Конспект урока с использованием информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) по курсу «Окружающий мир» в 3 классе
Конспект урока
с использованием информационно–коммуникационных технологий (ИКТ)
по курсу «Окружающий мир» в 3 классе
Тема урока: Наша безопасность.
Цели:
научить детей правила безопасного поведения в природе, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека;
развивать логическое мышление ,воображение и умение рассуждать;
формирование позитивной самооценки у учащихся;
воспитание гуманной ,творческой личности ;
узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
развивать кругозор детей;
воспитывать чувство бережного отношения к природе и к своему здоровью, находчивость, собранность;
воспитывать уважение к природе, самостоятельность, интерес к предмету.
изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой;
Оборудование: презентация с изображением грибов, молнии, растений, змей, гадюк, осы и пчёлы и т.д; знаки «Опасные места», музыка «Звуки природы», мультимедиа ,презентации детей, презентация к уроку, сюжетные картины, компьютер, мелко порванные листы бумаги, линейки, учебники.
Ι. Организационный момент. Подумайте, какую оценку вы бы хотели получить за урок. Напишите на полях желаемую оценку. Желаю всем удачи!
ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.
Показ презентаций подготовленных учащимися к пройденному.
Выступление №1 учащегося Огонь - друг и враг человека Огонь – какую пользу приносит огонь человеку? (Ответы учащихся) Выступление №2 учащегося Вода - а сможет человек прожить без воды? (Ответы учащихся) Выступление №3 учащегося Воздух- для чего воздух человеку? (Ответы учащихся)
Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме
Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать преступник
Балкон может быть смертельно опасной
Подоконник здесь нельзя прыгать, играть, разводить огонь Лифт одно из опасных мест в окрестностях твоего дома
Стройплощадка не вставай на него, не сиди и не лежи
Слайд №2 с правильными ответами(проверка учащимися)
Выставка условных знаков.(работы детей)
балкон,
подоконник,
лифт,
стройплощадка,
трансформаторная будка,
пустырь, парк, лес,
всё, что покрыто льдом.
– Безопасно ли гулять по крышам?– Чем опасны чердаки и подвалы?– Чем опасен открытый люк на тротуаре?– Всегда ли безопасны качели во дворе?
ΙΙΙ. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. Объяснение нового материала.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Сегодня вы узнаете, что в мире и без политики много интересного. Мы поговорим об опасностях, которые может нанести человеку живая и неживая природа. Посмотрите на эти знаки. Что они означают? Кто может сказать, какие новости мы сегодня узнаем? Слайды быстро меняющиеся
- Итак, сегодня мы узнаем, какие опасности могут нас подстерегать в лесу, на лугу, во дворе, на улице, в общем, в природе. Научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях.
Ведь главное правило жизни – лучше избежать опасности, чем с ними бороться.
Как вы понимаете смысл пословицы «Осторожность – мать безопасности». (Ответы детей.)
1) Собака бывает кусачей.
-Послушайте загадки.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака). Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка).
Слайды №3.4
Давным-давно, 40 миллионов лет назад, появились предки хищных животных – миацисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Но какая? Волк, динго, дикая собака и шакал до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-пра-прадедом современной собаки. Есть мнение, что первой в истории собакой стала «торфяная собака», жившая в каменном веке. В тяжелые времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки. А собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним, а кошки пришедшие из диких лесов стали домашними игрушками для детей.(дома найдите мультфильм «Кошка которая гуляла сама по себе) В настоящее время известно много пород собак: домашняя, охотничья, водяная, египетская, мудрая, левретка, бульдог, бассет, чихуахуа и другие. Это основные обитатели городских квартир.
– Как вы думаете, очень важно какой породы ваша собака? (Ответы детей.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по новой теме
Выступление №4 (подготовленный ребенок читает стихотворение) – Послушайте стихотворение Аркадия Пресмана «Мой щенок». – Что же самое главное? (Ответы детей.)
– Чтобы собака была умной, доброй и отважной, ее надо научить правилам «собачьего тона»: послушанию, терпению, доверию, добру. Но сначала всему этому нужно научиться хозяину. Хорошо воспитывать собаку может только хороший человек. Желание любого ребенка, когда он видит собаку, погладить ее. Но это не всегда безопасно.
