ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
УДК
Дистанционное обучение.
Тидва Ольга Ивановна. Учитель истории. ПМР г. Тирасполь. tidva1949@mail.ru
Аннотация. Дистанционное обучение является одной из составляющих личностно – ориентированного обучения. Обучающийся может индивидуально работать с учителем и другими партнёрами, добывая самостоятельно знания, и передавать их другим. Это нетрадиционный вид обучения, но очень с большой перспективой сегодня и на будущее в сфере образования. Не все дети могут посещать школу по различным обстоятельствам, поэтому для таких учащихся дистанционное обучение – это большая находка и даже привилегия, получить хорошее, достойное образование, не выходя из дому. Поэтому я считаю, что дистанционное обучение – это будущее образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, личностно – ориентированное обучение, образовательное пространство, информационное пространство, учащиеся, интернет, индивидуализация.
В своей статье хочется остановиться на одном из видов нетрадиционного обучения – дистанционном. Выясним, что такое дистанционное обучение? Какие имеет плюсы и минусы. Дистанционное обучение - это новая организация образовательного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения ученика, студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации, интернета. Не все дети сегодня идут в школу с удовольствием. Когда дети идут в первый класс, то им, какое - то время нравится учиться. Но потом слово школа становится синонимом слова мучение. Некоторые учащиеся с удовольствием ходят в школу только в 10 и 11 классах, только по тому, что к ним стали относится как к взрослым, так они думают. Но больше не желающих посещать школу. Вот для таких детей и есть выход - дистанционное обучение в школе, дома. Еще лет 20 назад это бы показалось научной фантастикой, но теперь это стало повседневной реальностью. И все это случилось благодаря интернету. Ребёнку не надо ходить в школу, и часто это существенный плюс. Ведь бывает, что рядом школы нет, или есть, но район плохой или обстановка в школе неблагоприятная, или ребенок часто болеет и много пропускает занятий, либо занимается спортом и часто ездит на соревнования. Дистанционное обучение - это также может быть работа с детьми – инвалидами, работа с одарёнными детьми, выполнение проектов и исследовательских работ, индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня и многое другое позволяет осуществлять технология дистанционного обучения. Дистанционное обучение оказывается к тому же экономически выгодным, если учесть транспортные расходы и организационные расходы на всю систему очного обучения.
По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению - и университетскому, и школьному, и в системе повышения квалификации, т.е. всем звеньям непрерывного образования.
Интересна история возникновения данного метода обучения. В Европе в конце XVIII века, когда появилась почтовая связь, возникло такое обучение. Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены своему учителю. В России данный метод появился в конце XIX века, а датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
Основные функции дистанционного обучения:
- доставка учебных материалов учащемуся на сайте; тестирование для выяснения уровня усвоения материала; работа с классом учащихся и индивидуально; контроль над процессом обучения.
Я работаю в теоретическом лицее № 2 г Тирасполя учителем истории и обществознания. Администрация лицея на лицейском сайте открыли сайт «Кристалл». По всем предметам учитель, работающий в лицее, имеет свой виртуальный кабинет. В этих кабинетах мы размещаем: методический материал, презентации, видеофильмы, интерактивные карты, другие материалы. Выставляем домашнее задание классу, прикрепляем необходимые файлы, ссылки на дополнительный материал по теме, учебные тренажеры, видеоматериалы, даем ссылку на вариант задания на сайте. Учащиеся переходят на страницу составленного учителем теста и решают его. Все ученики, находящиеся в информационном пространстве, выполняют задания. Компьютер проверяет, а затем оценивает учитель. Ученик видит своё решение, учитель поясняет ошибки, ученик может задать вопросы и получить ответ учителя. В лицее проходит много внеклассных мероприятий, например, предметные недели, мы учителя составляем дистанционные олимпиады, также по каждому предмету, учащиеся выполняют, получают грамоты и дипломы.
Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом, что говорит об ее эффективности. Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения. Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или углубить свои знания в интересующих их областях.
Дистанционные технологии - это перспективный инструмент для реализации основных принципов личностно - ориентированного обучения. Система предусматривает постоянное общение учеников, как между собой, так и с преподавателем, например «партнер-учитель, партнер-ученик».
Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Дистанционное обучение - это индивидуализация обучения. Я считаю, что дистанционное обучение – это будущее образования.
Список литературы.
1.Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения 2. Полат Е.С, Моисеева 1.М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006 3.Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с