаПосле стирки у простынки, он разгладит все морщинки.Только ты его не тронь, он горячий, как огонь. (Утюг). Арина
Рассказ учителя. Электричество получают на специальных станциях. А потом по проводам ток приходит в квартиры.
- Какие правила пользования электроприборами можете назвать? (Нельзя мокрыми руками включать и выключать электроприборы. Нельзя выключать электроприборы, дергая за шнур.)
- Какие неполадки с электричеством могут произойти? (Задымился провод, проскочила искра, когда сунул вилку в розетку, нажал на выключатель).
- Что вы будете делать, если это заметите? (Сказать взрослым).
- Почему самому нельзя чинить? (Может ударить током).
- Нужно запомнить правило: Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы. Почему? (Может возникнуть пожар). Слайд 4.
- Надо помнить, что включенные электроприборы нельзя тушить водой, так как вода проводит ток. Сначала их надо отключить, а потом тушить пожар.
- Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить при пожаре? (01). Слайд 4.
- Глядя на иллюстрации в учебнике, от чего ещё может возникнуть пожар? (От газовой плиты, если баловаться спичками).
- Правила поведения при пожаре вы найдете в стихотворении, которое прочтёт Ксюша.
Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты, она мала,Но от спички – невелички может дом сгореть дотла.
Чтоб он не стал твоим врагом,Будь осторожен с утюгом.
Ты о пожаре услыхал, скорей об этом дай сигнал.Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер – 01.
5. Физминутка. Мы пожарниками были (сгибая ноги, наклоняются, имитируя надевание комбинезона) И пожар мы так тушили (соединяют руки, как будто держат шланг)Поворачиваем шланги вправо (туловище и руки поворачивают вправо)Поворачиваем шланги влево (туловище и руки поворачивают влево)Раз, раз, раз, раз и огонь погас (руки поднимают вправо и вверх, влево и вверх, руки опускают влево и вниз, вправо и вниз, и в конце разводят руки в стороны).
6. Изучение нового материала.
- Какие ещё опасности могут возникнуть от неосторожного обращения с утюгом, спичками? (Ожог получить).
- Назовите ещё предмет, от которого можно получить ожог? (Чайник с кипящей водой, если снять с плиты).
- Какой номер телефона нужно знать, чтобы вам оказали помощь при травме или ожоге. (03 – скорая помощь). Слайд 4.
7. Вывод. Слайды 5-6.
8. Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Руки вниз, на пояс, вверх.
- Рисуем уши слону, волшебные восьмёрки.
9. Работа в тетради в паре на стр.32 № 1. «Найди лишний предмет». (Спички, остальные острые и режущие предметы). Отгадаем загадки о них:
Хожу с края на край,
Режу чёрный каравай. (Нож). Кристина
Она колет очень колко
Всем известная … иголка!
Два конца, два кольца,
А в середине – гвоздик. (Ножницы). Полина
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряем в петельки
И вот он шарф для Петеньки. (Спицы). Наташа.
10.А). Диск задание1. Как передать правильно ножницы?
Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.
Б). - Чем аптечка может быть опасна? (Лекарства должны лечить. Но только взрослый человек должен контролировать прием лекарства, так как принятое неправильно, оно может принести вред. И даже витамины, сладкие и приятные на вкус, нужно принимать в присутствии взрослых и в тех дозах, которые указаны в инструкции. Если съесть их большее количество, то на коже может высыпать сыпь, а может произойти и еще худшее – отравление).
11. Итог урока.
- Вот и закончилась наша экскурсия по современному дому. Вернёмся к учебной задаче урока. Мы узнали, что самые обычные вещи могут стать опасными. Когда это может произойти? (Если неправильно или неосторожно с ними обращаться).
- В перемену или после уроков можно эти правила в стихах прочитать в книге (показ книги).
12. Рефлексия.
Встаньте те:
– Кто для себя сделал открытие?
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!
– Кому на уроке было интересно?
– Кому урок подарил хорошее настроение?