Закрепление изученного материала(первичное)
– Собака никогда не нападает первой. Виноват часто бывает сам человек, потому, что неправильно себя ведет. Например, нарушает охраняемую собакой границу – входит во двор, который собака считает своим. Так что, лучше выйти со двора или позвать тех, кого собака считает хозяевами.Опасно встречаться с собакой в каких-нибудь узких проходах. Здесь может укусить даже дрессированный пес. Поэтому, если в подъезде, лифте тебе навстречу идет человек с собакой, лучше остановись и пропусти их мимо. Эти правила надо соблюдать и с общением с кошками , как с домашними так и с дворовыми.Мой руки после общения с животными, иначе можно заразиться различными кишечными заболеваниями.
Слайд №6.
2) Опасное солнце
– Какое время года вам нравится? Почему?– Когда мы с вами ходили в поход? (Летом, когда тепло.)– Нужно ли летом опасаться солнца?– Палящие солнечные лучи перегревают наш организм. Нужно защищать голову и шею от солнца: надевать панамы, платочки, чтобы спастись от теплового удара, солнечного ожога.
Признаки солнечного ожога:
покраснение кожи,
высокая температура,
рвота,
головная боль.
Лечение: положить на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняя его. Слайд №7
Закрепление изученного материала(первичное)
3) Ядовитые растения и грибы. Слайды №8
Звучит музыка «Голоса природы»
- Кто из ребят не любит природу? Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Можно отравиться ядовитыми ягодами или грибами.
– Итак, мы пришли в лес. Что мы должны знать, гуляя по лесу? (Правила поведения в лесу.)– Что вы знаете о ядовитых растениях? (Ответы детей: волчье лыко, вороний глаз, дурман, белена, ландыш.) – Какие ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята, мухомор, дождевик.) – Как правильно собирать грибы?– Какие правила надо знать, когда идешь в лес за грибами?
две корзины с надписями: «съедобные» и «несъедобные». Слайд №8
Загадки читает учитель. После каждого угадывания он просит изображение гриба положить в нужную корзину.
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу
Называют их … (опята).
А это - красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпе, на шляпе горошки. (Мухомор).
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб.
Учти - он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки!
Его называют … (Бледной поганкой).
Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это …(сыроежки).
Какие еще опасности поджидают нас при общении с живой природой?
Среди ядовитых растений изображен ландыш. Неужели этот красивый цветок ядовит?
Ландышевые цветы идут на изготовление сердечных лекарств, духов, мыла. Слайд №10
После опыления вместо цветков появляются зеленые, а затем ярко-красные ягоды шарики. Они ядовиты. Животные, наевшись их, погибают. У человека при отравлении ландышем появляется тошнота, головокружение, судороги. Сразу надо принять рвотное и промыть желудок.
Люди давно подметили, что человек, пожевавший белены, мечется, буйствует, ему что-то мерещится. Вероятно, из-за такого поведения возникли выражения «взбеленился», «белены объелся», которые говорят о человеке, совершающем поступки против всякого здравого смысла. Слайд №11
Цветки белены напоминают кувшинчики .В них может находиться до пяти сотен семян. Вот они и приводят к беде. Дети находят эти кувшинчики, срывают их и высыпают на ладонь горсть маковых зерен. Если их взять в рот и сжевать, то отравиться можно насмерть.
4) Как уберечь себя от укуса осы или пчелы? Слайды №12,13 - О ком эти загадки?
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса).
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделиться медком. (Пчела).
– Кроме растений и грибов, в лесу много насекомых. И не все они безобидные. Укусы пчел или ос особенно опасны для людей, испытывающих аллергию на яд этих насекомых. Пчела оставляет в ранке свое жало, к которому прикреплен мешочек с ядом. Это жало надо как можно быстрее удалить. Но так, чтобы мешочек с ядом не разорвался. Поэтому не стоит выдавливать жало или пытаться вытащить его пальцами. Лучше осторожно поскрести по месту укуса тупой стороной ножа или ногтем. Тогда и жало, и мешочек выйдут наружу. После этого надо промыть ранку водой с мылом. От боли и зуда может помочь измельченный лист подорожника. И еще - любой дезодорант от пота. В нем, оказывается, есть вещества, которые уменьшают действиепчелиного яда.Если после укуса появятся какие-нибудь признаки аллергии (большой отек, ощущение удушья, спазмы в животе, тошнота), надо, вытащив жало, срочно обратиться к врачу.Пчелиный укус – вещь неприятная и болезненная. Но не злитесь на пчел. Подумайте, может быть, это случилось из-за вашей собственной неосторожности.Пчелы – существа мирные. Они не нападают ради удовольствия. И если вдруг пчела начала кружить около тебя, лучше всего замереть. Не дергаться, даже когда она сядет на тебя, - пусть изучит запах и улетит. А если уж нет сил терпеть, попробуй смахнуть ее очень осторожно. Пчел привлекают блестящие украшения, запахи духов, яркая одежда. Одеваясь на прогулку, подумай, не примут ли тебя пчелы за цветочную клумбу.– К лесным опасностям относятся и такие насекомые как клещи. Главный вред клещей – не в их укусах, а в переносимых ими болезнях, например, клещевом энцефалите. Клещи питаются кровью крупных животных, а также человека. Взрослые клещи сидят обычно на кончиках травинок, подкарауливая своих жертв.Отрывать присосавшегося клеща ни в коем случае не следует – «головка» остается в коже и вызывает воспаление гораздо более опасное, чем сам укус. Лучше всего прижать к клещу пузырек со спиртом или одеколоном, и клещ отпадет сам.Если клеща не трогать, то он сосет кровь около суток, увеличивая объем своего тела примерно в 200 раз и достигает размера крупной горошины, после чего отпадает.
Закрепление изученного материала.(первичное)
Меры предосторожности:
Собираясь в лес, одень шапку или платок, чтобы насекомые не попали на голову или за шиворот.
5) Если укусила змея. Слайд №14
– Часто, гуляя по лесу, можно увидеть на вырубках, возле пней комочки змей, греющихся на солнышке. Жителям центральных областей России еще повезло. Из ядовитых змей здесь можно встретить только гадюк. Да и те во многих местах становятся все более редкими.Гадюк легко научиться отличать от безобидных ужей. У ужа по бокам находятся два больших, хорошо заметных пятна (желтые, оранжевые, грязно-белые). Не надо думать, что гадюка только и ждет – как бы кого-нибудь тяпнуть. Скорее наоборот, змеи избегают применять ядовитые зубы. Почуяв опасность, они стараются уползти и скрыться в густой траве, под камнями или в норе. Ну , а если кто из вас по неосторожности наступит на змею, то она, обороняясь, может укусить. Вот почему в подобных местах следует быть осмотрительными.При змеином укусе яд может быстро распространиться по организму, если не оказать помощь.
Признаки отравления:
1. Место укуса быстро отекает. Опухоль может охватить всю конечность и перейти на туловище.2. В первые 20-40 минут пострадавший испытывает шоковое состояние: бледность, головокружение, тошнота, рвота, частый и слабый пульс, падение артериального давления, потеря сознания.
Ваши действия:
1Пострадавшему обеспечить полный покой , так как любое движение усиливает кровообращение, а значит, и проникновение яда в организм.2. Продезинфицировать ранку йодом или спиртом.3. В первые же минуты начать отсасывать яд, регулярно сплевывая его. Делая это в течении 15 минут. Яд не глотать!4. Дать пострадавшему теплое питье и доставить его в лечебное учреждение. Сообщение учителя.
- Ходит по пустыне человек, ищет ядовитых змей, ловит их… . Но ведь они так ядовиты и опасны! Человек не боится змей – он змеелов. Это его работа. Он ловит змей, чтобы взять у них яд. Но зачем эму яд? Оказывается, змеиный яд – ценное лекарство, оно дороже золота.
Закрепление изученного материала.(первичное)
Как избежать укуса змеи?
- Любая змея пуглива. Встретившись с человеком – она старается спрятаться. Но, если преградить ей дорогу, нападает. Если же вы неосторожны и наступили на змею, она ужалит. Поэтому там, где могут быть змеи, не стоит ходить в шортах и лёгких тапочках, а надо надеть сапоги и длинные плотные брюки.
Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожнее. И, конечно, не надо совать руку в дупло дерева – там может оказаться совсем не белочка.
-В наших лесах в основном обитают безобидные ужи и ядовитые гадюки. По каким признакам отличить их?
- У ужей имеют по бокам головы жёлтые пятна. Гадюка – ядовитая змея. Вдоль спины гадюки тянется чёрная полоса.
6) Что такое молния?
(На слайде №15 звучат раскаты грома.)
Светило солнце. Но вдруг нависла черная туча. Гром гремит, молнии сверкают. Гром как ударит – страшно становится. Не то, что молнии – это красиво. В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие, и мужчины, и женщины. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Еще бы: как загремит – даже земля дрожит. Кажется, вот-вот расколется. Какие опасности может нанести человеку неживая природа?
« У природы нет плохой погоды»- поется в одноименной песне. Но не всякая погода хороша. Многие явления опасны для здоровья и жизни человека. К таким явлениям неживой природы относятся метель, гололед, гроза. О последнем явлении поговорим подробнее.
Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.
Обычно можно заранее понять, что собирается гроза. Сильно печет солнце, в воздухе накапливается влага, становится душно. На горизонте можно увидеть скопление мощных кучевых облаков. Ветер начинает дуть порывами, усиливается. Затем сверху из надувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
Чем опасна гроза?
Прежде всего молниевыми разрядами. Их прямое попадание для человека может быть смертельным. Ежегодно от молний в мире гибнет около 3 тысяч человек.
Другая опасность – сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий строения. Из-за этого человек может получить травму.
Молнии- гигантские искры, возникающие между небом и землей. Одновременно в атмосфере Земли происходит примерно 1800гроз, и каждую секунду и возникает около100 молний.
Линейная молния на равнинах, как правило бьет из облака в землю или воду. Она ударяет чаще всего в высокие предметы: шпили высоких домов и церквей, антенны. Для защиты построек от молний люди ставят молниеотводы. Слайд №16
Еще молнию притягивает вода. Если гроза застала вас купающимися или плывущими в лодке, немедленно добирайтесь до берега.
Молнию притягивают одиночные деревья на открытых местах. Поэтому прятаться под такими деревьями нельзя. Треть жертв молний укрывались под деревьями. Слайд №17,18
Нахождение во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности, так как стальные конструкции и высокие здания выполняют роль молниеотводов.
Если природа линейных молний понятна и предсказуема, то природа шаровой молнии до сих пор остается загадкой. Такая молния образуется, когда обычная молния распадается на отдельные участки. Светящиеся шары голубого, зеленого, желтого или красного цветов могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-либо предметом. Слайд №19
Драматический случай произошел с пятью альпинистами 17 августа 1978года на Кавказе. В ясную ночь люди остановились на ночлег. В палатку к альпинистам залетел светло-желтый шар величиной с теннисный мяч. Шар проникал в спальные мешки, вызывая ужасные крики. Люди чувствовали сильнейшую боль, не могли двигать ни руками, ни ногами, теряли сознание. После того, как шар посетил каждый спальный мешок несколько раз, он исчез. Альпинисты получили тяжелые раны, мышцы были вырваны целыми кусками, до самых костей. Одного из альпинистов шар убил. При этом шаровая молния не коснулась ни одного предмета.
Шаровая молния может появиться где угодно, даже в закрытых помещениях. Были случаи ее появления из телефонной трубки, розетки, электробритвы.
Размеры шаровой молнии могут быть от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Что делать, если в вашем доме появилась шаровая молния?
Нельзя делать резких движений и убегать, надо держаться подальше от электрических предметов.
Закрепление изученного материала.(первичное)
Чтобы уберечься от молний, надо соблюдать определенные правила. Познакомимся с ними. Слайд №20
( Дети читают )
Есть еще ряд правил поведения во время этого природного явления.
- Если вы заметили признаки приближения грозы, то переждите ее дома.
- Закройте двери, окна, дымоходы.
- Держитесь дальше от электропроводки , антенны, окон, дверей.
- Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
- Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
- Если вы застигнуты грозой на велосипеде, остановитесь и отойдите от велосипеда примерно на 30 метров.
- Если гроза застала вас в машине, то оставайтесь в ней. Только закройте окна, опустите антенну и остановитесь.
- Во время грозы не бегайте.
К нам поступило письмо от ученика 2 класса. Мальчик хочет узнать, что опасней: гром или молния?
- Ответить на этот вопрос в студию пригласили научного сотрудника лаборатории «Природные явления» (ученик Ф.И.О.)
- Здравствуйте, (ученик Ф.И.О.). Помогите ответить, что опаснее: гром или молния?
Выступление ученика.
В глубокой древности грозы боялись все. Люди думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они от раскатов грома.
- Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.
Если искра слабая, то и взрыв слабый. Если ты дотронешься до своего друга, то почувствуешь лёгкий удар тока. С пальца соскакивает маленькая искра, и слышен лёгкий треск. Это разряд тока в воздухе.
От удара молнии вспыхивают здания и деревья. Слайд №21
- Почему гром гремит так долго? Звук отражается от других туч и от земли. Это то же самое, что и эхо.
Гром – это звук от летящей молнии. Он убить не может, а вот молния – страшная. Поэтому грозу следует переждать в укрытии.
Значит гром – это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния страшная. Поэтому грозу следует переждать в укрытии
(Рассказ учителя о том, как получается молния.) Слайд №22
Попробуем сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги.
Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки.
ΙV. Закрепление изученного материала(вторичное)
Что делать, если на вас напала собака? Слайд №23
остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна;
встаньте боком к собаке;
твердым голосом отдайте несколько команд: «Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»
не делая резких движений, позовите хозяина;
если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага;
не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами или убегать от нее; не смотрите ей в глаза – это может спровоцировать животное на активные действия;
если собака приседает – она готовится прыгнуть. Защитите горло (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть);
если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите об этом взрослым и обратитесь в травмопункт.
Правила вежливости с кошками и собаками Слайд №24
– Не навязывайся животному в друзья, если оно не хочет – рычит, шипит.– Не трогай животных, если они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.– Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки – собака шутку поймет по-своему.– Не убегай на улице от собаки.– Не гладь незнакомых животных.– Будь вежлив с чужой собакой или кошкой, если ты в гостях. Можно ли с ними играть, спроси у хозяина.
Запомни правила: Слайд №25
Не собирай грибы и ягоды, которые не знаешь.
Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения.
Пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений не будет.
Правила безопасности: Слайд №26
Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.
Нельзя купаться во время грозы.
Нельзя находиться возле металлических предметов (заборов, решеток) и прикрываться от дождя металлическими предметами (тазом, ведром и другими предметами.)
V. Итог урока.
Какой была главная задача нашего урока?
- Какие вы теперь знаете правила? Дети отгадывают загадки и перечисляют правила.
VΙ. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке:
Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – раскрасьте солнышко.
Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - раскрасьте солнышко, которое закрыла тучка.
Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - раскрасьте тучку.
У детей на парте смайлики Слайд №27 - Поднимание руку, кто получил ту оценку, которую хотел?- Кто получил оценку выше желаемой?- Кто получил оценку ниже желаемой?- Как вы думаете почему? Что нужно сделать для того, что бы на следующем уроке получить желаемую оценку
- Кто может похвалить себя? За что ? Кто недоволен собой? Что не получилось ?
VΙΙ. Домашнее задание.
Предложить детям сделать презентацию по пройденному уроку.
Обмен опытом ФорумПриложение 1.
Приложение 2 .
Выступление ученика 1.
Огонь - друг и враг человека. Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочис-ленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет. Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан. В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им. Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло "оскорбить" огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня. , преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека. Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира. Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы. Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но много-дневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его. погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело". В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек. По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, города Поволжья. На голом месте, без крова и средств существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные. ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед. Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем. Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран. В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь. Выступление ученика 2 .
Огонь – друг, огонь – враг… какой гранью он обернется к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: « не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет». Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электри-ческий утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ . В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью. В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмеримо возросла. В каждом доме – обилие электроприборов. Здесь и холодильники, электрочайники, и телевизоры, наконец, утюги и электронагреватели. Во многих домах газ - незаменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении. Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах. Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках - предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека. В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей. О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковырнуть ими в розетке – тяжелая травма неизбежна. Примерно каждый шестой – восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре – несовершеннолетний. За этой статистикой – трагедия многих людей. И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети. Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводило к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей. Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помещений, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое - кто ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях порой нелегко. Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и – о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она падает на пол или стол, или скатерть… Беды тогда не миновать. Ведь температура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики. Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи. На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде. Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризничает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны – ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым. Иные родители используют спички для игр с детьми – выкладывают из них различные фигурки, учат считать. Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем в близи строений, около хлебных массивов, в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва. А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерасположенных этажей, вызывая серьезные пожары. Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар. Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам. Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном законном порядке.